Text (PDF):
Read
Download
Профанация (от позднелатинского profanatio - осквернение святыни), искажение, извращение чего-нибудь (например, идеи, учения, произведения искусства и т.д.); непочтительное отношение к достойному, опошление [1]. 19 апреля 2017 г. Указом Президента РФ № 176 утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, в которой указывается, что экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности [2]. Нагрузка на окружающую среду достигла критических размеров. Ежегодный экономический ущерб от экологических проблем достигает 6%, а с учетом последствий для здоровья людей - до 15%. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в нашей стране погибает около 500 тысяч человек из-за неблагоприятной окружающей среды. Значительная часть поверхностных вод оценивается сегодня как грязные и экстремально грязные, около 10% жителей страны не обеспечены качественной питьевой водой. Почти половина населения страны живет в условиях высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Площадь несанкционированных свалок превысила 50 тысяч гектаров [3]. Решение этих проблем руководство страны видит за счет технологического перевооружения промышленности, внедрения наилучших доступных технологий, совершенствования законодательства. Однако, можно создать самые совершенные механизмы и оборудование, внедрить безотходные и замкнутые производства, но, в конечном счете, все эти механизмы и приборы обслуживают люди. От того, как эти люди будут обучены и воспитаны, какой экологической культурой будут обладать, зависит работа механизмов, оборудования и, в конечном итоге, состояние окружающей среды и безопасное существование человечества. Именно поэтому, в Стратегии экологической безопасности развитию системы экологического образования и просвещения, повышению квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности, отводится первостепенная роль [2]. Еще великий русский поэт А.С. Пушкин писал «Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность». Экологическое образование должно выступать как одно из ведущих направлений совершенствования образовательных и воспитательных систем, поскольку оно формирует экологическое сознание, ответственное отношение к окружающей среде, направленных на формирование здорового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития России и всего мирового сообщества. Экологическое образование должно быть приоритетным фактором всех видов деятельности и прежде всего деятельности управленческой, технико-технологической и предпринимательской. 25 сентября 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла итоговый документ саммита ООН по принятию повестки дня в области развития на период после 2015 года: «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [4]. Данный документ содержит 17 целей в области устойчивого развития 169 соответствующих задач, обеспечивающих сбалансированность основных составляющих устойчивого развития: социальной, экологической и экономической. Их достижение возможно лишь при условии осознания людьми важности незамедлительного решения экологических проблем и понимания своей собственной роли в дальнейшем развитии планеты. Без результативного решения экологических проблем невозможно обеспечить необходимый уровень качества жизни людей. В настоящее время принимаются различные меры, направленные на улучшение экологической ситуации и дальнейшее социально-экономическое развитие страны. Реализация стратегии устойчивого развития, в частности устойчивое развитие экономики и «экологическое» функционирование предприятий и организаций невозможно без компетентных специалистов. Суть стратегии в области образования в интересах устойчивого развития состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимательской деятельности и устойчивости природных экосистем и социальных структур. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установил требование, согласно которому подготовка по экологической безопасности стала распространяться не только на государственных служащих, но и на руководителей и специалистов предприятий и организаций, ответственных за принятие решений которые могут оказать или оказывают негативное воздействие на окружающую среду [5]. В статье 15 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорится, что «Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности[6]. Обучение, согласно статье 22 пункт 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», должны осуществлять образовательные организации, созданные в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций [7]. Однако, в настоящее время экологическое образование в стране превратилось в выгодный бизнес. Повышение квалификации осуществляют различные коммерческие организации, главной целью создания которых является извлечение прибыли. Обучение такими организациями проводится дистанционно за один день, а фактически сводится к выписыванию документов. Некоторые компании даже предлагают дистанционно обучать рабочим специальностям: электросварщик, газосварщик, электросварщик ручной сварки и т.п. Подготовка преподавательского состава также во многих «образовательных организациях» проводится дистанционно, за несколько дней. Причем, в перечне программ таких фирм включено обучение по любым направлениям педагогики. Как правило, такие фирмы не имеют ни учебных аудиторий, ни своих преподавателей. Отсутствует и методическое обеспечение. Это, конечно, не обучение, а в чистом виде - профанация, оно подрывает доверие к образовательному процессу. На предприятиях в обиход вошел термин: «Они (работодатели) делаю вид, что учат нас, а мы делаем вид, что учимся». О воспитательных целях и вообще говорить не приходится, хотя, как говорил великий русский писатель Л.Н. Толстой «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Задачи экологического воспитания: -- сформировать знания о современной экологической обстановке в стране, о комплексе экологических проблем и путях их решения; -- выработать ответственность за собственное благополучие и экологическое благополучие природной среды; -- воспитывать основы правильного поведения в среде обитания человека в соответствии с общими нормами морали; -- сформировать потребность участия в приро-доохранных мероприятиях, в пропаганде здорового образа жизни. Решить проблему экологического воспитания значительно сложнее, чем усовершенствовать систему экологического образования. Но и обучение на показанных примерах практически не проводится. Результаты такого обучения налицо. За прошлый год в стране произошло несколько крупных экологических аварий: под Севастополем и Анапой разливы нефтепродуктов [8], во Владивостоке на мусоросжигательном заводе «Спецзавод № 1» выброс вредных веществ в атмосферу, на химическом заводе в Красноуральске возгорание азотной кислоты, в Тольятти пожар на заводе химической индустрии и др. [9]. В 2017 году уже произошло более 30 аварий на очистных сооружениях страны, в результате чего огромное количество вредных веществ попало в водные объекты. Из-за некачественной питьевой воды город Троицк в Челябинской области полностью переведен на привозную питьевую воду [10]. Практически все экологические аварии и катастрофы происходят по вине человека. Сотрудники, работающие на промышленных предприятиях, зачастую из-за халатности или слабой подготовки нарушают правила безопасности и инструкции по обслуживанию оборудования и техники, что приводит к серьезным последствиям для окружающей среды и здоровью человека. Одним из важнейших мер по сокращению негативного воздействия на окружающую среду является обучение и воспитание работников и дополнительное образование здесь играет первостепенную роль. Реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования в области охраны окружающей среды должна соответствовать высоким требованиям качества. В этом заинтересованы обучаемые, работодатели, общество и государство. В целях решения этой задачи необходимо: 1. Привести в соответствие с законодательством РФ систему дополнительного образования. 2. Вернуть обязательное повышение квалификации по экологической безопасности для руководителей и специалистов всех уровней и категорий, обслуживающих производственные объекты с высоким уровнем опасности. 3. Полностью исключить дистанционное обучение по вопросам, касающимся безопасности. 4. Специалисты, обслуживающие опасные производственные объекты, должны иметь профильное образование. 5. Вернуть в методику проведения занятий воспитательную цель. Глубокие знания основ экологической безопасности должны стать непременным условием подготовки высококвалифицированных специалистов.