Text (PDF):
Read
Download
21 век - век глобализации. Трудно не согласиться с данным утверждением. Новое молодое поколение живет сейчас в уникальных условиях развития мировой цивилизации. Не так давно отпали биполярные конструкции мирового сообщества, хотя и по нынешний день они о себе дают знать. Происходит так называемая мировая интеграция, или говоря другим термином - глобализация. Рассматривая отношения России и Абхазии, следовало бы обратить внимание на их современную историю, которая берет свое начало с распада СССР. Россия и Абхазия, как и другие страны бывшего Советского Союза, прошли через все потрясения, которые являлись последствиями политических, экономических и социальных изменений девяностых годов: начиная от войны и борьбы с криминалом, заканчивая банальной нищетой населения и упадком всей социальной сферы в целом. Сейчас, спустя более 25 лет, мы видим, что Россия и Абхазия являются независимыми суверенными государствами, которые, несмотря на нынешнюю мировую политическую обстановку, развиваются хорошими темпами в разных сферах общественной жизни. Между нашими странами заключены множество договоров, которые касаются вопросов экономического и политического сотрудничества. Особое внимание требует вопрос о социально- культурном развитии наших стран. В частности, следует обратить внимание на духовный фактор, который оказывает значительное влияние на развитие общества. Духовность представляет собой совокупность представлений о мире, нравственные начала человека, принципы, на которых основывается его жизнь [8, c.67]. Также к понятию духовности можно отнести и религиозные нормы, которыми руководствуется человек. Из-за процесса глобализации рождаются тенденции потери многообразных культурных ценностей. Такая проблема имеет свои весьма веские основания. В нынешних реалиях, когда массовая культура все более и более увеличивает свое влияние на развитие человека и общества, возникает опасность утрачивания духовных начал. Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности [8, c. 71]. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее. Необходимость развития духовной сферы жизни, продиктовано различными условиями. Государство, которое хочет стабильно и правильно развеваться, должны обеспечить духовную безопасность общества. Для чего именно? Дело в том, что люди, обогащенные и развитые в духовном плане, легче находят компромиссы в процессе взаимодействия друг с другом. Это, в частности, касается и взаимодействия человек с государством. Возникшие общественные проблемы по времени своего действия существуют не длительно. Уменьшается количество крайних позиций в обществе, а также количество острых маргинальных настроений. Такое развитие общества обуславливается уровнем развития образования, культуры, науки. Особое место также отводится соблюдению прав и свобод человека. Однако, параллельно с процессом глобализации возникают и иные тенденции. В рамках культурных отношений между Россией и Абхазией намечается повышение значения этнокультурной самобытности, усиливается стремление к культурной индивидуальности. Как отмечает философ Олег Дамениа, «уже 200 лет абхазская культура находится в русском культурном пространстве и русской культурной среде. При этом, абхазская не утратила своей идентичности. Напротив, за это время в жизни абхазской культуры под влиянием русской культуры произошли значительные структурные изменения» [11, c.88]. В такой ситуации мы видим, что не происходит взаимного обеднения культур России и Абхазии, несмотря на их интеграционное процессы. Как российская, так и абхазская общественность положительно оценивают межкультурные связи между странами. Благодаря этому, достигается духовное развитие социума в целом, что в лучшую сторону сказывается на ее индивидуальности и безопасности. Очень важно сохранять духовное развитие наших стран. На протяжении всей истории сотрудничества между Абхазией и Россией просматриваются стремления к взаимному развитию во всех сферах общества. В рамках религиозного развития следует отметить строительство в 1875 году известного во всем христианском мире Ново-Афонского монастыря Симона Канонита. Новый Афон стал одним из крупных центров православия на черноморском побережье. В 1876 году открылась и монастырская школа для абхазских мальчиков, которые учились грамоте и читали молитвы не только на церковно-славянском, но и на родном абхазском языке [10, c.267]. В рамках развития медицины произошло открытие в городе Сухум первой большой больницы, которая стало результатом трудов таких врачей как Остроумова А. А. и Мостикова А. И. Помимо этого, существуют различные договоренности между Россией и Абхазией в сфере науки и образования. Примером это может быть сегодняшнее мероприятие. Особое внимание требует развитие духовности среди молодежи. Абхазская и российская молодежь активно участвует в различных мероприятиях, таких как международный молодежный лагерь «Селигер», молодежный форум «Форос в Абхазии», международный конгресс «Интердиалог». На территориях двух стран осуществлены десятки культурных мероприятий в рамках проекта «Культурный сезон Россия-Абхазия». В наших странах существуют общества Дружбы Россия-Абхазия и соответственно Абхазия- Россия. Осуществление мероприятий подобного типа приносит пользу не только социальному развитию данных стран, но и культурному. Потому как духовное развитие является основополагающим фундаментом жизни человека, а человек в свою очередь является опорой государства, данное явление имеет важное значение для стабильной жизнедеятельности общества. На духовно развитого человека сложнее воздействовать с помощью радикальных и маргинальных идей. Духовность представляется собой как щит, необходимый для защиты основных жизненных ценностей, которые выражаются в традициях и обычаях. Государство, как отдельный институт общества, должно производить меры по защите данных ценностей, передачи от одного поколению другому и защиты от влияния массовой культуры. Помимо государства в поддержании духовности общества сильную роль играют средства массовой информации [9, c. 22]. Из-за своей особенности и значимости они могут воздействовать не только на одного индивида, но и на само общество в целом. В нынешнее время - время цифровых технологий, не трудно найти источники информации. Непосредственная задача средств массовой информации - это донести ту культурную и духовную информацию в простой, доступной форме; чтобы она имела свою актуальность и значимость, и не противоречила тем социальным нормам, которые уже существуют в отдельно взятом социуме, с характерными обычаями, традициями и нравами. Роль самого человека в духовном развитии также важна для общества. Самостоятельно прививание, анализ, сопоставление культурных норм, в частности затрагивающих вопросы духовной жизни, повышают общую грамотность человека, как участника общественных отношений. Он становится более богатым в плане культурного и этического развития. В заключение нужно сказать, что проблема духовности в современном мире весьма и весьма значима. Условия современной жизни человека ставят под угрозу утрачивания духовных начал в обществе. Это продиктовано многими причинами, в том числе и мировыми процессами, в частности - глобализацией. Общество в лице государства играет наиболее важную роль в защите, укреплении и развитии духовной сферы жизни. Именно оно - государство, обладает многочисленными рычагами и инструментами, с помощью которых может поддерживать необходимый уровень развития отношений в такой отдельно взятой сфере общества. Также, необходимо межгосударственное взаимодействие, в особенности привлекая для этого молодежь - как будущих хранителей духовных ценностей.