Text (PDF):
Read
Download
Исследование и анализ историко-культурного опыта Российской Федерации и Беларуси и их взаимодействия может помочь эффективнее решать современные задачи в сфере как культуры, так и интеграции, учесть те просчеты и ошибки, которые были допущены в процессе формирования культурной политики государств. В настоящее время мы отмечаем возрастание общественно-политического интереса к событиям, происходившим в сфере культуры в Российской Федерации и странах-участницах Содружества Независимых Государств с 1991 года и до настоящего времени. Культура, обеспечивающая коммуникационный процесс, является необходимым инструментом, облегчающим взаимопонимание между государствами. В этом смысле распространение лучших образцов русской культуры и укрепление позиций русского языка позволяет усилить роль России в ее активном влиянии на интеграционный процесс. Сейчас этот вопрос стал еще более актуальным в связи с успешной реализацией проекта Союзного государства России и Беларуси, а также с появлением Евразийского экономического союза. Цель статьи - определить, каким образом развивается российско-белорусское культурное сотрудничество, и какие факторы мешают этому развитию. Культура - это понятие, имеющее огромное количество значений, так как оно связано с различными областями человеческой жизнедеятельности. Ведь роль культуры всегда была значительной на всем протяжении человеческой истории. Она позволяла народам осуществлять взаимодействие друг с другом, которое, правда, не всегда было мирным. Культура становилась маркером объединяющихся народов в единую политическую нацию. Культура исторически сохраняла единство народов, проживающих на определенной территории, поддерживая территориальную целостность. Культура лежит в основе человеческой жизнедеятельности, формируя все ее сферы. Невозможно понять специфику деятельности разных общественных институтов и их взаимодействие друг с другом и с населением, позиции населения в определенном сообществе без исследования его культуры [5, с.70]. Многие исследователи в своих трудах всячески подчеркивали значимость культуры для становления единой государственности, т.е. отмечали, таким образом, именно ее интегративные свойства, показывая грандиозное влияние культуры на человеческие коллективы, государственность и их развитие [1, с. 261; 2, с.646-647; 3, с.440-441;6, с.163; 8, с.232; 9, с.140]. Соответственно, культурно-исторический опыт - это наследие, которое постоянно используется и возобновляется, признается населением в целом и каждым жителем в отдельности. Культура может быть рассмотрена и с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе. К функциям культуры можно отнести следующие: адаптивная функция, интегративная функция, коммуникативная функция, функция социализации, компенсаторная и игровая функции. В итоге, проведя анализ влияния культуры, можно сделать вывод, что культура - это интегратор и при этом очень удобный интегратор. А что ещё может так сплачивать людей и при этом влиять на развитие общества, как общечеловеческие ценности, общий менталитет и политическая культура? Именно поэтому доминирующей тенденцией межгосударственных отношений в современном мире является интеграция. В философском понимании под интеграцией понимается процесс или действие, имеющее своим результатом определённую целостность. Разрозненные и относительно простые в прошлом части становятся относительно едиными, но при этом целое не теряет своей внутренней сложности [4, с.5]. В современном мире интеграционные процессы обусловлены мировыми политическими и экономическими процессами, выраженными в глобализации и интернационализации экономик. Поэтому интеграцию также можно представить, как нарастание экономической, политической и правовой взаимозависимости [7, с.95]. При этом очевидно, что наиболее успешно происходит интеграция между теми государствами, которые имеют общий исторический и культурный опыт. Главной особенностью формирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве является особая роль России. С 1991 г. Россия и Беларусь строят свои отношения в области культурного содружества на принципиально новой основе, они прошли непростой путь от начального этапа культурного сотрудничества до формирования единого культурного пространства. Для этой деятельности существуют правовые основания. Так, в Декларации принципов международного культурного сотрудничества, принятой еще 4 ноября 1966 года на XIV сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, особо отмечалось: «Культурное сотрудничество должно содействовать установлению между народами прочных и постоянных связей, которые не должны страдать от напряженности, могущей возникать в межгосударственных отношениях» [12]. Аналогичная мысль была высказана в Беловежском соглашении о создании СНГ. В нем, в статье 4 говорится о том, что «высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях. Содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства. Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях» [10]. Следует отметить Договор о создании Союзного государства между Россией и Беларусью, заключенный в 1999 году в Москве Б. Ельциным и А. Лукашенко [18]. В многостороннем сотрудничестве государств Содружества культурная составляющая определена в качестве одного из приоритетных направлений. В августе 2005 года в развитие этой Декларации на саммите в Казани одиннадцать глав государств подписали Соглашение о культурном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств [15]. Это еще раз подчеркивает возрастающую актуальность и востребованность культуры. Стремясь к активному возрождению в Беларуси национальной культуры был принят закон «О культуре», что имело большое прогрессивное значение в дальнейшем развитии общего культурного пространства. Благодаря развитию законодательной базы культура и искусство в Беларуси сохранили свой приоритет. При этом в России попытки обратиться к идеям национальной культуры не были распространены, видимо, по причине многонациональности российского общества. Помимо этого, финансирование в области культуры до начала 2000-х годов было крайне низким. Материально-техническая база культуры, особенно в 1990-е годы значительно ослабла, что отрицательно отразилось на развитии культурной политики государства, повлекло закрытие кинотеатров, клубов, библиотек, музеев, театров и т.д. Однако после 2000 года положение стало меняться к лучшему. Эта же ситуация аналогична и для Беларуси. Все эти недостатки в развитии разных направлений культуры негативно сказывались на воспитании молодежи. Это привело к формированию целого поколения нигилистически настроенных молодых людей с разрушенной системой человеческих ценностей. Кроме того, в деятельности организаций культуры этих стран в конце XX века наблюдалась ориентация на западную культуру, хотя взаимный интерес россиян и белорусов, в особенности интерес Беларуси к культуре Российской Федерации, прежде всего, в области литературы и кино, и после распада СССР, оставался довольно высоким. Помимо этого, с сожалением нужно отметить, что произошел перекос освещения в негативном плане советского периода истории, который является общим для России и Беларуси. Многие события советской власти искажались и искажаются до сих пор. В этой связи, перед странами встала проблема возвращения исторической правды. Здесь уже исключительно большая роль принадлежит культуре. По этим причинам активизировалась деятельность, как Российской Федерации, так и Беларуси, по реализации основных приоритетных направлений в области культурного сотрудничества. Например, ежегодный музыкальный фестиваль «Славянский базар», открытие которого состоялось в белорусском городе Витебске еще в 1992 году, Дни российской культуры в Беларуси и наоборот привлекают огромное внимание к себе. Министерство культуры Российской Федерации придает особое значение отношениям с Беларусью в области культуры, оно регулярно проводит кроме Дней культуры, недели кино, художественные салоны, театральные и музыкальные фестивали, кинофестивали и т.д. Кроме того, существуют давно действующие институты в области культурного сотрудничества. Например, Совет по культурному сотрудничеству государств - участников СНГ был создан еще в мае 1992 года Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной. Своей основной задачей Совет определил «дальнейшее развитие культурного сотрудничества государств - участников СНГ по линии государственных органов управления культурой международных, региональных и национальных объединений и ассоциацией деятелей культуры и искусства» [14]. МФГС (Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества) также способствует развитию диалога культур на пространстве СНГ, где особенно важными являются российско- белорусские проекты [11]. Таким образом, основными направлениями культурного взаимодействия России и Беларуси в настоящее время можно назвать обмен соответствующими делегациями, проведение взаимных годов культуры, институционализацию культурного сотрудничества. И здесь у России существует довольно много возможностей для укрепления позиций русской культуры в Беларуси. Роль культуры во внешнеполитическом взаимодействии существенно выросла: она помогает сглаживать разногласия, способствует формированию положительного образа страны. Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» работает на укрепление международного авторитета России. В 2014 году был утвержден важнейший документ, касающийся культурной политики России - Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [16]. По словам президента, такой проект помогает переосмыслить значение культуры в жизни общества, когда культура - это не сфера развлечений, а миссия [13]. От реализации этой политики во многом зависит и внешняя культурная политика, поскольку, не конкретизировав цели и задачи внутренней государственной политики, достаточно сложно вести целенаправленную эффективную культурную политику по отношению к другим странам. Некоторые исследователи отмечают, что русская культура обладает способностью интегрировать другие культуры на основе базовых ценностей, доброжелательности и уважения [17]. Основными направлениями политики Российской Федерации в сфере культурного взаимодействия в настоящее время, основываясь на деятельности Россотрудничества и МФГС, можно назвать следующие: 1. Межгосударственные программы и проекты. Например, проект МФГС и ЮНЕСКО «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке» (2009-2014). 2. Различные мероприятия, посвященные творчеству поэтов и писателей, присуждение премий и наград за успехи в области культуры. 3. Обсуждение проблем на международных форумах, на которых обсуждается то, как сформировать культурное пространство, учитывая традиции и инновации, в том числе глобализацию и коммуникационные технологии. 4. Мероприятия, посвященные победе в Великой Отечественной войне. Например, выставка плакатов «Грани Победы», которая будет экспонироваться в 22 странах. 5. Мероприятия, направленные на укрепление русского языка на пространстве СНГ. Таким образом, мы наблюдаем постепенную активизацию культурной политики России. Важно, что часть этих программ сейчас направлена на молодежную аудиторию, хотя все еще подобных программ недостаточно. Это позволяет с уверенностью говорить о сохранении значимости не только культуры России и русского языка, но и о росте влияния России в целом на постсоветском пространстве. Для плодотворного культурного взаимодействия между странами необходимо сотрудничество, модернизация, способность к компромиссу и диалогу. Это ключи к решению проблемы межкультурных противоречий.