EDUCATIONAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the author investigates the causes of two opposing processes. First, the role and importance of education in all spheres of society. Second, government policy in respect of the education system. The author analyzes the key circumstances that can lead to negative consequences for national security of Kazakhstan. The article explains the process of strengthening of influence of education on the situation in the country, illustrates the danger of ill-conceived educational reforms in Kazakhstan. In the article we can trace symptoms associated with the geopolitical situation in the region along with internal factors of influence on the education system of the Republic of Kazakhstan which includes the positive aspects and threat to the security of Kazakhstan.

Keywords:
education, reforms, security, dialogue of cultures, Eurasian school model
Text
Publication text (PDF): Read Download

В 2005 г. Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев так определил роль образования в современном мире: «Страна, не умеющая развивать знания, в XXI веке обречена на провал. Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику. Но все начинается со школы. Поэтому с 2008 года мы должны перейти на 12-летнее общее среднее образование, повысить профессиональный уровень педагогов, качество учебников и образовательных программ. Мы обязаны вернуть престиж и достоинство профессии учителя»[1]. Он поставил в качестве основной задачи изучение и использование опыта развития системы образования и науки в странах не только Запада - США, Канада, государства Евросоюза, но и Востока. «За стремительный бросок к прогрессу на Востоке, прорыв на передовой мировой уровень здесь появились с условными поэтическими названиями мощные «Драконы» и «Тигры». К числу «Драконов» относятся страны Восточной Азии - Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур и Китайская Народная Республика - «Большой дракон», а «Тигры» - это страны Юго-Восточной Азии: Малайзия, Таиланд, Индонезия, Бруней, Вьетнам, Индия, Филиппины» [1]. Актуальность темы определяется целым рядом важных обстоятельств: во-первых, национальная безопасность страны - важнейший фактор ее независимости и развития. Пользуясь сложным положением в Центральной Азии, ряд исламских государств пытается привнести в регион политизированный ислам, тем самым создать основу для расширения своего влияния, в том числе, в образовательных учреждениях республики. Во-вторых, в современных условиях человеческий капитал и уровень знаний общества стали определяющими в системе международных отношений. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, используя новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны. В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования как критерия общественного развития и основы экономической мощи и национальной безопасности страны. В-третьих, целостность современного мира - одна из важнейших особенностей нашего времени. Развитие страны в изоляции от других государств сегодня немыслимо. Очень важно понять, что создание подлинно современной системы образования должно быть задачей всего народа, а не только чиновников, насаждающих реформы обучения «сверху». В-четвертых, мировой опыт показывает, что практически все страны в период модернизации переживают сложный процесс социальной трансформации, сопровождающийся ломкой традиционного сознания, потерей привычных идеалов, ориентиров и ценностей. Подобное явление наблюдается сейчас на всем постсоветском пространстве. Отъезд части европейского населения из Казахстана связан с серьезной опасностью для молодого казахского государства, которому нужны образованные граждане для проведения модернизации и реформ во всех сферах жизни общества. В-пятых, XX век кардинально изменил положение истории в обществе. Некогда слывшая «царицей наук», гордо именовавшая себя «учительницей жизни», история сегодня переживает глубокий кризис, одной из характеристик которого является утрата к ней общественного доверия и, соответственно, резкое падение ее социального статуса. Из всезнающего и непогрешимого руководства к действию она превращается в широкую социокультурную дисциплину. Цель статьи: оценка и прогнозирование угроз национальной безопасности Республики Казахстан со стороны системы образования и поиски мер по их предупреждению. В советский период в стране была создана система образования, включающая в себя дошкольное, школьное, вузовское, послевузовское обучение, достигнут высокий уровень грамотности всего населения. Вместе с тем имелись и отрицательные факторы: идеологизация учебно-воспитательного процесса, недостаточное внимание развитию национальных школ, слабое международное сотрудничество и другие, поэтому с обретением независимости стала очевидной необходимость реформирования всей образовательной системы. История и другие социальные науки неразрывно связаны с интересами нашей национальной безо- пасности. В течение последнего десятилетия XX и начала XXI столетия именно историческая наука обладала такими функциями, которые объединяли многонациональное и многоконфессиональное казахстанское общество. Актуальность научного переосмысления указанной проблематики продиктована необходимостью объективного изучения отечественной истории, которая всегда служила гарантом формирования общественного единства, идентичности Республики Казахстан, укрепления ее суверенитета, сохранения гражданского мира и национального согласия. Образование и поведение людей тесно взаимосвязаны между собой в социуме. Чем больше государство вкладывает средств и усилий в раз- витие образования, тем меньше выделяет средств на правоохранительные органы. И наоборот. Среди основных национальных интересов Республики Казахстан в статье 5 Закона Республики Казахстан о национальной безопасности Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.04.2016 г.) вопросы образования занимают 7 место из 18: достижение и поддержание уровня и качества образования и научного потенциала страны, адекватного потребностям социально-экономического, инновационного и интеллектуального развития общества и граждан; А в статье 8. Основные функции системы обеспечения национальной безопасности говорится о выявлении, анализе, оценке и прогнозировании угроз национальной безопасности; а также разработке и осуществлении комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности [2]. Следовательно, есть основания для того, чтобы утверждать, что снижение качества образования и резкое снижение культурного, интеллектуального уровня граждан создают угрозу национальной безопасности страны. Цели образовательных учреждений в лучшем случае декларируются, а на практике мы пожинаем плоды коммерциализации и реформирования образования. Существующая система образования не созидает, а разрушает личность и государство. Так, в статье 6. «Основные угрозы национальной безопасности Закона о национальной безопасности РК» основными угрозами национальной безопасности являются: 4) снижение уровня и качества здравоохранения, образования и интеллектуального потенциала страны; 5) утрата культурного и духовного наследия народа Республики Казахстан [2]. В последнее десятилетие в научной и популярной литературе появилось множество публикаций о так называемом кризисе образования на постсоветском пространстве. Поводом для этих публикаций стал никем, в общем-то, не оспариваемый факт резкого снижения знаний школьников, студентов и выпускников вузов. Большую роль в системе подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей экономики играют национальные системы оценки качества образования. Такой системой в Республике Казахстан является Единое национальное тестирование (ЕНТ), которое также как и вся система образования подвергается бесконечному реформированию, а вот результаты ее за 3-4 последние года не дают оснований для оптимистического настроения. На основании данных, которые приводятся на официальном сайте Национального центра тестирования [3] получается, что примерно 1/3 -1/4 часть обучающихся имеют крайне низкий уровень знаний. Постепенно происходит не только снижение количества участников тестирования с 95,5 тысяч до 58,3 тысяч, но и интеллекта учеников. Только 4-5 выпускников школ Республики Казахстан набирают максимально возможные баллы и, хотя имеется положительная динамика среди набравших свыше 100 баллов с 11% в 2013 г. до 17,6% в 2016 г., но разница показателей в 7,6% вызывает определенные опасения, так как есть не просто «плохие», а «наихудшие результаты». Среди авторов работ, посвященных проблемам кризиса и реформирования образования, следует назвать казахстанских, российских и зарубежных исследователей, которые на основе анализа многочисленных документов и статистических материалов старались охарактеризовать современное состояние образовательных систем: Адилов Т., Баланецкий О. Ф., Зуева Л. И, Бондарцова Т. М., Жумагулов Б., Порус В. Н. и др. [4-8]. А ведь еще в 1967 г. первый директор Международного института планирования образования Ф. Г. Кумбс сделал на Уильямсбургской конференции ЮНЕСКО доклад под названием «Всемирный кризис образования». Его выступление произвело настоящий фурор, так как впервые был поставлен проблемный вопрос «Сумеем ли подготовиться к реальной действительности?». По заказу отделения образования, науки и культуры ООН в 1970 г. появилась монография Ф. Г. Кумбса «Кризис образования в современном мире: системный анализ» [9]. Автор книги поставил перед собой две задачи. Первая заключалась в том, чтобы собрать воедино основные факты о мировом кризисе образования, выявить те тенденции, которые свойственны этому процессу, и предложить некоторые элементы стратегии для борьбы с ним. Вторая задача непосредственно была связана с первой, но значительно шире. Она заключалась в том, чтобы выработать новый метод, с помощью которого можно было бы рассматривать систему образования не как совокупность разрозненных элементов, обращенных к нам одной какой-либо стороной, а как единую систему, взаимодействующие части которой сами указывали бы на то, насколько удовлетворительно осуществляется это взаимодействие. Именно после этого выступления во всех европейских странах заговорили о кризисе образования и начали проводить реформы. Что касается советской системы образования (казахстанская система была ее составной частью), то долгое время ее считали лучшей в мире и потому в работах советских ученых ни о каком кризисе образования речи не шло. Лишь совсем недавно российские, а вслед за ними исследователи бывших союзных республик заговорили о кризисных явлениях в образовании. Минский исследователь Дмитрий Сандаков так характеризует советскую систему образования: «СССР второй половины ХХ века - это историческая аномалия, резкий всплеск творческих и интеллектуальных сил, порождённый уникальными историческими условиями. Классическое университетское образование с мощным естественнонаучным и философским компонентом впервые в истории стало достоянием масс» [10]. Реформы в системе школьного и высшего образования начали проводить в Советском Союзе с опозданием в середине 1980-х гг., а с распадом СССР в 1991г. независимые государства начали создавать свои собственные системы образования, отличные от советской модели. «Для постсоветских республик, - пишет Д. Сандаков, - советский уровень высшего образования является объективно избыточным и ненужным атавизмом. В современной России и Беларуси даже на уровне замысла нет глобального проекта или идеи, которые бы в обозримом будущем потребовали повышения качества образования. Уже в 90-х годах ХХ века по всей России кандидаты наук и инженеры-конструкторы работали сварщиками, курьерами и продавцами на рынке» [10]. Государственная политика Казахстана в области образования после 1991 года осуществлялась в направлении реформирования законодательной базы, системы управления и финансирования образования в контексте задачи качественного преобразование системы образования и является одним из основных элементов становления суверенитета государства, его реальной политической и экономической независимости. Наверное, нигде больше не было столько реформ, сколько в системе образования независимого Казахстана, но они не смогли привести к качественным результатам из-за непоследовательности и незавершенности. Складывается парадоксальная ситуация, когда система образования разрушается, но модернизируется. Так, например, в Госпрограмме развития образования в РК на 2011-2020 гг. планировалась модернизация по восьми основным направлениям. Четыре из них общие для всех уровней образования - финансирование, повышение престижа педагогических работников, управление и информатизация. В этой части Госпрограммы, кажется, удалось предусмотреть все. Финансирование образования предусматривало реализацию программы в два этапа: первый - 2011-2015 годы, второй - 2016 -2020 годы. Дополнительные расходы на реализацию программы должны были составить 450,4 млрд. тенге за пять лет. Из них: из республиканского бюджета - 419,4 млрд. тенге, а из местного бюджета - 30,9 млрд. тенге. Однако, уже после 1 этапа, в 2015 г. в данную программу были внесены существенные изменения, которые кардинально отличались от первоначальных концептуальных обоснований, например, 12-летнего обучения. Поменялась даже модель обучения: вместо модели 4+6+2 использована модель 5+5+2. Повышения престижа педагогических работников, несмотря на все усилия добиться не удалось. Эту профессию в казахстанском обществе не считают престижной или почетной. Набор на педагогические специальности в последнее время резко сократился, что грозит стране в ближайшее время серьезными проблемами в обеспечении специалистами. Централизация управления образовательными учреждениями привела к большей бюрократизации и бесконечным проверкам. В процессе информатизации, несмотря на успехи, есть немало трудностей, связанных с внедрением новой компьютерной техники и технологий в городских и сельских школах республики. Остальные четыре направления охватывают уровни - от дошкольного до высшего и послевузовского образования. И здесь столько всего перепробовано, что остается только удивляться, почему ситуация в образовании не улучшается, почему желаемое выдается за действительное? Частая смена министров образования и науки Республики Казахстан приводит к тому, что каждый из них начинает новый этап реформ, не особенно заботясь о реформах своего предшественника. В последние годы наблюдается небывалая активность чиновничьего аппарата по реформированию «сверху» всей системы образования Казахстана. Многочисленные инициативы обернулись набором начатых и не завершенных проектов: от госстандартов образования и «концентрического» 12-летнего обучения в школе, ПГК, ЕНТ, ВОУД, трехязычия и т.д. Наша система образования за годы реформ постепенно утрачивает свою эффективность и все больше ориентирована на европейскую модель (Кембриджская система), хотя всемирная история (Восток) и история Европы и Америки изучаются в минимальном объеме или объединенными в хронологическом отношении, например, новая и новейшая история стран Азии и Африки; новая и новейшая история стран Европы и Америки. Когда мы говорим о новом обучении, то подразумеваем не только современные технологии обучения, но и те изменения, которые стоят за их появлением. Разработка в 2015-2016 гг. проекта Гуманитарной платформы «Мәңгілік Ел», является основой укрепления роли общественно-гуманитарной науки как фактора стабильного развития казахстанской экономики и общества, повышения национальной мощи и конкурентоспособности, развития патриотизма, наращивания образовательного уровня и способностей социальной адаптации населения. В социальном контексте сегодня нужны ориентиры на преобразование проблем, возникающих в результате кризиса, поиск новых возможностей самореализации. Другими словами для стабилизации общества и достижения необходимой степени сознания его членов, надо в первую очередь повысить уровень образования. Гуманитарная культура всегда передавалась из поколения в поколения. Она давала целостное представление о жизни. Каждая дисциплина была взаимосвязана с другими предметами, дополняющими представление о целом. Здравый смысл помогал развивать навыки определения добра и зла, правды и лжи, красивого и безобразного, нравственного и безнравственного. Напротив, современная мозаичная культура, которая формируется европейской системой образования, представляет всё в виде отдельных фрагментов, выхватываемых из мощного потока информации, причем качество этой информации в расчет не берется. Так ли хорош предлагаемый нам образец, когда не нужно изучать предмет, а нужно учиться тестированию? Бесспорно, совершенствовать учебный процесс необходимо, но не нужно под видом реформы ломать сложившуюся, проверенную годами систему образования. Мы уже разрушали в 20-30-е гг. прошлого века «весь мир насилья… до основанья», которым всегда была система образования, но не добились сколько-нибудь положительных результатов и вынуждены были взять за основу советской модели школы то, что составляет классику психолого-педагогической и методической мысли. В настоящее время Интернет, телефон и телевидение предоставляют широкие возможности для самостоятельного получения дополнительной информации. Сейчас практически каждый школьник, владеющий компьютерной грамотностью способен провести исследование, имеющее научный характер. Однако, никакие технические достижения не заменят учителя. Если мы хотим, чтобы казахстанская система образования не утратила свою жизнеспособность и динамизм, нам необходимо сохранить то, что проверено практикой многих поколений учителей. Это тем более становится актуальным, потому что зарубежные авторы взяли основополагающие идеи советской системы образования для повышения эффективности собственных систем обучения, в то время как мы стараемся слепо копировать опыт современной европейской системы образования без достаточного научного обоснования и апробирования.
References

1. Nazarbaev N. A. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N.A.Nazarbaeva narodu Kazahstana, fevral' 2005g. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-fevral-2005-g_1343986671(Data obrascheniya: 11.07.2016); Polozhevec P. Strana, ne umeyuschaya razvivat' znaniya, obrechena na proval//Uchitel'skaya gazeta. - № 33. 2005 g., 16 avgusta.

2. Zakon o nacional'noy bezopasnosti Respubliki Kazahstan [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31106860#pos=1;-307 (Data obrascheniya 01.08.2016).

3. Nacional'nyy Centr Gosudarstvennyh Standartov Obrazovaniya i Testirovaniya). [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.uchi.kz/links/sait-ntsgsot-tsentr-testirovaniya; (Data obrascheniya: 28.06.2013; 27.06.2014; 29.06.2015; 29.06.2016).

4. Adilov T. Sistema obrazovaniya v Kazahstane: Shag vpered, dva shaga nazad. Gosudarstvo i socium // Kontur. Informacionno-analiticheskoe izdanie RK. - 2009. - № 2. - S. 14-16.

5. Balaneckiy O. F., Zueva L. I. O problemah shkol'nogo istoricheskogo obrazovaniya, testirovanii i podgotovke k ENT. // Vestnik Karagandinskogo universiteta. Seriya «Istoriya, filosofiya». - 2011. - № 3 (63). - S. 22-27.

6. Bondarcova T. M. O probleme reformirovaniya sfery obrazovaniya v Respublike Kazahstan // Aktual'nye voprosy obschestvennyh nauk: sociologiya, politologiya, filosofiya, istoriya: sb. st. po mater. XI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Novosibirsk: SibAK, 2012;

7. Zhumagulov Bakytzhan Obrazovanie i nauka - na perednem krae modernizacii strany. // Kazahstanskaya pravda. - 2012. - 29 fevralya.

8. Porus V. N. Obzhit' katastrofu. //Voprosy filosofii. - 2005. - № 11. - S. 2-11. 9. Kumbs F. G. Krizis obrazovaniya v sovremennom mire: sistemnyy analiz.-M.: Progress, 1970.-293s.

9. Sandakov D. B. Razrushenie obrazovaniya: krizis ili antikrizisnaya programma? [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://obrazovanie.by/sandakov/krizis-ili-ne-krizis.html (Data obrascheniya 11.07.2016).

Login or Create
* Forgot password?