Publication text
(PDF):
Read
Download
Россия, Китай и страны Центральной Азии - соседи по региону. Взаимосвязи между этими странами (в данном случае, мы будем говорить о странах Центральной Азии входивших в СССР) имеют длительную и сложную историю. Интересующий нас - современный этап взаимоотношений этих стран охватывает конец прошлого и начало этого века. За символическую точку отсчета можно взять 2001 г., подписание Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и КНР. Государства взяли на себя обязательства укреплять заявленные в названии договора цели и устранять путем переговоров любые возникающие конфликтные ситуации. В этом же году и годом позже были подписаны учредительные акты Шанхайской организации сотрудничества - Декларация о создании этого международного института (от 15 июня 2001 г.) и Хартия Шанхайской организации сотрудничества (от 7 июня 2002 г.). Собственно говоря, здесь и начинается новый этап прагматического и взаимовыгодного сотрудничества двух стран. В этом смысле украинский кризис лишь ускорил развитие российско-китайских отношений, но не изменил их характер и направление. «Поворот на Восток» - долгосрочная стратегия Москвы, вызван- ная фундаментальными причинами российско- китайского сближения, появившимися задолго до украинского кризиса [1]. Доказательством этого могут служить важнейшие решения, направленные на развитие сотрудничества. В первую очередь, Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы (от 26 апреля 1996 г.) и Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (от 24 апреля 1997 г.). В этих и других Соглашениях принимают участие и другие государства Центральной Азии. Их тактика международного сотрудничества различна. Узбекистан предпочитает отношения в двустороннем формате. Туркменистан, поддерживая нейтральный статус, в меньшей степени поддерживает многосторонние международные структуры. Но и он входит в СНГ и активно участвует в Программе ООН для Центральной Азии СПЕКА. Таким образом, все государства обладают большим опытом международного взаимодействия. Что и дало возможность создать в регионе многопрофильное межгосударственное сотрудничество, способствовавшее созданию мер доверия высокого уровня. Можно сказать, что меры доверия вытекают из разработанных и общепринятых политических принципов, таких как: -- равенство, уважение к многообразию культур и стремление к совместному развитию; -- равноправие государств-членов, поддержка друг друга по вопросам, затрагивающим суверенитет, безопасность, развитие и другие жизненные интересы; -- недопущение на своей территории деятельности, противоречащей принципам уважения государственного суверенитета и территориальной целостности друг друга; -- решение разногласий политико-дипломатическими средствами на основе норм международного права путем конструктивного диалога; -- уважение права на выбор пути политического, экономического, социального и культурного развития с учетом исторического опыта и национальных особенностей каждого государства [2]; -- всемерное развитие приграничного сотрудничества, стимулирование развитие западных регионов Китая, укрепление экономических связей с соседними странами, углубление сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо- Востока КНР. В регионе активно развивается торговля. Очевидно, что в торговле Китай существенно опережает Россию 32,6 млрд. против 20,8 млрд. долл. США в 2015 г. Вместе с тем, российский экспорт превышает китайский в Казахстане и Туркменистане; киргизский экспорт в Россию выше, чем в Китай. Можно согласиться с теми, кто говорит, что торгово-экономическое сотрудничество России и КНР отражает разность экономических потенциалов стран. Но следующая статистика заставляет задуматься. К настоящему времени товарооборот остановился на уровне около 90 млрд. долл. При этом доля нефти и нефтепродуктов в экспорте России в КНР достигает 67%, доля машин и оборудования - 1%. Доля машинно-технической продукции, электроники и транспортных средств в экспорте КНР - выше 40% [3]. Россия и Китай, объективно являются конкурентами в регионе. Но есть и сферы где интересы не пересекаются. По данным российских экспертов это: Во-первых, - трудовая миграция. Во-вторых, поставки вооружения. В-третьих, региональная транспортная инфраструктура. Россия строит дороги на своей стороне границы с Казахстаном. Участвует в модернизации вагонного парка в республиках региона. В-четвертых, - машиностроение. Россия представлена в автомобилестроении и судостроении, в производстве сельскохозяйственной техники, вертолетостроении, вагоностроении [4]. Насколько можно судить сегодня, основными «географическими» направлениями Экономического пояса Шелкового пути являются три следующих: Северный маршрут протяженностью 6500 км: Китай (Урумчи) - Казахстан (Алашанькоу - Достык) - Россия (Казань - Москва - Брест) - страны ЕС. Центральный маршрут 5100 км: Китай - Киргизия - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - ЕС. Южный маршрут: Западный Китай (СУАР) - Киргизия - Узбекистан - Туркменистан - Иран - Турция. В рамках этого коридора предусмотрен коридор на Пакистан. Но сам проект не рассматривается как четко разработанная схема. Скорее его можно сравнить с большой русской матрешкой в которую можно вкладывать другие, практически все проекты, планируемые во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах, - от транспортных до гуманитарных и туристских [5]. Как раз в сфере транспорта у России и стран Центральной Азии есть «домашние заготовки». На протяжении многих лет в рамках Евразийского экономического сообщества/Евразийского экономического союза действует Соглашение о формировании Транспортного союза. Соглашение подписали Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия в 1998 г. Оно вступило в силу в апреле 2001 г. Цель Соглашения, формирование новой и эффективное использование существующей транспортной инфраструктуры на пространстве Сообщества, проведение согласованной политики в этой области экономики, принятие новых нормативных правовых актов, обеспечивающих перемещение пассажиров и грузов между государствами объединения и транзит по их территории. Таким образом, государства Сообщества приступили к решению важной проблемы - формированию Единого транспортного пространства (ЕТП). Работа, проведенная в рамках Соглашения, создала условия для согласованных действий государств по унификации национального законодательства, регулирующего транспортную деятельность, позволило совместно использовать транспортную инфраструктуру и поддерживать ее в надлежащем состоянии. Это, в свою очередь, открыло возможности более полно использовать транзитный потенциал стран и имеющиеся мощности транспортного машиностроения стран ЕврАзЭС/ЕАЭС [6]. В этой деятельности страны опираются на развитие согласованных транспортных коридоров Европейская Экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) и Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана ООН (ЭСКАТО ООН) транспортных коридоров,например, транспортного коридора - Транссиб: Европа (паневропейские транспортные коридоры) - Российская Федерация - Япония (с тремя ответвлениями из РФ на: Казахстан - Китай; Корейский полуостров; Монголия - Китай). Концепция формирования Единого транспортного пространства принята в 2008 году со сроком реализации 2020 г. Формирование ЕТП решит следующие задачи: -- гармонизацию нормативно-правового регулирования транспортной деятельности, унификация стандартов и транспортных технологий; -- обеспечение свободного транзита; -- устранение дискриминации поставщиков транспортных услуг; -- проведение единой политики в области транспортной безопасности и т.д. Формирование ЕТП не только очень важная, но и грандиозная задача, вполне соответствующая китайскому проекту. Территория единого транспортного пространства составляет более 20 млн кВ км, а население - более 280 млн человек. ЕТП охватывает все виды магистрального транспорта, обеспечивающие перевозки пассажиров и грузов как внутри Сообщества, так и с третьими странами. В его пределах действуют более 110 тыс. км железных дорог и 890 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, 110 тыс. км внутренних водных путей, 98 международных аэропортов, 37 категорированных аэродромов и перегрузочные комплексы морских торговых портов в Каспийском, Азово- Черноморском, Балтийском, Северном и Дальневосточном бассейнах. [7] Основную работу проводят сами государства, в которых приняты и реализуются целевые программы по развитию национальных транспортных систем и их включению в межрегиональные и международные транспортные сети [8]. Главной задачей сегодня является доведения общего объема перевозок грузов до 490 млн т. к 2020 г. Выполнение этой задачи сопряжено с большими трудностями, но существующий потенциал позволяет надеяться на ее выполнение. Таким образом, можно говорить, что существуют реальные сферы взаимодействия. Безусловно, в настоящее время многие предложения находятся на этапе обсуждения. Но сопряжения проекта ЕАЭС с китайским Экономическим поясом Шелкового пути просматривается достаточно четко. Однако, проекты ЕАЭС И ЭПШП - ассиметричные проекты. ЕАЭС представляет собой межгосударственную структуру, цель которой заключается в создании полноценной региональной экономической межправительственной организации. Задачи организации - обеспечение устойчивого экономического развития осуществление всесторонней модернизации и усиление конкурентоспособности национальных экономик стран-членов в рамках глобальной экономики. Эксперты, в частности, говорят о том, что ЕАЭС как международная организация мог бы взять на себя координацию двустороннего партнерства входящих в него государств с КНР через механизмы согласования промышленной транспортной политики, политики в сфере регулирования рынка труда и т.д. Это новое направлением деятельности ЕАЭС, разработка соответствующих политик. Так, скоординированная (согласованная) транспортная политика направлена на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства. -- создание и развитие евразийских транспортных коридоров; -- развитие транспортной инфраструктуры; -- создание логистических центров и транспортных организаций, обеспечивающих оптимизацию процессов перевозки; -- либерализация транспортных услуг между государствами-членами. Эксперты сравнивают визит президента Российской Федерации в Китай «буквально прорывом в отношениях двух стран» [9]. Многочисленные соглашения о межрегиональном сотрудничестве, подписанные во время визита В. В. Путина 20-21 мая 2014 г. вывели взаимоотношения двух стран на новый уровень. В частности, в мае 2014 г. было достигнуто соглашение о расширении и углублении кооперационных связей между компаниями России и Китая, прежде всего в сфере энергетического сотрудничества, включая газовые контракты. Стала реальностью возможность в среднесрочной перспективе создать Трансконтинентальную газотранспортную структуру «Россия - Китай», которая может стать основой будущей глобальной Азиатской газотранспортной системы в регионе. В мае 2015 была подписана декларация о сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пояса Шелкового пути. В июне 2016 г. министр иностранных дел РФ С. Лавров в Государственной Думе заявил: «Достигнута принципиальная договоренность о поиске путей сопряжения планов развития ЕАЭС и проекта «Экономического пояса Шелкового пути», ведутся переговоры о создании Зон свободной торговли с целым рядом государств из самых разных районов мира» [10] и т. д. И все-таки, особенно обольщаться не стоит. Китайский бизнес прагматичный партнер. И с ним надо учиться работать. Так, по сообщению Евразийской экономической комиссии ЕАЭС, активная деятельность по защите внутреннего рынка, ведется постоянно; по состоянию на конец 2014 г. в ЕАЭС действовало 8 антидемпинговых мер и 2 специальные защитные меры, проводилось 10 расследований [11], в основном в отношении китайского бизнеса. В конце своего выступления, также хотелось отметить, последнее выступление Президента Белоруссии с посланием Национальному Собранию республики и народу. Где речь в частности шла и о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и проблемах работы в его рамках. Лидер страны отметил, что изначально на ЕАЭС возлагались надежды, ведь участники договорились об упрощении процедуры товарооборота, движения рабочей силы и капитала, о создании системной работы в рамках организации. Однако, констатировал президент, получилось не все. Основные проблемы Лукашенко видит в том, что участники упрекают друг друга в занижении цен, не могут поделить общий кредитный фонд. Еще одним негативным фактором стала и политика протекционизма, иными словами создания комфортных условий только для отечественного бизнеса, из-за чего снизился объем товарооборота. Александр Лукашенко считает, что участникам ЕАЭС надо понять, что рынок организации - общий, самодостаточный, а не отдельно взятой страны. Только развивая его в таком виде, можно избежать негативных последствий санкций и выйти победителями.