Abstract and keywords
Abstract (English):
The detailed characteristic of the place and role of the Republic of Kazakhstan, her political leader, President of the country Nazarbayev Nursultan Abyshevich in the course of the Euroasian economic integration is given. History of creation and activity of the Commonwealth of Independent States (CIS), the Euroasian economic community (EurAsEC), Eurasian Economic Union (EEU) are stated.

Keywords:
economic integration, Commonwealth of Independent States (CIS), Euroasian Customs union, Eurasian Economic Community (EurAsEC), Eurasian Economic Union (EEU)
Text
Publication text (PDF): Read Download

Евразийский регион геостратегически предоставляет собой уникальную возможность для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стать мостиком, соединяющим экономики Запада и Востока. Активную роль в этом процессе играет Республика Казахстан и ее политический лидер, Президент страны Нурсултан Абышевич Назарбаев. Политическая элита во главе с Назарбаевым Н. А. всегда была сторонником тесного сотрудничества, дружеских отношений со странами и народами постсоветского пространства, являясь активным участником евразийского интеграционного процесса. В годы распада СССР Назарбаев Н. А. приложил немало усилий для создания и сохранения вновь образуемого международного сообщества государств постсоветского пространства - Содружества Независимых Государств (СНГ). Назарбаев Н. А не принял участия в Беловежском сговоре лидеров трех республик Б. Ельцина, Л. Кравчука, С. Шушкевича 8 декабря 1991 года, более того инициировал встречу пяти центральноазиатских республик: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, которые 13 декабря 1991 года выразили согласие войти в состав СНГ. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате по инициативе Н. Назарбаева была проведена встреча глав одиннадцати вновь создаваемых государств (не участвовали Грузия, Латвия, Литва, Эстония). Результатом встречи стала Алма-Атинская Декларация в которой были изложены цели и принципы объединения стран СНГ. Легитимация образования СНГ была завершена 26 декабря 1991 года, когда Совет Республик Верховного Совета СССР принял Декларацию под названием «В связи с созданием Содружества Независимых Государств (СНГ)», в которой было провозглашено, что «СССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование». Были подписаны ряд соглашений и протоколов. Значимым являлось то, что создание СНГ позволило сохранить часть постсоветского пространства как базовую международную организацию для выстраивания сотрудничества и связей между их странами и народами. Удалось сохранить ее дееспособность и дальнейшее развитие. Подчеркиваю, опираясь на вышеизложенную информацию, значительный вклад, важную роль в этом процессе Назарбаева Нурсултана Абышевича. Подтверждением данной позиции является и то, что Межпарламентская ассамблея СНГ была создана 27 марта 1992 года, подписанием Соглашения об МПА СНГ главами 6-ти государств в городе Алма-Ате, в то время - столице Республики Казахстан. Евразийскому интеграционному процессу способствует активная внешнеполитическая деятельность Республики Казахстан в таких международных организация, как СНГ, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) в прошлом и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) ныне и др. Республика Казахстан всегда была первой в создании экономических объединений на постсоветском пространстве. Идея о создании евразийской интеграции была впервые инициирована Назарбаевым Н.А. еще в 1994 году. В 1995 году для более тесного и взаимовыгодного экономического сотрудничества Президенты Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации подписали первое соглашение о создании Таможенного союза (позже к нему присоединились Кыргызстан и Таджикистан). В 2000 году на основе этих договоренностей было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)[1]. Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано тремя различными договорами, активным участником которых являлся Казахстан. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание; второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, который появился на свет как Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России с 1 января 2010 года. ЕврАзЭС как международная экономическая организация стран постсоветского пространства просуществовала с 2001 по 2014 годы. Это был сложный процесс экономического сотрудничества, формирования и функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Этот процесс был сложным, противоречивым и не всегда эффективным, поэтому, сыграв свою исторически важную, несомненного положительную роль, сообщество было упразднено, а на его основе был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как более тесное интеграционное содружество стран. Причем, идея создания ЕАЭС принадлежит Назарбаеву Н.А. (он даже предложил единую валюту - «алтын» еще в 2012 году). Идея с валютой не была поддержана, а вот создание более эффективно функционирующего экономического союза было не только поддержано Путиным В. В., Медведевым Д. А., Лукашенко А. Г., но и реализовано. Инициативы, активное участие Назарбаева Н.А. в евразийском интеграционном процессе были высоко оценены Путиным В. В. Так на встрече в Астане 7 июля 2013 года он назвал Н. Назарбаева «отцом - основателем Таможенного союза», «главным интегратором постсоветского пространства». В определенной степени евразийскому интеграционному процессу может способствовать практическая реализация инициатива Н. Назарбаева, который при поддержке лидеров многих стран сформировал такую диалоговую площадку как Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Первый саммит на высоком уровне состоялся в Алма-Ате 4 июля 2002 года, хотя идею озвучил Н. Назарбаев еще в 1992 году на 47-й сессии ГА ООН. В саммите приняли участие представители ООН, ОБСЕ, Лиги арабских государств, многих стран. Были приняты Алма-атинский акт и Декларация СВМДА «Об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями». Тем самым, Н. Назарбаев стремился создать политико-дипломатический мостик между Европой и Азией. Конечно идея создания некоего ОБСЕ в Азии, пока не нашла практической реализации, но она несомненно перспективна. ЕАЭС - это международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года [2] , вступил в силу с 1 января 2015 года. В состав первично вошли Республики Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, позже 2 января 2015 года, присоединились Армения, Кыргызстан. ЕАЭС был создан на базе Таможенного союза ЕврАзЭС для укрепления экономик стран участниц и сближения друг с другом, в целях модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке, дальнейшей экономической интеграции. В п. 51 Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 30 ноября 2016 г. определяются цели и задачи интеграционного процесса. «Россия считает ключевой задачу углубления и расширения интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Республикой Армения, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой в целях стабильного развития, всестороннего технологического обновления, кооперации, повышения конкурентоспособности экономик государств- членов ЕАЭС и повышения жизненного уровня их населения. ЕАЭС призван обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, стать площадкой для реализации совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов. Созданный на основе универсальных интеграционных принципов, ЕАЭС способен сыграть важную роль в деле гармонизации процессов в Европейском и Евразийском регионах» [3]. В стратегическом понимании Назарбаева Н.А. ЕАЭС должен: -- создаваться как конкурентоспособное глобальное экономическое объединение; -- формироваться как прочное звено, сцепляющее евроатлантический и азиатский ареалы развития и как самодостаточное региональное финансовое объединение, которое будет частью новой глобальной валютно-финансовой системы; -- геоэкономическое, а в перспективе и геополитическое возмужание евразийской интеграции, должно идти исключительно эволюционным и добровольным путем; -- развитие ЕАЭС возможно только на основе широкой общественной поддержки [5, с.101-102]. ЕАЭС с самого начала своей деятельности не создает препятствий для многовекторной, многополярной внешней политики, вхождения и включения Казахстана в другие региональные объединения, соответствующие приоритетам и целям государственной политики Казахстана [5, с. 102]. ЕАЭС - это совершенно новый тип интеграции постсоветских государств, основанный на нерушимости законодательства и исключающий какое-либо давление и доминирование [5, с.104]. В выступлении на заседании Высшего Евразийского Экономического Совета 29 мая 2013 года, Назарбаев Н. А. определил основные принципы евразийской интеграции: дальнейшая работа в рамках евразийской интеграции будет базироваться на принципах взаимовыгоды, равенства, эволюционности, прагматизма, практицизма и незыблемости политического суверенитета. Что дает Республике Казахстан евразийская экономическая интеграция? Во-первых, у Казахстана появятся более сильные переговорные позиции и конкурентные преимущества в экономических отношениях с третьими странами. Казахстанские производители, получив доступ к российской транспортной инфраструктуре, уже сейчас сокращают свои издержки при экспорте, повышая конкурентоспособность продукции на европейских рынках. Во-вторых, важной экономической предпосылкой развития евразийской интеграции является задача по преодолению сырьевой зависимости казахстанской экономики, что позволит ускорить индустриализацию страны. В-третьих, выйти на новый уровень экономический интеграции, проводить единую со странами союза внешнеторговую политику, формировать общее пространство для технического регулирования, улучшать координацию развития важнейших отраслей экономики страны. В-четвертых, единый рынок с Россией, Белоруссией, другими странами союза, также позволит Казахстану стать связующим звеном между мощными экономиками КНР и Европейского Союза. Деятельность стран-членов ЕАЭС носит динамичный характер, и, естественно возникают несовпадение интересов, определенные сложности во взаимоотношениях. Можно выделить некоторые из них: -- отсутствие жесткой коллективности, привязанности принадлежности только к данному объединению, в виду многовекторности внешней политики Республики Казахстан. Наряду с участием в работе СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и др., Казахстан выстраивает взаимовыгодные отношения с США, КНР, ЕС, участвует в Программе НАТО «Партнерство во имя мира» и т.п. Это выбор страны, это не недостаток, проблема, а фактор, который необходимо учитывать в интеграционном процессе; -- остаются опасения некоторых экономических угроз для казахстанских производителей со стороны России (доля российской экономики в ЕАЭС составляет 80%); -- негативные последствия санкций, введенных Западом против Российской Федерации. Эти санкции коснулись и Казахстана, ввиду возросшей интеграции экономик стран. Санкции имеют двоякое значение. С точки зрения казахстанской стороны, основным источником отрицательного влияния будет стремление России, изолируемой от Запада, быстрее и теснее «привязать» экономику Казахстана, с тем, чтобы обеспечить своим производителям возможность для экспансии на Восток. Положительное влияние обусловлено необходимостью для Запада активнее бороться за присутствие в Казахстане, не допуская вытеснение из Казахстана компаний развитых стран под растущим влиянием России [5,103-104]; -- импортозамещение не должно повлечь за собой отход от цели формирования в Союзе единой согласованной промышленной политики. В ходе постоянных переговоров между Президентами Российской Федерации и Республики Казахстан, Назарбаев Н.А. сформулировал набор конкретных мер по смягчению последствий проблем в мировой экономике: -- проработка вопроса транзита российского газа и нефти через Казахстан в Китай; -- совместное освоение каспийских месторождений; -- сотрудничество в области угольной промышленности; -- транзит с использованием новой дороги вдоль Каспийского моря на Персидский залив; -- завершение проекта «Западная Европа - Западный Китай» [5, с.105]. Новым шагом в евразийской экономической интеграции явился саммит ЕАЭС в Бишкеке 14 апреля 2017 года. В выступлении на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) Н.Назарбаев отметил, что ситуация в торговле между странами-членами ЕАЭС улучшилась. У Казахстана товарооборот с ЕАЭС вырос на 56,5%. Президент Республики Казахстан заявил о необходимости активизации проработки вопросов сотрудничества с Ираном, Китаем, Индией, Сингапуром, Сербией, Израилем и другими странами, изъявившими такое желание. Н. Назарбаев указал на необходимость взаимной поддержки экономик стран-участниц ЕАЭС. В частности Казахстаном приняты конкретные меры помощи Кыргызстану - досрочно предоставлены внутренние железнодорожные тарифы при перевозках кыргызских грузов транзитом через Казахстан, что позволило Кыргызстану сэкономить порядка 60 млн. долл. На встрече достигнуто соглашение Президентов РФ и Казахстана о продолжении сотрудничества в космосе с использованием Байконура на длительную перспективу с учетом корректировки планов по космодрому Восточный. В качестве вывода, можно сформулировать позицию Назарбаева Н. А.: «Свой путь интеграции в мировое сообщество - не потому, что этот путь абсолютно совершенен, а потому, что для нас и для Казахстана в нем больше положительных сторон, преимуществ, чем отрицательных сторон и недостатков… Наш основной приоритет незыблем и бесспорен: безопасность нации и сохранение государственности [5, с.105].
References

1. Dogovor ob uchrezhdenii Evraziyskogo Soobschestva // Materialy zasedaniya Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzES. - Astana, 10.10.2000

2. Dogovor o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze. Astana-29 maya 2014g. Oficial'nyy sayt Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii http://www.eurasiarcomission, org, 30.10.2014

3. Koncepciya vneshney politiki Rossiyskoy Federacii, utverzhdennoy Ukazom Prezidenta RF ot 30 noyabrya 2016 g. №640. - Oficial'nyy sayt Prezidenta Rossii, www.kremlin.ru

4. Koncepciya vneshney politiki Respubliki Kazahstan na 2014-2020gg., utverzhdennoy Ukazom Prezidenta Respubliki Kazahstan 21 yanvarya 2014g. - Oficial'nyy sayt Prezidenta Respubliki Kazahstan

5. Aktaeva Kulyaysha. Evraziyskaya integraciya: vneshnie vyzovy i vnutrennie resursy/ K. Aktaeva// Mezhdunarodnaya zhizn'. - 2016. - №1. - S.101-105

6. Vlasov Aleksey. Evraziyskaya integraciya: vzglyad iz Kazahstana. - http://www.ra - centr.ru/

7. N.A. Nazarbaev i vneshnyaya politika Kazahstana: sbornik dokumentov i materialov v 3-h tomah/ otv. red. B.K. Sultanov. - Almaty.: KISI pri Prezidente RK, 2010

8. Nazarbaev N. A. Strategiya radikal'nogo obnovleniya global'nogo soobschestva i partnerstva civilizaciy/N.A. Nazarbaev - Almaty: Zhibek Zholy, 2012. - 180 s

9. Taybekuly Aydos. Kazahstan i Evraziyskaya integraciya: ozhidaniya i real'nost'/ A. Taybekuly. - Astana-Almaty.: IMEP, 2016. - 68s

10. Hanbabyan Armen. Globalizaciya po-kazahstanski. Nazarbaev - glavnyy integrator Evrazii? /A. Hanbabyan// Nezavisimaya gazeta. - 2002. - 5 iyunya

Login or Create
* Forgot password?