Text (PDF):
Read
Download
Практика обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации последних лет все больше убеждает в необходимости разработки принципиально новых подходов к предупреждению, пресечению правонарушений, совершаемых в этой сфере. Особо остро стоит задача обеспечения общественной безопасности на особо важных объектах, деятельность которых связана с эксплуатацией источников повышенной опасности (АЭС, склады вооружения и т.п.), которые, оказавшись в зонах вооруженных конфликтов, или в случае совершения диверсии могут послужить источником возникновения техногенных катастроф [1, с. 30-33]. Необходимо завершить создание единых федеральной, региональной и локальных автоматизированных и информационно-поисковых систем полиции, совместимых с автоматизированными информационными системами в субъектах Российской Федерации, информационными банками других правоохранительных и контрольно-надзорных органов [2, с. 52-57]. Сегодня наша страна активно входит в информационное пространство, а индустрия аппаратного и программного обеспечения компьютеров - один из наиболее динамично растущих секторов российской экономики. Десять лет назад персональные компьютеры в России были относительной редкостью, теперь же они доступны каждому, кроме того, большинство из них имеет подключение к сети Интернет - все это сказалось на жизни общества, найдя свое проявление, в том числе в форме компьютерных посягательств [3, с. 4-9]. Национальная инфраструктура любого государства уже сегодня тесно связана с использованием современных компьютерных технологий. Ежедневная деятельность банковских и энергетических систем, управления воздушным движением, транспортная сеть, даже скорая медицинская помощь находятся в полной зависимости от надежной и безопасной работы автоматизированных электронно-вычислительных систем, поэтому проблемы защиты информации для безопасности личности, общества и государства приобретают все большее значение и актуальность. Современные информационные технологии интенсивно внедряются во все сферы жизни и деятельности общества, национальная безопасность также начинает напрямую зависеть от обеспечения информационной защиты - главного гаранта стабильности в обществе, обеспечения прав и свобод граждан и правопорядка. Таким образом, компьютерные информационные системы стали неотъемлемой частью любой общественной сферы, выполняют объединяющую, консолидирующую и систематизирующую функцию, посягательство на которые приводит к негативным последствиям и затрагивает все общество. Эти изменения в обществе не преминули сказаться на уровне преступлений в сфере компьютерной информации. Они уже не являются чем-то из ряда вон выходящими, а получили достаточное широкое распространение в обществе, о чем красноречиво свидетельствует статистика. Общественная опасность преступлений в сфере компьютерной информации заключается в возможности причинения вреда интересам личности, общества и государства посредством вмешательства в деятельность информационных систем реализующих волю их создателей. Стратегия Национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ N 683 от 31 декабря 2015 г., признает стремительное совершенствование форм противоправной деятельности в сфере высоких технологий серьёзной угрозой национальным интересам России. Киберпреступность сегодня стала самой динамично развивающейся и прибыльной отраслью преступного бизнеса [4, с. 180-186]. В 2016 году МВД России столкнулось практически со всеми актуальными видами кибератак, и необходимо отметить, что с каждым годом подобные атаки становятся все сложнее и изощрённее. Целью киберпреступников все чаще становятся не клиенты банков, а непосредственно финансовые учреждения и объекты информационной инфраструктуры государства. В 2016 году сотрудники МВД России выявили международное преступное сообщества, поставившее под угрозу безопасность всей банковской системы Российской Федерации. На момент задержания злоумышленники готовили глобальную операцию, целью которой являлось хищение денег практически из всех российских банков. Ключевым направлением их деятельности являлось осуществление целевых атак на процессинговые центры российских и зарубежных банков, а также на мировые системы обмена межбанковскими финансовыми сообщениями. Используя уязвимости в реализации протоколов, им удалось скомпрометировать крупнейшие международные платежные системы, более того, в целях облегчения вывода денежных средств они создали и зарегистрировали в соответствии со всеми международными правилами свою собственную платежную систему и активно использовали ее функционал. Одной из последних тенденций IT-преступности является появление на криминальном рынке преступных групп, старающихся максимально широко задействовать все имеющиеся возможности получения прибыли, не ограничиваясь каким-то одним направлением деятельности. Весьма важной проблемой остается ситуация и в области борьбы с незаконной миграцией. Миграция - это явление, с которым человечество сталкивается на всем протяжении существования общества [5, с. 26-28]. Возникновению миграции могут служить разные причины - от поиска нового, более значимого, социально-экономического статуса в новом регионе страны или иностранном государстве до элементарного физического выживания. К сожалению, естественный процесс миграции не всегда проходит без нарушений нормативной правовой базы того государства, куда лежит конечный путь мигрантов. Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации в 2016 году совершено 24,5 тыс. преступлений, что на 5,0% меньше, чем за январь - июнь 2015 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ - 21,5 тыс. преступлений (-4,3%), их удельный вес составил 87,8%. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства сократилось на 4,8% и составило 7,8 тыс. преступлений. По прогнозам большинства экспертов, рост количества преступлений, совершаемых иностранными гражданами, на фоне нестабильной внешнеполитической обстановки, спровоцированной, в частности, событиями на территории Украины, в ближайшее время продолжится, что является непосредственной угрозой национальной безопасности Российского государства [6, с. 32-34]. Определяя угрозу национальной безопасности, как прямую или косвенную возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства, исполнительная власть Российской Федерации через «Концепцию общественной безопасности» декларирует, что обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут способствовать повышение эффективности деятельности органов внутренних дел. Несомненно, что одним из направлений повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, в целях обеспечения государственной и общественной безопасности является совершенствование ее организационной составляющей в сфере противодействия криминальным угрозам со стороны мигрантов [7, с. 48-52]. Учитывая катастрофическую социально-гуманитарную ситуацию, сложившуюся в странах Западной Европы из-за непрекращающихся потоков мигрантов из стран ближнего Востока и северной Африки, можно смело предположить, что миграционная волна захлестнет и страны - участницы СНГ, в том числе и Российскую Федерацию. Положение усугубляется и пока что не разрешенными конфликтами на приграничных территориях Украины и Молдовы, приведшими к тому, что огромное количество мигрантов, в том числе и нелегальных, многие из которых имеют криминальное прошлое и настоящее, хлынули на приграничные территории Российской Федерации. Как показывает практика, налаженный канал переправки нелегальных мигрантов приносит огромный доход, а организация незаконной миграции является одним из источников финансирования преступных формирований. В сложившихся условиях первостепенной задачей органов внутренних дел является выработка эффективных методов противодействия нелегальной миграции. Для России, где постоянно находится несколько миллионов трудовых мигрантов из сопредельных государств, а шестую часть собственного населения составляют мусульмане, угрозы и вызовы национальной безопасности, исходящие от неконтролируемой миграции, давно понятны и по-прежнему актуальны [8, с. 121-122]. Именно поэтому для российских правоохранительных органов так важно всесторонне оценивать информацию об интеграции части мигрантов в этническую организованную преступную среду и формировании ими новых преступных группировок. Естественно, данные процессы подлежат системному мониторингу и анализу. Не следует забывать, что в новейшей истории Российская Федерация стала первым объектом массированной атаки со стороны международных террористических организаций. Учитывая высокую вовлечённость боевиков террористических организаций в различные виды преступной деятельности, в том числе торговлю людьми, незаконный оборот наркотиков, оружия, боеприпасов и радиоактивных материалов, объективно следует ожидать реализацию таких преступных намерений через миграционные потоки. В связи с этим в целях недопущения проникновения на территорию государства потенциальных преступников, в том числе радикально настроенных экстремистов, приоритетное значение приобретает проверка прибывающих лиц по всем имеющимся учётам, включая базы данных Интерпола, содержащие информацию о разыскиваемых преступниках, иных лицах, склонных к противоправному поведению, а также похищенных или утерянных проездных документах. Компактное проживание представителей мигрантских диаспор препятствует их скорой интеграции в принимающее общество и создает все предпосылки для создания замкнутых этнических предпринимательских и, соответственно, преступных структур. Поэтому государство должно предпринимать все возможные усилия для того, чтобы такое компактное проживание если и имело место, то находилось бы под соответствующим контролем правоохранительных структур [9, с. 265-270]. Особую важность имеет для национальной безопасности контроль за деятельностью существующих в мигрантской среде религиозных и общественных организаций. Известно множество примеров того, как среди мигрантов зарождались экстремистские организации, осуществлялся сбор помощи и организационное обеспечение террористических организаций, действующих на родине мигрантов или в транснациональном масштабе [10, с. 130-136]. В данной ситуации органам внутренних дел стоит работать не с формальными лидерами диаспор, а с действительно авторитетными людьми в мигрантской среде. Если не будет достигнут ощутимый прогресс в деле борьбы с этнической преступностью, рискогенные факторы для национальной безопасности российского государства будут лишь возрастать. В первую очередь, сам по себе феномен существования организованной преступности, формирующейся по этническому принципу, оказывает разрушающее и разлагающее влияние на общественный порядок, создает массу проблем для государства и его населения, в том числе и для самих мигрантов, которых их соплеменники, организованные в банды, рэкетируют и обирают [11, с. 38-41]. Во-вторых, существование подобных преступных сообществ основа для коррупции и механизм коррумпирования правоохранительной системы, исполнительной, законодательной и судебной власти. В-третьих, это - колоссальная угроза дестабилизации политической обстановки в стране, поскольку конфликтогенный потенциал наличия иноэтничных преступных сообществ и сетей огромен - это и провоцирование конфликтов коренного и приезжего населения, и рост ультранационалистических организаций среди и тех, и других, и растущее недовольство слабостью властей или правоохранительной системы. Наконец, прямая угроза национальной безопасности страны связана и с возможностью использования этнических преступных сообществ иностранными спецслужбами и радикальными экстремистскими и террористическими организациями. Однако в деле борьбы с этнической преступностью важен еще один нюанс - правильная подача информации обществу. Нельзя провоцировать националистические настроения и давать повод отождествлять борьбу с преступностью с преследованием каких-либо конкретных этнических групп населения. В ходе реализации Плана деятельности МВД России по реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года на 2013 год и плановый период 2014-2018 годов (№1/6020 от 27.06.2013) обеспечена наступательность при реализации мероприятий, направленных на пресечение преступной деятельности организованных групп, сформированных по этническому принципу. Особое внимание уделялось пресечению противоправной деятельности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии и обладающих значительным влиянием в среде этнической организованной преступности [12, с. 53-55]. На основе проведённого анализа, можно сделать вывод, что формирование в конце 2013 года подразделений по борьбе с организованными преступными группами, созданными по этническому принципу, а также принятые в 2015 году меры способствовали относительной стабилизации оперативной обстановки в сфере этнической организованной преступности и позволят в дальнейшем наращивать наступательность при реализации мероприятий, направленных на пресечение преступной деятельности организованных групп, сформированных по этническому принципу. Важным направлением борьбы с преступностью остается экономическая преступность [13, с. 19-22]. В целях противодействия экономической преступности МВД России на постоянной основе проводится анализ результативности принятых мер в области защиты бюджетных средств, в том числе выделенных на крупные инвестиционные проекты с государственным участием, а также форм и методов противодействия преступности в этой сфере. В целях выявления и пресечения преступных посягательств на бюджетные средства, выделяемые на организацию и проведение чемпионата мира по футболу, МВД России организовано взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации, которой в настоящее время осуществляется проверка финансово-хозяйственной деятельности ряда государственных учреждений и коммерческих организаций, участвующих в подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года (далее - ЧМ 2018). Кроме того, во исполнение поручений Президента Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными правоохранительными и контролирующими органами проводится комплекс мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию фактов хищений и нецелевого расходования бюджетных средств в субъектах Российской Федерации. Мероприятия по указанному направлению оперативно-служебной деятельности продолжаются. В МВД России проведен анализ результативности принятых мер по повышению эффективности работы по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, совершаемых с использованием оффшорных компаний и фирм-однодневок. Координация и организация работы по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием оффшорных компаний и фирм-однодневок, осуществляется в соответствии с решениями межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям. Вместе с тем активно продолжается работа по пресечению деятельности криминальных кредитно-финансовых механизмов, обеспечивающих обналичивание денежных средств и незаконный вывод их из страны [14, с. 58-63]. МВД России организованы и проводятся мероприятия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и незаконному выводу денежных средств за рубеж. Реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности работы по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, совершаемых с использованием оффшорных компаний и фирм-однодневок, продолжается. В последние годы в Российской Федерации наблюдается тенденция снижения числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности [15, с. 135-146]. При оценке результатов работы органов внутренних дел учитывается общее количество выявленных и расследованных преступлений коррупционной направленности. Исходя из этого, в некоторых подразделениях органов внутренних дел сотрудники концентрируют усилия на регистрации более легкого для выявления преступления (дача взятки), уделяя меньшее внимание противодействию получению взятки или иным более опасным преступлениям коррупционной направленности. Однако следует обратить внимание на структуру коррупционной преступности. Исходя из анализа статистических данных за 2015 г., «статистическое лицо» исследуемой группы посягательств составили мошенничество, совершенное с использованием служебного положения (22%), дача взятки (20%), получение взятки (19%). Достаточно большую долю составляют дела, возбужденные по факту присвоений или растрат, с использованием служебного положения (15%). Подобная структура свидетельствует о том, что в основном выявляются и расследуются факты взяточничества, с приоритетом задержания виновных «с поличным». В период 2012-2016 гг. наблюдалась тенденция к снижению количества выявляемых правоохранительными органами преступлений коррупционной направленности, что отчасти вызвано как ужесточением учетно-регистрационной дисциплины, так и реальным снижением уровня «бытовой» коррупции в стране. В то же время, по оценкам социологов, в целом уровень коррупции в стране остается на прежнем высоком уровне. Наиболее общественно-опасные коррупционные проявления, как-то: организованные формы коррупции, системы «откатов», взяточничество в крупных, особо крупных размерах - по-прежнему редко выявляются и остаются латентными. В качестве основных направлений совершенствования стратегии борьбы органов внутренних дел в современных условиях с отдельными видами преступности выступают следующие: -- расширение социального партнерства с гражданским обществом, формирование позитивного общественного мнения о работе полиции. Назрела необходимость перехода от фиксации общественного мнения у управления его формированием. Это является важным направлением управленческой деятельности МВД России, которое требует наличия властных, в том числе контрольных полномочий, по отношению к подразделениям центрального аппарата Министерства и территориальным органам. Организация мониторинга общественного мнения о деятельности полиции требует наличия специалистов, которых образовательные организации системы МВД России в настоящее время не готовят. Уже очевидно, что для решения такой масштабной задачи необходимо в образовательных организациях МВД России начать подготовку специалистов-социологов для органов внутренних дел; -- усиление профилактической деятельности. В настоящее время созданы надлежащие правовые основания для профилактической работы. Если ранее можно было сослаться, что нет закона о профилактике, то теперь принят федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», потенциал которого необходимо использовать на практике; -- совершенствование правовой работы. Здесь необходимо обратить внимание на содействие правовыми средствами преобразований, происходящих в органах внутренних дел в связи с принятием указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и сфере миграции» и № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»; -- совершенствование научного и методического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Противодействие преступности - сложный вид социально-правовой деятельности. Успехи этого противодействия связаны со многими факторами, и прежде всего с эффективным научным обеспечением всей системы МВД России. Бесспорно, что наука становится все более неотъемлемой частью деятельности органов внутренних дел. Дальнейшее поступательное развитие Министерства возможно исключительно при условии достижения качественно нового уровня практического использования научно-обоснованных технологий, методик и технических решений в правоохранительной сфере, что предписано части 1 статьи 11 Федерального закона №3-ФЗ от 07 февраля 2011 г. «О полиции». К сожалению, пока не удалось в полной мере преодолеть существующий разрыв между результатами научно-исследовательской деятельности и потребностями практических подразделений. Есть еще претензии практиков к научному обеспечению. Нужно сделать все, чтобы научные исследования были направлены на решение актуальных проблем деятельности органов внутренних дел. Уже принят ряд мер, направленных на преодоление этой ситуации. Разработан и вступил в действие нормативный правовой акт, регламентирующий осуществление научной деятельности. Определены новые подходы к выявлению проблем оперативно-служебной деятельности, требующих научного разрешения, планированию научной деятельности, взаимодействию заказчиков научной продукции с ее исполнителями. В дальнейшем работа по оптимизации научного обеспечения должна быть продолжена. Не менее важным является совершенствование методической работы. Ее значение заключается в том, что с помощью методических материалов сотрудники получают ясные и исчерпывающие представления об алгоритме осуществления своих действий. В рамках управленческой деятельности Министерства структурные подразделения центрального аппарата по своим направлениям деятельности, в числе своих задач и функций, осуществляют и ее методическое обеспечение. Однако, до настоящего времени методическая работа четко не регламентирована. Необходимо организовать методическую работу на основе нормативных правовых актов.