THE EVOLUTION OF EURASIAN INTEGRATION: STAGES, PROBLEMS, PROSPECTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Eurasian economic Union aims to become one of the largest integration groupings in the world, was created in extremely difficult geopolitical conditions, which greatly can affect the prospects for its existence and development.

Keywords:
Eurasian economic Union, Customs Union, CIS
Text
Publication text (PDF): Read Download

Первой попыткой создания на постсоветском пространстве экономического межгосударственного объединения был договор об Экономическом союзе, подписанный в сентябре 1993 г. странами СНГ, но практической реализации этого проекта не последовало. Идею «евразийской» интеграции впервые озвучил в марте 1994 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, представив в МГУ им. Ломоносова «Проект о формировании Евразийского Союза Государств». Однако это предложение не было рассмотрено другими участниками СНГ [5]. 6 января 1995 г. подписано соглашение о Таможенном союзе (ТС) между Россией и Белоруссией, к которому в том же году присоединился Казахстан, а позднее Киргизия и Таджикистан. В 1999 г. стороны заключили договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с которым обязались завершить формирование ТС и перейти к построению «общего рынка». 23 мая 2000 г. в Минске главы стран ТС поддержали предложение президента России Владимира Путина об образовании более эффективной экономической организации. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил наделить новое объединение таким же международным статусом, что и Европейский союз, и назвать новую организацию «Евразийской». 10 октября 2000 г. в Астане лидеры России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Киргизии подписали договор об образовании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). С его образованием Таможенный союз прекратил свою деятельность. В 2006 г. в ЕврАзЭС вступил Узбекистан, однако спустя два года вышел из него, так как после Анджианских событий, в мае 2005 года, США и другие страны Запада осудили действия узбекского правительства и ввели санкции в отношении данной страны. Спустя 2 года, санкции стали смягчаться, а вскоре были сняты полностью (2009 г.), что, скорее всего, поспособствовало выходу Узбекистана из ЕврАзЭС в 2008 году [3]. Статус наблюдателя при сообществе был предоставлен Молдавии, Украине, Армении и Евразийскому банку развития. Целями сообщества были объявлены обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза, единого экономического пространства, введение единой валюты. Важнейшей задачей названо вступление стран-участниц во Всемирную торговую организацию (ВТО). В 2006 г. президентами стран ЕврАзЭС принято решение о создании в рамках сообщества нового Таможенного союза, формированемкоторого занялись Россия, Белоруссия и Казахстан. 6 октября 2007 г. эти страны подписали договор о создании единой таможенной территории и формировании ТС. Был образован наднациональный орган управления - комиссия Таможенного союза. 9 июня 2009 г. в Москве главы правительств трех государств выступили с совместным заявлением о том, что Россия, Казахстан и Белоруссия выходят из односторонних переговоров по присоединению к ВТО и начнут переговорный процесс как единый Таможенный союз. После вступления в силу Единого таможенного тарифа трех стран в январе 2010 г., ТС начал свою работу. С июля того же года на территории государств-членов ТС был введен единый Таможенный кодекс, с июля 2011 г. весь таможенный контроль вынесен на внешний контур союза. На внутренних границах сохранен пограничный и миграционный контроль. 27 ноября 2009 г. на встрече в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли решение о переходе к более глубокой форме экономической интеграции - Единому экономическому пространству (ЕЭП), основанному на принципах и нормах Всемирной торговой организации. ЕЭП начало действовать с января 2012 г., когда вступили в силу базовые соглашения. Осенью 2011 г. лидеры России, Казахстана и Белоруссии выступили с программными статьями в газете «Известия» о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Решение о евразийской экономической интеграции вызвало критические замечания со стороны некоторых западных политиков. В декабре 2012 г. госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о намерении США противодействовать процессу интеграции на территории бывшего СССР и необходимости «разработать эффективные способы того, как замедлить или предотвратить этот процесс» [5]. Параллельно с процессами развития евразийской интеграции в рамках сообщества, на пространстве СНГ в 2012 году начала функционировать Зона свободной торговли (ЗСТ), в которую на сегодняшний день входят: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Украина и Узбекистан. Возникает вопрос: как могут тогда взаимодействовать страны, входящие в ЕАЭС с остальными странами ЗСТ (помимо Украины и РФ, которые с января 2016 взаимно объявили о прекращении действия ЗСТ в отношении друг друга) [3]. Но стоит отметить, что договор составлялся при уже существующем Таможенном Союзе, а также, что членами ВТО на момент подписания Договора (18 октября 2011 г.) не являлись: Таджикистан, Казахстан и Россия[7]. Тем не менее, есть и исключения из режима свободной торговли: в Договоре о ЗСТ Россия сохранила около 100 экспортных пошлин: нефть и нефтепродукты, природный газ, необработанная древесина, цветные металлы, цемент, спирт и др. Украина оставила порядка 30 экспортных пошлин, в основном, продукты черной и цветной металлургии, а также семена подсолнечника. Казахстан сохранил более 40 изъятий из режима свободной торговли, в том числе нефть, газ, шерсть, алюминий. Таджикистан - 16 позиций, среди них мясо, овощи, фрукты, хлопок-волокно, электроэнергия, кожа и алюминий. Белоруссия - 8 позиций, в том числе калийные удобрения и необработанную древесину. Армения и Молдавия решили полностью отказаться от экспортных пошлин в рамках ЗСТ[6]. Поэтому вопрос об эффективности работы данной Зоны свободной торговли остается спорным. С 2013 года комиссия ЕврАзЭс совместно с уполномоченными органами России, Казахстана и Беларуси работала над подготовкой Договора о ЕАЭС. 29 мая 2014 года президентами В. В. Путиным, Н. А. Назарбаевым и А. Г. Лукашенко был подписан Договор о создании ЕАЭС, который вступил в силу 1 января 2015 года. Позже, 2 января, к нему присоединилась Армения, затем, 12 августа - Кыргызстан (29 мая 2015 года ЕАЭС подписали Соглашение о зоне свободной торговли с Социалистической Республикой Вьетнам). Союз опирается на определенную нормативную базу, которая находится в процессе своего развития. Это будет содействовать гармонизации экономик и сближению законодательств стран - членов ЕАЭС [2]. Помимо правовой базы, в ЕАЭС действует принцип «Четыре свободы»: 1) Единый рынок товаров, который начал действовать уже с образованием Единого Экономического Пространства. 2) Единый рынок услуг, то есть свобода движения услуг; 3) Общий рынок труда - свобода перемещения трудовых ресурсов. 4) Общий финансовый рынок - свобода движения капитала [5]. В процессе евразийской интеграции перед участниками объединения встают следующие проблемы: 1) По уровню экономического развития, все члены ЕАЭС (как и почти все страны СНГ) относят к типу стран с переходной экономикой или формирующимся рынком. 2) Выгоды от ЕАЭС распределяются между его участниками весьма неравномерно. Пока больше всего выигрывает Белоруссия, меньше - Казахстан, новые члены ЕАЭС - Армения и Киргизия имеют свои выгоды, а Россия является «спонсором» нового интеграционного проекта. За период 2010-2014 года был заметен резкий скачок в 2011 году, после чего торговля уменьшилась. Это связано с тем, что функционирование ТС создало дополнительные возможности для расширения взаимной торговли товарами, объем взаимной торговли товарами трех стран в 2014 году по сравнению с 2010 годом увеличился с 47,1 до 57,4 млрд. долл. США [3]. 3) Наиболее активный рост торговли стран ТС с внешним миром пришелся на первые два года работы ТС. В 2011 г. суммарный объем ее составил 913 млрд долл., в том числе экспорт товаров - 586,5 млрд долл., импорт - 326,5 млрд долл. С 2013 г. по настоящее время отмечается снижение объемов взаимной торговли стран - членов ЕАЭС. Как следует из данных, размещенных на официальном сайте ЕЭК, объем взаимной торговли стран - участниц ТС в I квартале 2013 г. составлял 15 млрд долл., а в I квартале 2014 г. - 13,2 млрд долл., то есть сократился почти на 2 млрд долл. 4) В торговле со странами, не входящими в ТС, тоже зафиксирована отрицательная динамика: оборот в январе-марте 2013 г. составил 218 млрд долл., в то время как в январе-марте 2014 г. - 213,4 млрд долл. Положение в российской экономике резко ухудшилось. Если в 2013 г. ВВП страны вырос на 1,3%, то в 2014 г. динамика ВВП балансирует вокруг нулевой отметки. В 2015 г. ожидается отрицательная динамика. Во всех странах ЕАЭС и СНГ замедляется экономический рост, растет инфляция и падают курсы национальных валют по отношению к доллару и евро. Складывающаяся ситуация требует пересмотра модели социально-экономического развития, с тем чтобы появились реальные возможности для более тесной интеграции, роста внутреннего производства и диверсификации экономик стран ЕАЭС [8]. 5) Серьезным продвижением на пути евразийской экономической интеграции могла бы стать единая валюта. Разговоры о ней ведутся давно. Неудачный опыт введения единой валюты в Союзном государстве России и Белоруссии показывает, что без политической интеграции это невозможно. Критерий успешности ЕАЭС - это, конечно, единая валюта. Много разных интеграционных группировок, но ведь валюта общая есть только в ЕС. Очевидно, даже в среднесрочной перспективе создать свою единую валюту членам ЕАЭС вряд ли удастся [5].
References

1. Dogovor o Zone Svobodnoy Torgovli. Edinyy reestr pravovyh aktov i drugih dokumentov SNG. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3183 (data obrascheniya: 19.10.2016)

2. Dogovorno-pravovaya baza EAES. Evraziyskaya Ekonomicheskaya Komissiya. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/PublishingImages/jul_2016/22-03-2016-inf.jpg (data obrascheniya : 19.10.2016)

3. Druzhkova A. Osnovnye etapy stanovleniya Evraziyskogo Soyuza [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.iarex.ru/articles/53346.html

4. Istoriya razvitiya evraziyskoy integracii. Evraziyskaya Ekonomicheskaya Komissiya. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/20-12-2015-inf.aspx (data obrascheniya: 19.10.2016)

5. Ziyadullaev N. S. Formirovanie Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza: riski i shansy v period turbulentnosti// Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. M.: 2015, vyp. 5, S.1-16. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza-riski-i-shansy-v-period-turbulentnosti#ixzz4f0C2fCSh (data obrascheniya: 23.04.2017)

6. Zona Svobodnoy Torgovli SNG. Dos'e. Informacionnoe agentstvo Rossii TASS. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://tass.ru/info/2534020 (data obrascheniya: 19.10.2016)

7. Razvitie i deyatel'nost' SNG. Informacionno-analiticheskiy Departament. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.e-cis.info/foto/pages/25389.pdf (data obrascheniya: 19.10.2016)

8. Tamozhennyy Soyuz: plyusy i minusy dlya Tadzhikistana. Deutsche Welle .[Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: www.dw.com/ru/tamozhennyy-soyuz-plyusy-i-minusy-dlya-tadzhikistana/a-16272187 (data obrascheniya: 19.10.2016)

Login or Create
* Forgot password?