SPECIALITY OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY TERMS OF SUCH PHENOMENON AS RAIDER’S ATTACK
Abstract and keywords
Abstract (English):
It is defined in the article the role and place of economic security in system of national security of the country. It is described the development trends of property relations from the point of view providing economic security. The main threats are defined which are needed to be disposed for security provision. It is considered classification of threats and steps of liquidation of them.

Keywords:
economic security, property, threats of security, redistribution of property, raider’s attack
Text
Publication text (PDF): Read Download

Экономическая безопасность является одной из важнейших составляющих нормального развития как экономики страны в целом, так и развития каждого конкретного субъекта хозяйственной деятельности. Обеспечение стабильности развития общества и государства является важнейшей задачей органов государственной власти. В 1992 г. в России был принят Закон о безо- пасности [1], который и закреплял понятие безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности (потребности, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития), общества и государства от внешних и внутренних угроз. Таким образом, определимся, что безопасность есть состояние определенной сферы государства или совокупности нескольких сфер, при котором ликвидированы все возможные угрозы вмешательства в данную сферу, и которые могут привести к негативным воздействиям на нее. Схожие определения содержатся в утвержденной указом Президента РФ в 2009 году, а ныне утратившей силу Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия до 2020 г.) [2] и в действующем Указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»[3] (далее - Стратегия), где национальная безопасность понимается как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, независимость, государственную и территориальную целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Основной целью стратегии национальной безопасности является создание приемлемых условий для обеспечения развития экономики, создающей социально-экономическую стабильность общества, а также успешного противостояния внутренним и внешним угрозам. Национальная безопасность страны состоит из целого перечня составляющих, одной из которых, нас интересующей прежде всего, является экономическая безопасность страны. Роль экономической безопасности в системе национальной безопасности недооценить невозможно: без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане. Структура обеспечения национальной безопасности нами приведена на рис.1. При этом нужно подчеркнуть, что, на наш взгляд, главная роль в обеспечении национальной безопасности отводится экономике как базису общества, употребляя традиционные марксистские термины. Одним из стратегических направлений обеспечения экономической безопасности страны является создание в ней гибкого механизма рыночной экономики. Однако, следует отметить, что рыночный механизм сам по себе не может обеспечить экономическую безопасность и даже может нанести ей ущерб, если государственное регулирование экономики не дало верного направления рыночным силам. Поэтому обеспечение экономической безопасности подразумевает не только невмешательство в механизм рыночного саморегулирования, но и создание оптимальных условий для эффективного функционирования этого механизма посредством проведения приемлемой для страны экономической политики. К числу важнейших условий экономической безопасности и задач по ее обеспечению относится защита собственности (имеется в виду, конечно, благоприобретенная, а не украденная собственность). Целью регулирования отношений собственности является макроэкономическая стабилизация всей экономики страны, рост ее конкурентоспособности на мировом уровне, создание благоприятного инвестиционного климата в стране, и другие показатели стабильного и поступательного развития экономики. Экономическая безопасность может быть обеспечена на различных уровнях: международном, общегосударственном, региональном, локальном. Обеспечение экономической безопасности - многоуровневая система, включающая в себя много составляющих ее компонентов, одним из которых являются регулирование отношений собственности. Проблемы обеспечения экономической безопасности именно в отношении собственности обусловлены зачастую личным отношением субъектов экономической деятельности, которые, в свою очередь, подчинены первобытным законам самосохранения в отношении объектов собственности, которыми они обладают. С точки зрения обеспечения экономической безопасности в отношениях собственности рассмотрим лишь обеспечение экономической безопасности корпоративной собственности как одного из основных направлений системы обеспечения экономической безопасности, так как именно отношения собственности являются системообразующим институтом экономики. Одной из основных угроз экономической безопасности государства, которая наносит колоссальный вред экономике, является рейдерство. Рейдерский криминальный захват осуществляется в условиях, когда попирается право, зачастую наносится ощутимый ущерб не только отдельной компании или группе фирм, но и целой промышленной или иной хозяйственной отрасли. Исследователи проблем, связанных с захватом предприятий, отмечают, что слияния и поглощения, в отличие от рейдерских захватов, являются естественным экономическим регулятором повышения эффективности экономики. В этой ситуации государство должно лишь оставлять себе функцию недопущения монополизации рынка. Однако это мнение является предметом многих дискуссий и остается спорным в современных условиях. В последнее время существует тенденция к усилению мер, направленных на борьбу с рейдерством как с крайне опасным криминальным явлением. Основной задачей обеспечения безопасности является ликвидация угроз, которые в свою очередь делятся на внутренние и внешние, а аспект обеспечения экономической безопасности корпоративной собственности состоит из двух самостоятельных, но тесно взаимосвязанных элементов: государственной безопасности (состоящей из общегосударственной и региональной) и локальной (внутрисубъектной). На каждом уровне можно определить внутренние и внешние угрозы. Что касается внешних угроз на государственном уровне обеспечения экономической безопасности, то данные угрозы тесно связаны и вытекают из существующих угроз национальной безопасности страны в целом. К внешним угрозам относятся: 1. Глобализация мирового хозяйства. 2. Зависимость от мировых цен, особенно таких трудно прогнозируемых, как цены на энергоносители. 3. Снижение экономического и политического влияния России на мировом уровне, прежде всего ввиду состояния экономики. 4. Трудность поддержания стабильности курса рубля, зачастую резкие его колебания, так называемая «волатильность». 5. Экспорт сырьевых товаров, а не конечной высокотехнологичной продукции. 6. Допуск иностранных инвесторов во многие отрасли российской экономики, состоявшийся в 90-е годы ХХ века в процессе приватизации, что позволяет им контролировать отдельные предприятия, виды производства и целые хозяйственные отрасли. 7. Другие трудно прогнозируемые мирохозяйственные и глобальные политические факторы. На наш взгляд, перечень данных угроз крайне велик и поэтому мы ограничимся некоторыми из них. Перечисленные угрозы могут привести к росту влияния западных стран - глобальных конкурентов на экономику нашей страны, что может привести к установлению ими контроля над экономическими, а значит и политическими процессами в стране. Одним из возможных последствий является превращение России в сырьевой придаток Запада. Отметим, что примером обострения внешних угроз на общегосударственном уровне можно привести Украину, происходящие в этой братской стране события последних лет. С экрана телевизора, в прессе, в интернете постоянно говорится о переделе собственности в Украине. Фамилии Коломойский, Фирташ, Пинчук, Ахметов и т.п. уже знают и домохозяйки, и школьники. Хотя от себя добавим, было бы неплохо, если бы они фигурировали только в уголовных делах и криминальной хронике1. Как мы можем видеть, в Украине ситуация в данный момент времени крайне нестабильна, там идет явная и тайная «борьба за власть» и за обладание «активами», причем эта борьба происходит не только и не столько на внутренней политической арене, но в Украине задействованы силы мирового порядка. В стремлении прибрать к рукам недра Донбасса «засветился» и бывший вице-президент США Джон Байден. Данный пример является своеобразным доказательством того, что отношения собственности являются своего рода лакмусовой бумажкой общей ситуации в стране. Не менее важными для изучения являются внутренние угрозы экономической безопасности на государственном уровне и соответственно внешние угрозы экономической безопасности в организации, на предприятии. К данным угрозам можно отнести такие как «тенизация» (уход в тень) процессов перераспределения собственности, криминализация общества, коррупция, монополизация ряда сегментов рынка, повышение уровня безработицы и другие. Внутренние локальные угрозы различны и многоаспектны, к ним можно отнести следующие: распыленность пакета акций хозяйственного общества, слабый контроль за кредиторской задолженностью, её структуры и динамики, разрушение и спад производства, утрата конкурентоспособности, слабую защиту информационных сведений и ряд других угроз. Для обеспечения экономической безопасности собственности необходимо устранить существующие угрозы. Что касается двух первых групп угроз, то их устранение является преимущественно ответственностью государства, последняя группа угроз лежит целиком и полностью в зоне ответственности собственника (собственников) предприятия. 1 Чтобы никто не обижался, отметим, что к российским олигархам у авторов точно такое же отношение, что и к их украинским коллегам. Отметим, что рейдерство как экономическое явление может быть ликвидировано только в процессе осуществления комплекса мероприятий, включающего как противодействие на государственном уровне, так и обширную профилактическую систему действий на самом предприятии. Что касается противодействия рейдерским захватам на государственном уровне, то на данном этапе наблюдается наращивание усилий в борьбе с рейдерством. Так, например, был обнародован краткий перечень антирейдерских изменений в Уголовном кодексе Российской Федерации; с учетом обобщенной следственной и судебной практики разработана и постоянно совершенствуется методика расследования рейдерских захватов, используемая оперативными сотрудниками и следователями; повышается социальное значение необходимости борьбы с рейдерством как с крайне негативным явлением; предпринимаются и другие меры. Несмотря на задействованные меры борьбы с рейдерством на государственном уровне, отметим, что данных методов противодействия рейдерам только на государственном уровне в настоящее время явно недостаточно. Необходимо еще активно применять локальные методы борьбы с рейдерскими захватами на отдельных предприятиях. Все методы защиты от рейдерского поглощения условно можно разделить на две группы: 1. Превентивные меры (стратегические) - методы защиты, внедряемые компанией до появления непосредственной угрозы поглощения и имеющие своей целью минимизировать риски недружественного захвата. К основному приёму на данном этапе следует отнести такой как формирование на предприятии структуры собственности, отвечающей требованиям экономической безопасности. Основной целью применения данного приёма является детальное исследование многих факторов, влияющих на деятельность организации и формирование комплексной структуры экономической безопасности. Отметим, что формирование такой структуры - процесс достаточно длительный и трудоемкий, включающий такие направления деятельности как мониторинг внешних и внутренних условий, существенно воздействующих на деятельность организации. Еще одно направление - изучение существующих угроз (внешнего и внутреннего порядка), определение направлений возможного противодействия данным угрозам. Важным также является определение круга лиц, ответственных за различные направления безопасности. Необходимо определить круг объектов, которые необходимо «защитить». В результате проведенного исследования должна быть составлена концепция обеспечения экономической безопасности на предприятии с учетом всей специфики как деятельности самой организации, так и всех процессов, происходящих в экономике, которые могут коснуться данного субъекта. Еще одним приёмом является разработка и оптимизация учредительных документов, отвечающих требованиям разработанной системы обеспечения экономической безопасности на предприятии. Организации необходимо проводить постоянный мониторинг внешних и внутренних факторов, оказывающих воздействие на деятельность фирмы, так называемый постоянный внутренний «аудит» (термин часто употребляемый, хотя и не совсем точный, поскольку вообще-то аудит - это независимая внешняя проверка финансово-хозяйственной деятельности и, прежде всего, бухгалтерской (финансовой) отчётности экономического субъекта). Тактическим приемом защиты является создание и налаживание работы внутренней системы контроля над кредиторской задолженностью. При наличии на предприятии каких-либо нематериальных активов (товарные знаки, объекты интеллектуальной собственности, промышленные образцы, know-how и т.п.), собственникам необходимо уделять особое внимание регистрации прав на данные активы. Проведение взвешенной кадровой политики и политики по работе с менеджментом организации также представляет метод стратегической защиты организации. 2. Экстренные меры (тактические). Тактические мероприятия проводятся тогда, когда многие стратегические меры применить уже просто невозможно. К таким действиям принято относить такие как «контрскупка» акций; блокирование пакета акций с одновременным введением дополнительной эмиссии; проведение работы с акционерами; вывод активов предприятия; и другие. Бороться с угрозой рейдерских захватов необходимо как на государственном уровне, так и на уровне конкретных хозяйствующих субъектов. Причем, на предприятии необходимо применять превентивные меры задолго до начала захвата, так как данные меры являются более простыми, эффективными и экономичными. Кроме того, как следствие проведения превентивных защитных мероприятий, могут наблюдаться повышение уровня и качества управляемости компанией и рост ее рыночной стоимости. Собственник и менеджер компании, предприятия не должны забывать об ответственности не только перед работниками, сособственниками, а менеджеры - перед собственниками, но и о более высокой ответственности перед государством, а в конечном счёте - перед Богом за положение дел во вверенном им «экономическом субъекте». В этой связи считаем целесообразным установить уголовную ответственность собственников организации за её работу, чтобы нерадивый, недобросовестный собственник отвечал по всей строгости Закона. Что же касается самих рейдеров, то их необходимо наказывать очень сурово, вплоть до пожизненного заключения. В отношении предпринимателей, являющихся собственниками, да и менеджерами организаций, предприятий, весьма к месту привести Евангельскую притчу о хозяине (имеется в виду, конечно, Бог и Богочеловек - Спаситель) и рабах (имеются в виду как раз «предприниматели» и «менеджеры»). Вот что говорил Спаситель (орфография и стилистика издания: Новый Завет. - BIMI (Baptist International Missions, inc. P.O. Box 9215, Chattanooga, TN 37412, USA, 1995. - С. 31): Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; Точно также и получивший два таланта приобрел другие два; Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошед получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью; Итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, Ибо всякому имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф: 25: 14-30). В этой Евангельской притче содержатся, по крайней мере, два важнейших экономических и юридических положения. Во-первых, любая частная собственность условна - всё в конечном счёте принадлежит Богу. Так что уж скорее государство, как сила, объединяющая общество, оформляющая и организующая его, может претендовать на любые активы2. Снова откроем священную Книгу: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим: 13: 1-2). Во-вторых, собственник обязан заботиться об объектах врученной ему Всевышним собственности, лелеять и преумножать их, ни в коем случае не доводить до краха, банкротства. Иначе будет выброшен во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов.
References

1. Zakon RF «O bezopasnosti» ot 05.03.1992 №2446-1 // Rossiyskaya gazeta, № 103, 06.05.1992 (Utratil silu)

2. Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 g. №537 «O Strategii nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii do 2020 goda» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 18.05.2009, N 20, st. 2444 (Utratil Silu)

3. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 N 683 «O Strategii nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii»// Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii, 04.01.2016, N 1 (chast' II), st. 212

4. Antikrizisnoe upravlenie: uchebnoe posobie / A.P.Isaev [i dr.]. - 2-e izd., ispr. i dop. - SPb.: IPC SZIU-fil.RANHiGS, 2016. - 404 s

5. Organizaciya i upravlenie ekonomicheskoy bezopasnost'yu predpriyatiy: uchebnik /A.P.Isaev [i dr.]. - SPb.: IPC SZIU-fil.RANHiGS, 2016. - 334 s

Login or Create
* Forgot password?