Publication text
(PDF):
Read
Download
Евразийский регион геостратегически предоставляет собой уникальную возможность для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стать мостиком, соединяющим экономики Запада и Востока. Активную роль в этом процессе играет Республика Казахстан и ее политический лидер, Президент страны Нурсултан Абышевич Назарбаев. Политическая элита во главе с Назарбаевым Н. А. всегда была сторонником тесного сотрудничества, дружеских отношений со странами и народами постсоветского пространства, являясь активным участником евразийского интеграционного процесса. В годы распада СССР Назарбаев Н. А. приложил немало усилий для создания и сохранения вновь образуемого международного сообщества государств постсоветского пространства - Содружества Независимых Государств (СНГ). Назарбаев Н. А не принял участия в Беловежском сговоре лидеров трех республик Б. Ельцина, Л. Кравчука, С. Шушкевича 8 декабря 1991 года, более того инициировал встречу пяти центральноазиатских республик: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, которые 13 декабря 1991 года выразили согласие войти в состав СНГ. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате по инициативе Н. Назарбаева была проведена встреча глав одиннадцати вновь создаваемых государств (не участвовали Грузия, Латвия, Литва, Эстония). Результатом встречи стала Алма-Атинская Декларация в которой были изложены цели и принципы объединения стран СНГ. Легитимация образования СНГ была завершена 26 декабря 1991 года, когда Совет Республик Верховного Совета СССР принял Декларацию под названием «В связи с созданием Содружества Независимых Государств (СНГ)», в которой было провозглашено, что «СССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование». Были подписаны ряд соглашений и протоколов. Значимым являлось то, что создание СНГ позволило сохранить часть постсоветского пространства как базовую международную организацию для выстраивания сотрудничества и связей между их странами и народами. Удалось сохранить ее дееспособность и дальнейшее развитие. Подчеркиваю, опираясь на вышеизложенную информацию, значительный вклад, важную роль в этом процессе Назарбаева Нурсултана Абышевича. Подтверждением данной позиции является и то, что Межпарламентская ассамблея СНГ была создана 27 марта 1992 года, подписанием Соглашения об МПА СНГ главами 6-ти государств в городе Алма-Ате, в то время - столице Республики Казахстан. Евразийскому интеграционному процессу способствует активная внешнеполитическая деятельность Республики Казахстан в таких международных организация, как СНГ, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) в прошлом и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) ныне и др. Республика Казахстан всегда была первой в создании экономических объединений на постсоветском пространстве. Идея о создании евразийской интеграции была впервые инициирована Назарбаевым Н.А. еще в 1994 году. В 1995 году для более тесного и взаимовыгодного экономического сотрудничества Президенты Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации подписали первое соглашение о создании Таможенного союза (позже к нему присоединились Кыргызстан и Таджикистан). В 2000 году на основе этих договоренностей было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)[1]. Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано тремя различными договорами, активным участником которых являлся Казахстан. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание; второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, который появился на свет как Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России с 1 января 2010 года. ЕврАзЭС как международная экономическая организация стран постсоветского пространства просуществовала с 2001 по 2014 годы. Это был сложный процесс экономического сотрудничества, формирования и функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Этот процесс был сложным, противоречивым и не всегда эффективным, поэтому, сыграв свою исторически важную, несомненного положительную роль, сообщество было упразднено, а на его основе был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как более тесное интеграционное содружество стран. Причем, идея создания ЕАЭС принадлежит Назарбаеву Н.А. (он даже предложил единую валюту - «алтын» еще в 2012 году). Идея с валютой не была поддержана, а вот создание более эффективно функционирующего экономического союза было не только поддержано Путиным В. В., Медведевым Д. А., Лукашенко А. Г., но и реализовано. Инициативы, активное участие Назарбаева Н.А. в евразийском интеграционном процессе были высоко оценены Путиным В. В. Так на встрече в Астане 7 июля 2013 года он назвал Н. Назарбаева «отцом - основателем Таможенного союза», «главным интегратором постсоветского пространства». В определенной степени евразийскому интеграционному процессу может способствовать практическая реализация инициатива Н. Назарбаева, который при поддержке лидеров многих стран сформировал такую диалоговую площадку как Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Первый саммит на высоком уровне состоялся в Алма-Ате 4 июля 2002 года, хотя идею озвучил Н. Назарбаев еще в 1992 году на 47-й сессии ГА ООН. В саммите приняли участие представители ООН, ОБСЕ, Лиги арабских государств, многих стран. Были приняты Алма-атинский акт и Декларация СВМДА «Об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями». Тем самым, Н. Назарбаев стремился создать политико-дипломатический мостик между Европой и Азией. Конечно идея создания некоего ОБСЕ в Азии, пока не нашла практической реализации, но она несомненно перспективна. ЕАЭС - это международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года [2] , вступил в силу с 1 января 2015 года. В состав первично вошли Республики Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, позже 2 января 2015 года, присоединились Армения, Кыргызстан. ЕАЭС был создан на базе Таможенного союза ЕврАзЭС для укрепления экономик стран участниц и сближения друг с другом, в целях модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке, дальнейшей экономической интеграции. В п. 51 Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 30 ноября 2016 г. определяются цели и задачи интеграционного процесса. «Россия считает ключевой задачу углубления и расширения интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Республикой Армения, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой в целях стабильного развития, всестороннего технологического обновления, кооперации, повышения конкурентоспособности экономик государств- членов ЕАЭС и повышения жизненного уровня их населения. ЕАЭС призван обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, стать площадкой для реализации совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов. Созданный на основе универсальных интеграционных принципов, ЕАЭС способен сыграть важную роль в деле гармонизации процессов в Европейском и Евразийском регионах» [3]. В стратегическом понимании Назарбаева Н.А. ЕАЭС должен: -- создаваться как конкурентоспособное глобальное экономическое объединение; -- формироваться как прочное звено, сцепляющее евроатлантический и азиатский ареалы развития и как самодостаточное региональное финансовое объединение, которое будет частью новой глобальной валютно-финансовой системы; -- геоэкономическое, а в перспективе и геополитическое возмужание евразийской интеграции, должно идти исключительно эволюционным и добровольным путем; -- развитие ЕАЭС возможно только на основе широкой общественной поддержки [5, с.101-102]. ЕАЭС с самого начала своей деятельности не создает препятствий для многовекторной, многополярной внешней политики, вхождения и включения Казахстана в другие региональные объединения, соответствующие приоритетам и целям государственной политики Казахстана [5, с. 102]. ЕАЭС - это совершенно новый тип интеграции постсоветских государств, основанный на нерушимости законодательства и исключающий какое-либо давление и доминирование [5, с.104]. В выступлении на заседании Высшего Евразийского Экономического Совета 29 мая 2013 года, Назарбаев Н. А. определил основные принципы евразийской интеграции: дальнейшая работа в рамках евразийской интеграции будет базироваться на принципах взаимовыгоды, равенства, эволюционности, прагматизма, практицизма и незыблемости политического суверенитета. Что дает Республике Казахстан евразийская экономическая интеграция? Во-первых, у Казахстана появятся более сильные переговорные позиции и конкурентные преимущества в экономических отношениях с третьими странами. Казахстанские производители, получив доступ к российской транспортной инфраструктуре, уже сейчас сокращают свои издержки при экспорте, повышая конкурентоспособность продукции на европейских рынках. Во-вторых, важной экономической предпосылкой развития евразийской интеграции является задача по преодолению сырьевой зависимости казахстанской экономики, что позволит ускорить индустриализацию страны. В-третьих, выйти на новый уровень экономический интеграции, проводить единую со странами союза внешнеторговую политику, формировать общее пространство для технического регулирования, улучшать координацию развития важнейших отраслей экономики страны. В-четвертых, единый рынок с Россией, Белоруссией, другими странами союза, также позволит Казахстану стать связующим звеном между мощными экономиками КНР и Европейского Союза. Деятельность стран-членов ЕАЭС носит динамичный характер, и, естественно возникают несовпадение интересов, определенные сложности во взаимоотношениях. Можно выделить некоторые из них: -- отсутствие жесткой коллективности, привязанности принадлежности только к данному объединению, в виду многовекторности внешней политики Республики Казахстан. Наряду с участием в работе СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и др., Казахстан выстраивает взаимовыгодные отношения с США, КНР, ЕС, участвует в Программе НАТО «Партнерство во имя мира» и т.п. Это выбор страны, это не недостаток, проблема, а фактор, который необходимо учитывать в интеграционном процессе; -- остаются опасения некоторых экономических угроз для казахстанских производителей со стороны России (доля российской экономики в ЕАЭС составляет 80%); -- негативные последствия санкций, введенных Западом против Российской Федерации. Эти санкции коснулись и Казахстана, ввиду возросшей интеграции экономик стран. Санкции имеют двоякое значение. С точки зрения казахстанской стороны, основным источником отрицательного влияния будет стремление России, изолируемой от Запада, быстрее и теснее «привязать» экономику Казахстана, с тем, чтобы обеспечить своим производителям возможность для экспансии на Восток. Положительное влияние обусловлено необходимостью для Запада активнее бороться за присутствие в Казахстане, не допуская вытеснение из Казахстана компаний развитых стран под растущим влиянием России [5,103-104]; -- импортозамещение не должно повлечь за собой отход от цели формирования в Союзе единой согласованной промышленной политики. В ходе постоянных переговоров между Президентами Российской Федерации и Республики Казахстан, Назарбаев Н.А. сформулировал набор конкретных мер по смягчению последствий проблем в мировой экономике: -- проработка вопроса транзита российского газа и нефти через Казахстан в Китай; -- совместное освоение каспийских месторождений; -- сотрудничество в области угольной промышленности; -- транзит с использованием новой дороги вдоль Каспийского моря на Персидский залив; -- завершение проекта «Западная Европа - Западный Китай» [5, с.105]. Новым шагом в евразийской экономической интеграции явился саммит ЕАЭС в Бишкеке 14 апреля 2017 года. В выступлении на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) Н.Назарбаев отметил, что ситуация в торговле между странами-членами ЕАЭС улучшилась. У Казахстана товарооборот с ЕАЭС вырос на 56,5%. Президент Республики Казахстан заявил о необходимости активизации проработки вопросов сотрудничества с Ираном, Китаем, Индией, Сингапуром, Сербией, Израилем и другими странами, изъявившими такое желание. Н. Назарбаев указал на необходимость взаимной поддержки экономик стран-участниц ЕАЭС. В частности Казахстаном приняты конкретные меры помощи Кыргызстану - досрочно предоставлены внутренние железнодорожные тарифы при перевозках кыргызских грузов транзитом через Казахстан, что позволило Кыргызстану сэкономить порядка 60 млн. долл. На встрече достигнуто соглашение Президентов РФ и Казахстана о продолжении сотрудничества в космосе с использованием Байконура на длительную перспективу с учетом корректировки планов по космодрому Восточный. В качестве вывода, можно сформулировать позицию Назарбаева Н. А.: «Свой путь интеграции в мировое сообщество - не потому, что этот путь абсолютно совершенен, а потому, что для нас и для Казахстана в нем больше положительных сторон, преимуществ, чем отрицательных сторон и недостатков… Наш основной приоритет незыблем и бесспорен: безопасность нации и сохранение государственности [5, с.105].