Publication text
(PDF):
Read
Download
Вызовы в информационной сфере, наряду с террористической и экстремистской деятельностью на сегодняшний день входят в число самых серьезных угроз национальной безопасности государства. Глобальность и стремительное развитие информационной среды требуют создания полноценной системы защиты интересов страны и граждан. При этом следует учитывать, что обеспечение информационной безопасности должно являться комплексным элементом общей системы государственной безопасности. Одним из значимых событий в процессе формирования системы информационной безопасности является подписание Президентом в конце 2016 года Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646) (далее - Доктрина). Новая трактовка Доктрины разработана с учетом изменений произошедших внутри страны и во внешнеполитической сфере и является ответом на возникающие и расширяющиеся списки угроз национальным интересам в сфере использования, распространения, передачи и защиты информации. В отличие от предыдущей версии документа, (утвержденной Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) новая Доктрина носит системный характер. В частности, при сравнении преамбул документ 2000-го года охарактеризован как совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации [1]. В тексте 2016 года Доктрина определена уже как система официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности [2]. В новом документе можно выделить ряд принципиальных моментов, которые позволяют расставить акценты в деятельности по обеспечению информационной безопасности государства. В первую очередь следует отметить, что в Доктрине четко обозначен перечень национальных интересов в информационной сфере. К ним относятся: а) обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации; б) обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - критическая информационная инфраструктура) и единой сети электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время; в) развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности; г) доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры; д) содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве [2]. Очевидно, что перечисленные национальные интересы касаются не только внутренней жизни государства и его граждан, но и касаются функционирования информационного пространства в международном масштабе. Кроме этого, документ затрагивает процессы развития и функционирования информационной инфраструктуры. Важным моментом является характеристика общего состояния информационной безопасности в государстве и четкое определение в документе основных информационных угроз, в числе которых отмечаются: -- наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях, -- усиление деятельности организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса; -- расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира; -- отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации; -- наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей; -- террористическими и экстремистскими организациями создаются средства деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры; -- возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере; -- увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий[2]. Рассмотренные в документе угрозы в информационной сфере нашли свое отражение и в выступлении Президента Российской Федерации Владимира Путина 16 февраля 2017 года, на ежегодном расширенном заседании коллегии ФСБ, посвященном итогам деятельности ведомства за прошедший период и приоритетным задачам в области обеспечения национальной безопасности. Президент в частности обозначил ряд актуальных направлений в деятельности спецслужб, в числе которых работа по совершенствованию системы защиты сведений, составляющих государственную тайну, особенно в условиях перехода ведомств на электронный документооборот [3]. Было отмечено также увеличение в три раза количества компьютерных атак на официальные государственные информресурсы в 2016 году, по сравнению с предыдущим годом. В связи с этим была обозначена необходимость развития ведомственных сегментов Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы [3]. Доктрина устанавливает основные направления обеспечения национальной безопасности. Это обороны страны, экономическая сфера, область науки, технологий и образования, область стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства [2]. Данные направления совпадают с основными стратегическими национальными приоритетами, закрепленными в Стратегии национальной безопасности. Подобная взаимосвязанность свидетельствует о том, что новая Доктрина вошла в число основополагающих документов регламентирующих систему защиты национальных интересов и национальной безопасности. При этом система обеспечения информационной безопасности определена как часть системы национальной безопасности [2]. Доктрина намечает организационные основы обеспечения национальной безопасности в информационном поле. В частности в документе определены организационные основы системы обеспечения информационной безопасности; сформулированы задачи государственных органов в рамках деятельности по обеспечению информационной безопасности, сформулированы задачи государственных органов в рамках деятельности по развитию и совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности. В новом тексте Доктрина определены основные принципы, на которых основывается деятельность государственных органов по обеспечению информационной безопасности. В условиях сложной внешнеполитической обстановки особенно важным представляется выделение принципа соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации[2]. Именно Российская Федерация на сегодняшний день вносит решающий вклад в сохранении системы международного права, подчеркивая ее авторитетность и незыблемость, в том числе и в международном информационном пространстве. Усилия России по защите информационного пространства подчеркивает секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Николай Патрушев, говоря о том, что «на международной арене стратегической целью России является формирование такой системы, которая базировалась бы на общепризнанных правилах ответственного поведения государств в информационном пространстве. Соответствующая работа последовательно проводится в рамках Группы правительственных экспертов ООН. Наглядным свидетельством востребованности такого курса служит принятая Генассамблеей по инициативе России резолюция «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»» [4]. В числе прочих в Доктрине выделяется принцип декларирующий соблюдение баланса между потребностью граждан в свободном обмене информацией и ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере [2]. Важно, что разработчики документа определяют и фиксируют тонкую грань между свободным обменом и распространением информации и контролем и цензурой в информационном поле. Наличие этой грани ярко показало активное общественно-политическое обсуждение антитеррористического пакета законов (т.н. «пакет Яровой»), затронувших информационную сферу. Подводя итоги, следует отметить, что появление Доктрины как программного документа способно не только определить основные направления деятельности, но и создать прочную основу для дальнейшего формирования нормативно-правовой базы для защиты национальных интересов в информационной сфере. Кроме этого, можно говорить о том, что рассматриваемый документ задает определенный вектор развития для всех участников системы обеспечения информационной безопасности. Дальнейшая работа должна проводиться в условиях согласованности и взаимодействия для формирования комплекса мер по защите информационного пространства. Например, в качестве одного из элементов системы обеспечения информационной безопасности можно рассматривать создание Министерством Обороны Российской Федерации войск информационных операций. Это формирования российской армии, основными задачами которого являются управление и защита военных компьютерных сетей, защита российских военных систем управления и связи от кибератак и надежное прикрытие проходящей по ним информации. «Информационные войска» осуществляют координацию и интеграцию операций, проводимых киберподразделениями, экспертизу кибернетического потенциала Минобороны России и расширяют возможности его действий в кибернетическом пространстве [5]. Подобные действия свидетельствуют о том, что параллельно разработке программных документов уже ведется практическая работа, позволяющая формировать полноценную систему защиты национальных интересов в информационном пространстве. Наличие и постоянное развитие такой системы позволит своевременно отвечать на вызовы и защищать интересы граждан и государства в информационной сфере.