PROFANATION, AS THE MAIN PRINCIPLE OF ENVIRONMENTAL EDUCATION IN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
State of environment in Russia reached the critical sizes. The annual economic damage from environmental problems reaches more than six percents. To solve a problem only due to rearmament of the industry, introduction of the best technologies, improvement of the legislation is not possible. All these problems will be solved by people. How they will be trained and brought up what ecological culture will have, operation of mechanisms, the equipment and, finally, state of environment and safe existence of the country depends. For this reason, in Strategy, the paramount part is assigned to development of system of ecological education and education, professional development of shots in the field of ensuring ecological safety. However, now ecological education in the country turned into favorable business, various commercial structures which main goal of creation is generation of profit are engaged in training. In article the analysis of a condition of ecological education is given and measures for its improvement are proposed.

Keywords:
accident, safety, education, legislation, qualifications, workload, training, education, environment, education, development, consciousness, strategy, damage, ecology
Text
Publication text (PDF): Read Download

Профанация (от позднелатинского profanatio - осквернение святыни), искажение, извращение чего-нибудь (например, идеи, учения, произведения искусства и т.д.); непочтительное отношение к достойному, опошление [1]. 19 апреля 2017 г. Указом Президента РФ № 176 утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, в которой указывается, что экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности [2]. Нагрузка на окружающую среду достигла критических размеров. Ежегодный экономический ущерб от экологических проблем достигает 6%, а с учетом последствий для здоровья людей - до 15%. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в нашей стране погибает около 500 тысяч человек из-за неблагоприятной окружающей среды. Значительная часть поверхностных вод оценивается сегодня как грязные и экстремально грязные, около 10% жителей страны не обеспечены качественной питьевой водой. Почти половина населения страны живет в условиях высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Площадь несанкционированных свалок превысила 50 тысяч гектаров [3]. Решение этих проблем руководство страны видит за счет технологического перевооружения промышленности, внедрения наилучших доступных технологий, совершенствования законодательства. Однако, можно создать самые совершенные механизмы и оборудование, внедрить безотходные и замкнутые производства, но, в конечном счете, все эти механизмы и приборы обслуживают люди. От того, как эти люди будут обучены и воспитаны, какой экологической культурой будут обладать, зависит работа механизмов, оборудования и, в конечном итоге, состояние окружающей среды и безопасное существование человечества. Именно поэтому, в Стратегии экологической безопасности развитию системы экологического образования и просвещения, повышению квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности, отводится первостепенная роль [2]. Еще великий русский поэт А.С. Пушкин писал «Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность». Экологическое образование должно выступать как одно из ведущих направлений совершенствования образовательных и воспитательных систем, поскольку оно формирует экологическое сознание, ответственное отношение к окружающей среде, направленных на формирование здорового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития России и всего мирового сообщества. Экологическое образование должно быть приоритетным фактором всех видов деятельности и прежде всего деятельности управленческой, технико-технологической и предпринимательской. 25 сентября 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла итоговый документ саммита ООН по принятию повестки дня в области развития на период после 2015 года: «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [4]. Данный документ содержит 17 целей в области устойчивого развития 169 соответствующих задач, обеспечивающих сбалансированность основных составляющих устойчивого развития: социальной, экологической и экономической. Их достижение возможно лишь при условии осознания людьми важности незамедлительного решения экологических проблем и понимания своей собственной роли в дальнейшем развитии планеты. Без результативного решения экологических проблем невозможно обеспечить необходимый уровень качества жизни людей. В настоящее время принимаются различные меры, направленные на улучшение экологической ситуации и дальнейшее социально-экономическое развитие страны. Реализация стратегии устойчивого развития, в частности устойчивое развитие экономики и «экологическое» функционирование предприятий и организаций невозможно без компетентных специалистов. Суть стратегии в области образования в интересах устойчивого развития состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимательской деятельности и устойчивости природных экосистем и социальных структур. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установил требование, согласно которому подготовка по экологической безопасности стала распространяться не только на государственных служащих, но и на руководителей и специалистов предприятий и организаций, ответственных за принятие решений которые могут оказать или оказывают негативное воздействие на окружающую среду [5]. В статье 15 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорится, что «Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности[6]. Обучение, согласно статье 22 пункт 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», должны осуществлять образовательные организации, созданные в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций [7]. Однако, в настоящее время экологическое образование в стране превратилось в выгодный бизнес. Повышение квалификации осуществляют различные коммерческие организации, главной целью создания которых является извлечение прибыли. Обучение такими организациями проводится дистанционно за один день, а фактически сводится к выписыванию документов. Некоторые компании даже предлагают дистанционно обучать рабочим специальностям: электросварщик, газосварщик, электросварщик ручной сварки и т.п. Подготовка преподавательского состава также во многих «образовательных организациях» проводится дистанционно, за несколько дней. Причем, в перечне программ таких фирм включено обучение по любым направлениям педагогики. Как правило, такие фирмы не имеют ни учебных аудиторий, ни своих преподавателей. Отсутствует и методическое обеспечение. Это, конечно, не обучение, а в чистом виде - профанация, оно подрывает доверие к образовательному процессу. На предприятиях в обиход вошел термин: «Они (работодатели) делаю вид, что учат нас, а мы делаем вид, что учимся». О воспитательных целях и вообще говорить не приходится, хотя, как говорил великий русский писатель Л.Н. Толстой «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Задачи экологического воспитания: -- сформировать знания о современной экологической обстановке в стране, о комплексе экологических проблем и путях их решения; -- выработать ответственность за собственное благополучие и экологическое благополучие природной среды; -- воспитывать основы правильного поведения в среде обитания человека в соответствии с общими нормами морали; -- сформировать потребность участия в приро-доохранных мероприятиях, в пропаганде здорового образа жизни. Решить проблему экологического воспитания значительно сложнее, чем усовершенствовать систему экологического образования. Но и обучение на показанных примерах практически не проводится. Результаты такого обучения налицо. За прошлый год в стране произошло несколько крупных экологических аварий: под Севастополем и Анапой разливы нефтепродуктов [8], во Владивостоке на мусоросжигательном заводе «Спецзавод № 1» выброс вредных веществ в атмосферу, на химическом заводе в Красноуральске возгорание азотной кислоты, в Тольятти пожар на заводе химической индустрии и др. [9]. В 2017 году уже произошло более 30 аварий на очистных сооружениях страны, в результате чего огромное количество вредных веществ попало в водные объекты. Из-за некачественной питьевой воды город Троицк в Челябинской области полностью переведен на привозную питьевую воду [10]. Практически все экологические аварии и катастрофы происходят по вине человека. Сотрудники, работающие на промышленных предприятиях, зачастую из-за халатности или слабой подготовки нарушают правила безопасности и инструкции по обслуживанию оборудования и техники, что приводит к серьезным последствиям для окружающей среды и здоровью человека. Одним из важнейших мер по сокращению негативного воздействия на окружающую среду является обучение и воспитание работников и дополнительное образование здесь играет первостепенную роль. Реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования в области охраны окружающей среды должна соответствовать высоким требованиям качества. В этом заинтересованы обучаемые, работодатели, общество и государство. В целях решения этой задачи необходимо: 1. Привести в соответствие с законодательством РФ систему дополнительного образования. 2. Вернуть обязательное повышение квалификации по экологической безопасности для руководителей и специалистов всех уровней и категорий, обслуживающих производственные объекты с высоким уровнем опасности. 3. Полностью исключить дистанционное обучение по вопросам, касающимся безопасности. 4. Специалисты, обслуживающие опасные производственные объекты, должны иметь профильное образование. 5. Вернуть в методику проведения занятий воспитательную цель. Глубокие знания основ экологической безопасности должны стать непременным условием подготовки высококвалифицированных специалистов.
References

1. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka. - M., 1990

2. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 19.04.2017 № 176 «O Strategii ekologicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda». Oficial'nyy internet portal pravovoy informacii. Data opublikovaniya 20.04.2017, nomer opublikovaniya 0001201704200016

3. Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya: ofic. sayt. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.vho.int/mediacentre/news/releases/2017/air-pollution-estimates/ru/ (data obrascheniya: 21.05.2017)

4. Ustoychivost' okruzhayuschey sredy. Vikipediya - Svobodnaya enciklopediya. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https//ru.wikipedia.org (data obrascheniya: 20.05.2017)

5. Federal'nyy zakon ot 10.01.2002 g. № 7-FZ «Ob ohrane okruzhayuschey sredy» // SZ RF, 2002. № 2

6. Federal'nyy zakon ot 24.06.1998 g. № 89-FZ «Ob othodah proizvodstva i potrebleniya» // SZ RF, 1998

7. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii» // SZ RF, 2012. № 53

8. Al'ternativnaya gazeta. Ekologicheskaya katastrofa s kvadrokoptera. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.altgazeta.ru (data obrascheniya - 22.05.2017)

9. Ekologicheskie katastrofy Rossii. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https:ecoportal.info/ecologicheskie-katastrofy-rossii (data obrascheniya 22.05.2017)

10. Ekologicheskie katastrofy v 2017 godu. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https:2017cockyrar.inffo.ru/ecologicheskie-katastrofy-v-2017-g/(data obrascheniya 22.05.2017)

Login or Create
* Forgot password?