Publication text
(PDF):
Read
Download
Первой попыткой создания на постсоветском пространстве экономического межгосударственного объединения был договор об Экономическом союзе, подписанный в сентябре 1993 г. странами СНГ, но практической реализации этого проекта не последовало. Идею «евразийской» интеграции впервые озвучил в марте 1994 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, представив в МГУ им. Ломоносова «Проект о формировании Евразийского Союза Государств». Однако это предложение не было рассмотрено другими участниками СНГ [5]. 6 января 1995 г. подписано соглашение о Таможенном союзе (ТС) между Россией и Белоруссией, к которому в том же году присоединился Казахстан, а позднее Киргизия и Таджикистан. В 1999 г. стороны заключили договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с которым обязались завершить формирование ТС и перейти к построению «общего рынка». 23 мая 2000 г. в Минске главы стран ТС поддержали предложение президента России Владимира Путина об образовании более эффективной экономической организации. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил наделить новое объединение таким же международным статусом, что и Европейский союз, и назвать новую организацию «Евразийской». 10 октября 2000 г. в Астане лидеры России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Киргизии подписали договор об образовании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). С его образованием Таможенный союз прекратил свою деятельность. В 2006 г. в ЕврАзЭС вступил Узбекистан, однако спустя два года вышел из него, так как после Анджианских событий, в мае 2005 года, США и другие страны Запада осудили действия узбекского правительства и ввели санкции в отношении данной страны. Спустя 2 года, санкции стали смягчаться, а вскоре были сняты полностью (2009 г.), что, скорее всего, поспособствовало выходу Узбекистана из ЕврАзЭС в 2008 году [3]. Статус наблюдателя при сообществе был предоставлен Молдавии, Украине, Армении и Евразийскому банку развития. Целями сообщества были объявлены обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза, единого экономического пространства, введение единой валюты. Важнейшей задачей названо вступление стран-участниц во Всемирную торговую организацию (ВТО). В 2006 г. президентами стран ЕврАзЭС принято решение о создании в рамках сообщества нового Таможенного союза, формированемкоторого занялись Россия, Белоруссия и Казахстан. 6 октября 2007 г. эти страны подписали договор о создании единой таможенной территории и формировании ТС. Был образован наднациональный орган управления - комиссия Таможенного союза. 9 июня 2009 г. в Москве главы правительств трех государств выступили с совместным заявлением о том, что Россия, Казахстан и Белоруссия выходят из односторонних переговоров по присоединению к ВТО и начнут переговорный процесс как единый Таможенный союз. После вступления в силу Единого таможенного тарифа трех стран в январе 2010 г., ТС начал свою работу. С июля того же года на территории государств-членов ТС был введен единый Таможенный кодекс, с июля 2011 г. весь таможенный контроль вынесен на внешний контур союза. На внутренних границах сохранен пограничный и миграционный контроль. 27 ноября 2009 г. на встрече в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли решение о переходе к более глубокой форме экономической интеграции - Единому экономическому пространству (ЕЭП), основанному на принципах и нормах Всемирной торговой организации. ЕЭП начало действовать с января 2012 г., когда вступили в силу базовые соглашения. Осенью 2011 г. лидеры России, Казахстана и Белоруссии выступили с программными статьями в газете «Известия» о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Решение о евразийской экономической интеграции вызвало критические замечания со стороны некоторых западных политиков. В декабре 2012 г. госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о намерении США противодействовать процессу интеграции на территории бывшего СССР и необходимости «разработать эффективные способы того, как замедлить или предотвратить этот процесс» [5]. Параллельно с процессами развития евразийской интеграции в рамках сообщества, на пространстве СНГ в 2012 году начала функционировать Зона свободной торговли (ЗСТ), в которую на сегодняшний день входят: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Украина и Узбекистан. Возникает вопрос: как могут тогда взаимодействовать страны, входящие в ЕАЭС с остальными странами ЗСТ (помимо Украины и РФ, которые с января 2016 взаимно объявили о прекращении действия ЗСТ в отношении друг друга) [3]. Но стоит отметить, что договор составлялся при уже существующем Таможенном Союзе, а также, что членами ВТО на момент подписания Договора (18 октября 2011 г.) не являлись: Таджикистан, Казахстан и Россия[7]. Тем не менее, есть и исключения из режима свободной торговли: в Договоре о ЗСТ Россия сохранила около 100 экспортных пошлин: нефть и нефтепродукты, природный газ, необработанная древесина, цветные металлы, цемент, спирт и др. Украина оставила порядка 30 экспортных пошлин, в основном, продукты черной и цветной металлургии, а также семена подсолнечника. Казахстан сохранил более 40 изъятий из режима свободной торговли, в том числе нефть, газ, шерсть, алюминий. Таджикистан - 16 позиций, среди них мясо, овощи, фрукты, хлопок-волокно, электроэнергия, кожа и алюминий. Белоруссия - 8 позиций, в том числе калийные удобрения и необработанную древесину. Армения и Молдавия решили полностью отказаться от экспортных пошлин в рамках ЗСТ[6]. Поэтому вопрос об эффективности работы данной Зоны свободной торговли остается спорным. С 2013 года комиссия ЕврАзЭс совместно с уполномоченными органами России, Казахстана и Беларуси работала над подготовкой Договора о ЕАЭС. 29 мая 2014 года президентами В. В. Путиным, Н. А. Назарбаевым и А. Г. Лукашенко был подписан Договор о создании ЕАЭС, который вступил в силу 1 января 2015 года. Позже, 2 января, к нему присоединилась Армения, затем, 12 августа - Кыргызстан (29 мая 2015 года ЕАЭС подписали Соглашение о зоне свободной торговли с Социалистической Республикой Вьетнам). Союз опирается на определенную нормативную базу, которая находится в процессе своего развития. Это будет содействовать гармонизации экономик и сближению законодательств стран - членов ЕАЭС [2]. Помимо правовой базы, в ЕАЭС действует принцип «Четыре свободы»: 1) Единый рынок товаров, который начал действовать уже с образованием Единого Экономического Пространства. 2) Единый рынок услуг, то есть свобода движения услуг; 3) Общий рынок труда - свобода перемещения трудовых ресурсов. 4) Общий финансовый рынок - свобода движения капитала [5]. В процессе евразийской интеграции перед участниками объединения встают следующие проблемы: 1) По уровню экономического развития, все члены ЕАЭС (как и почти все страны СНГ) относят к типу стран с переходной экономикой или формирующимся рынком. 2) Выгоды от ЕАЭС распределяются между его участниками весьма неравномерно. Пока больше всего выигрывает Белоруссия, меньше - Казахстан, новые члены ЕАЭС - Армения и Киргизия имеют свои выгоды, а Россия является «спонсором» нового интеграционного проекта. За период 2010-2014 года был заметен резкий скачок в 2011 году, после чего торговля уменьшилась. Это связано с тем, что функционирование ТС создало дополнительные возможности для расширения взаимной торговли товарами, объем взаимной торговли товарами трех стран в 2014 году по сравнению с 2010 годом увеличился с 47,1 до 57,4 млрд. долл. США [3]. 3) Наиболее активный рост торговли стран ТС с внешним миром пришелся на первые два года работы ТС. В 2011 г. суммарный объем ее составил 913 млрд долл., в том числе экспорт товаров - 586,5 млрд долл., импорт - 326,5 млрд долл. С 2013 г. по настоящее время отмечается снижение объемов взаимной торговли стран - членов ЕАЭС. Как следует из данных, размещенных на официальном сайте ЕЭК, объем взаимной торговли стран - участниц ТС в I квартале 2013 г. составлял 15 млрд долл., а в I квартале 2014 г. - 13,2 млрд долл., то есть сократился почти на 2 млрд долл. 4) В торговле со странами, не входящими в ТС, тоже зафиксирована отрицательная динамика: оборот в январе-марте 2013 г. составил 218 млрд долл., в то время как в январе-марте 2014 г. - 213,4 млрд долл. Положение в российской экономике резко ухудшилось. Если в 2013 г. ВВП страны вырос на 1,3%, то в 2014 г. динамика ВВП балансирует вокруг нулевой отметки. В 2015 г. ожидается отрицательная динамика. Во всех странах ЕАЭС и СНГ замедляется экономический рост, растет инфляция и падают курсы национальных валют по отношению к доллару и евро. Складывающаяся ситуация требует пересмотра модели социально-экономического развития, с тем чтобы появились реальные возможности для более тесной интеграции, роста внутреннего производства и диверсификации экономик стран ЕАЭС [8]. 5) Серьезным продвижением на пути евразийской экономической интеграции могла бы стать единая валюта. Разговоры о ней ведутся давно. Неудачный опыт введения единой валюты в Союзном государстве России и Белоруссии показывает, что без политической интеграции это невозможно. Критерий успешности ЕАЭС - это, конечно, единая валюта. Много разных интеграционных группировок, но ведь валюта общая есть только в ЕС. Очевидно, даже в среднесрочной перспективе создать свою единую валюту членам ЕАЭС вряд ли удастся [5].