Publication text
(PDF):
Read
Download
Элементарные, наивные, многолетние проблемы полеводства Сельскохозяйственные машины в стране никто и никогда не проверял полностью и по всем правилам: ни механизатор, ни механик, ни инженер в хозяйстве, ни руководители хозяйства, ни специалисты по сельскому хозяйству района, региона, страны; ни преподаватели учебных заведений (вузов, техникумов, училищ - академики, профессора, доценты, преподаватели, ассистенты, мастера обучения). Почему? А для этого нет необходимого: нет соответствующих учебников, нет средств контроля, нет документации. А если нет таких учебников, этому и не учат [1]. Нет ни системы показателей для проверки сельхозмашин - нормативной, полной утвержденной - как и нет документации по контролю сельхозмашин. В учебных заведениях не учат будущих механизаторов, механиков, инженеров, как проверять настройку сельхозмашин полностью и по всем правилам. В хозяйствах и нечем проверять и некому - нет знаний - нет в книгах [2-6]. Научных работ по этому направлению практически нет. И какой может быть в таком случае урожай? И какая может быть в таком случае экономика сельского хозяйства? И чего ждать от такой работы, управления, обучения, науки? При таком подходе - перспектив нет. Такое странное, не научное отношение к контролю сельскохозяйственных машин на производстве зерна, при обучении, в науке, в управлении вредит уже более 70 лет. А кроме средств труда (сельхозтехники), в процессе производства зерна участвуют и другие элементы: предмет труда (поле, почва, семена, удобрения и т.д.), продукт труда, оператор - сам труд (рисунок 1). Но и эти элементы процесса труда в стране никто и никогда не проверял полностью и по всем правилам (а в основном «на глазок»): опять же (веками) ни специалисты, ни руководители хозяйства, ни специалисты по сельскому хозяйству района, региона, страны; ни преподаватели учебных заведений (вузов, техникумов - академики, профессора, доценты, преподаватели, ассистенты, мастера обучения). Почему? И опять для этого нет необходимого: нет соответствующих учебников, нет средств контроля, нет документации. А если нет таких учебников, этому и не учат [2-6]. «Механизаторы и специалисты колхозов и совхозов контролируют качество механизированных работ в полеводстве в основном визуально. Уровень такого контроля не отвечает требованиям современного производства» [7] - написано еще в 1984 году. Приведем несколько примеров На сельскохозяйственной технике в стране установлено около одного миллиона штук предохранительных муфт. Предохранительные муфты предотвращают пиковые нагрузки на механизмы привода, способствуя увеличению ресурса узлов, деталей сельскохозяйственных машин, обеспечивают защиту сложных и дорогостоящих рабочих органов, транспортирующих и других механизмов. В производственных условиях очень часто настройка предохранительных муфт не контролируется, 70% проверенных предохранительных муфт зерноуборочных комбайнов оказались неработоспособные, что ведет к авариям, отказам техники, опасным ее состояниям, способствует травматизму Неправильная регулировка предохранительных муфт ведет к поломкам составных частей комбайна - происходят обрывы цепей скребковых элеваторов, изгибы валов, повреждения кожухов, шнеков, наклонной камеры. Такая эксплуатация сельскохозяйственной техники наносит огромный ущерб [8-10]. Но кроме предохранительных муфт на сельхозмашинах имеются и сотни других важных и ответственных узлов, требующих контроля. Но и по ним положение не лучше. Что творится на поле? Все начинается с поля. Работа на поле - основа всех достижений и успехов. На поле реализуются все достижения науки, техники, обучения, управления, руководства, решения политические, экономические, финансовые и др. Поэтому необходимо обратить главное внимание на поле, всему, что связано с производством зерна [5]. А в действительности, что происходит на поле? Руководители хозяйств, специалисты - инженер, агроном управляют полевыми работами в основном без каких-либо средств измерения и без документации, то есть «на глазок». Нет действенного контроля составляющих процессов выращивания урожая. Часто остаются бесконтрольными работники, машины, обработанное поле. Из-за отсутствия должного контроля даже в хозяйствах, в которых имеется все необходимое для выращивания высоких урожаев - новые современные тракторы, сельхозмашины, квалифицированные механизаторы, удобрения, качественные сортовые семена, современные технологии возделывания культур, получают низкую урожайность [2-5, 11, 12]. В хозяйствах у специалистов нет практически никаких средств контроля, нет четких, полных инструкций с перечнем требований для контроля, нет документации. А всю нужную информацию запомнить специалист и не может, да и не следует в век компьютеров. В учебных заведениях будущих специалистов не обучают контролю всех элементов механизированного процесса, для обучения нет ни учебников по этой теме, ни системы средств контроля. А в сельском хозяйстве практически нет достойного контроля. И не умеют - не обучили, и нечем проверять, а иногда и не хотят. И такое положение уже многие десятилетия. Управление на авось и «на глазок» приводят к огромным потерям урожая, труда, средств, денег, времени [2-5, 11, 12]. «На авось мужик и пашню пашет. На авось мужик и хлеб сеет» - давно известные пословицы о способах управления. Им много веков. Российские агрокомпании не испытывают недостатка в предложении современных западных технологий ведения полеводства. Средства на их внедрение тоже есть. Однако консерватизм, привычка соблюдать нормативы «на глазок» и полагаться на авось при использовании техники и технологий часто сводят на нет усилия крестьян [13]. Вкладываются сотни миллиардов рублей, но результатов ожидаемых нет [14]. Нужно решать эти проблемы. МСХ РФ также обеспокоено этим: «…часть наших сельхозпроизводителей привыкли работать по старинке», - посетовал замминистра МСХ РФ И.В. Шестаков. Он отметил, что в связи с этим ведомство намерено стимулировать развитие новых, эффективных агротехнологий [15]. Директор департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ П. А. Чекмарев:»в работе» сегодня находится около 76 миллионов гектаров. Но и они пока что обрабатываются не самым эффективным образом. Поэтому надо учиться работать у европейских коллег. Они говорят: у вас условия лучше, но вы не знаете технологий, работаете непрофессионально. И поэтому получаете низкие урожаи и соответствующую себестоимость. Не согласиться с ними нельзя [16]. Способы управления производством зерна Разработана классификационная схема способов управления производством зерна (рисунок 2) [12]. Способы управления производством зерна подразделяются на пять видов: на самотек, на глазок, по интуиции, научные, комбинированные. Управление на авось и «на глазок» приводят к огромным потерям урожая, труда, средств, денег, времени. Предлагается проводить оценку способов управления производством зерна (таблица 1), для определения оптимальных вариантов. Предлагается проводить также оценку соотношения способов управления производством зерна для органов управления (таблица 2). И какой может быть в таком случае урожай, когда научные способы управления производством зерна составляют 1-2 процента? И какие вложения в полеводство дадут нужный эффект? И какая может быть в таком случае экономика сельского хозяйства? И чего ждать от такой работы, управления, обучения, науки? При таком подходе - перспектив нет. Все брошено на самотек. О проблемах и слышать не хотят. Без них проще. Процессами производства зерна необходимо управлять, а это невозможно сделать без измерения показателей и надзора за их изменением, как в ходе данной полевой работы, так и всех процессов возделывания. Проблемы управления полеводством 1. Российские агрокомпании не испытывают недостатка в предложении современных западных технологий ведения полеводства. Средства на их внедрение тоже есть. Однако консерватизм, привычка соблюдать нормативы «на глазок» и полагаться на авось при использовании техники и технологий часто сводят на нет усилия крестьян [13]. Вкладываются сотни миллиардов рублей, но результатов ожидаемых нет [14]. Часто работают не профессионально. И поэтому получают низкие урожаи и высокую себестоимость зерна [16]. 2. Руководители хозяйств, специалисты - инженер, агроном управляют полевыми работами в основном без каких-либо средств измерения и без документации, то есть «на глазок». Нет действенного контроля составляющих процессов выращивания урожая. Часто остаются бесконтрольными работники, машины, обработанное поле. Из-за отсутствия должного контроля даже в хозяйствах, в которых имеется все необходимое для выращивания высоких урожаев - новые современные тракторы, сельхозмашины, квалифицированные механизаторы, удобрения, качественные сортовые семена, современные технологии возделывания культур, получают низкую урожайность. 3. В хозяйствах у специалистов нет практически никаких средств контроля, нет четких, полных инструкций с перечнем требований для контроля, нет документации. А всю нужную информацию запомнить специалист и не может, да и не следует в век компьютеров. 4. В учебных заведениях будущих специалистов не обучают управлению и контролю всех элементов процессов выращивания зерна, для обучения нет ни учебников по этой теме, ни системы средств контроля. 5. Известные методы управления и контроля полевых работ не пригодные для практического применения - поэтому их не применяют в производстве. 6. После уборки урожая по данному полю нет достаточной информации о том, как шел процесс выращивания урожая - так как документация такая не ведется. Все только в «голове» специалиста, руководителя. А это не надежно, неточно, неправильно. В чем ошибки, недостатки, трудно выявить и сделать правильные выводы. Не ведают, что творят. Пытаясь найти причину своих неудач, винят семена, удобрения, работников, погоду, правительство, общественный строй и т. д., забывая при этом о самом важном - не видят свои ошибки. После уборки урожая с полей в хозяйстве, в районе, в регионе, округе, стране провести анализ причин низкой урожайности точно невозможно. Так как для этого нет документации по всем выполненным работам. Возможен только приблизительный, грубый анализ «на глазок» и то только для исполнителей этих работ, которые наблюдали эти поля в течение всего периода возделывания культур. А для других, пусть даже и специалистов, такой анализ невозможен - нет данных, так как нет достаточной учетной документации. Как говорят: «и концы в воду». И такой точный анализ не проводится. И всегда виноваты только «погода и вредители». Нет анализа - нет выводов, нет правильных решений, нет правильных (умных) действий - и круг замкнулся. И в следующем году нет улучшений. Деньги на ветер. Напрасный труд, малоэффективный без знания всех операций и элементов процессов возделывания культур. Иногда и не хотят знать правды - легче все свалить на погоду и вредителей. Более 20 миллионов тонн зерна ежегодно недобирается в стране из-за управления на авось и «на глазок». Пример Продовольственной программы СССР 1982 года По ней в двенадцатой пятилетке среднегодовое производство зерна должно было доведено в Российской Федерации до 140 -142 миллионов тонн. В семидесятые и восьмидесятые годы поток тракторов, автомобилей, комбайнов, иной техники и десятков миллионов тонн минеральных удобрений не предотвратили продовольственного кризиса в СССР [17]. Инвестиции были огромные в сельхозтехнику, удобрения, топливо, кадры, в село, а результат - плачевный. И тогда управление на авось и «на глазок» привело к огромным потерям урожая, труда, средств, денег, времени, села и страны. Госагропром СССР из столицы пытался решить все проблемы Продовольственной программы, заваливая (насыщая) село техникой, удобрениями, дорогами, кадрами, строительством инфраструктуры и др. Работа была сделана огромная. Но все это не давало нужной отдачи. На полях же и выше работали «на глазок» и на авось. Реальных знаний по управлению не было. Руководили «вслепую», так как не знали, что происходит на каждом поле (документация не велась), на всех полях хозяйства, района, региона, страны. Все пропало - труд народа, и деньги, и техника (в овраги сбросили), и удобрения (в овраги и реки тоже много попало), и фермы, и поля (брошены), и кадры (нет работы), и село, и страна СССР. Так больше нельзя. Нужен научный подход, и в производстве, начиная с каждого поля, хозяйства, района, региона и до МСХ РФ, и в обучении, и в науке, и в руководстве. Нужна научная защита и страны, и народа, и села, и поля от малограмотных людей, работающих «на глазок» и на авось, и ведущих, как и тогда, на грабли Продовольственной программы СССР 1982 года. Поэтому, таких людей надо срочно обучить научному управлению процессами производства зерна. Думать и делать надежно, на основе знаний реальных. Что имеем, что хотим, и что требуется И сейчас ключевым звеном обеспечения продовольственной безопасности России в современных условиях является увеличение производства зерна [18]. По государственной программе развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 годы валовой сбор зерна в стране должен повыситься к 2020 году до 115 млн. тонн [19]. МСХ РФ считает, что для увеличения производства животноводческой продукции (с учетом импортозамещения) требуется увеличить производство зерна до 140 млн. тонн [20]. То есть планы на 2020 год по зерну далеки от действительных потребностей страны. Производство зерна в России в современный период сократилось по сравнению с периодом до 1991 г (таблица 3). В частности валовой сбор зерна в период 1986 - 90 гг. составлял 104,3 млн.т. в среднем за год, в период 2005 - 2009 г. - только 88,7 млн.т, т.е. 85%, в период 2008 - 2012 г. - только 86,2 млн.т [21]. Имеем 50 лет застоя в производстве зерна в стране с провалами. Таблица 3 Производство зерна в России [22] Годы Валовой сбор зерна в России среднегодовой, млн. т 1966-1970 95,1 1971-1975 96,7 1976-1980 106,0 1981-1985 91,9 1986-1990 104,2 1991-1995 87,9 1996-2000 65,1 2001-2005 79,0 2006-2010 85,2 2011-2015 95,9 Наиболее высокая урожайность и, следовательно, максимальные валовые сборы зерновых в России были достигнуты в 1973 г. (129,0 млн. т), 1976 г. (127,1 млн. т) и 1978 г. (136,5 млн. т), приближались к нормативному для России 150-миллионнам тонн для продовольственной безопасности (1 тонна зерновых в год в расчёте на человека). Свыше 100 млн. т в год собирали в России также в 1968, 1970, 1971, 1974, 1977, 1980, 1983, 1986, 1989, 1990, 1992 [23], 2014 и 2015 гг. И сейчас без знаний теряем время, урожай, сельское хозяйство, село. Надо не замалчивать, не скрывать проблемы, а выявлять, раскрывать, обнаруживать, ставить и затем обсуждать, анализировать их, - делать выводы, принимать решения и выполнять. Промедление даже на 5 лет недопустимо, а не то что «еще 20 лет «на глазок». Не нужно наступать на грабли Продовольственной программы СССР. Без решения этих проблем невозможно эффективное управление производством зерна, достижение валового сбора зерна в России к 2020 году даже 115 млн. тонн, снижение себестоимости зерна и повышение производительности труда в полеводстве. Имея огромную площадь пригодных к сельскохозяйственному использованию земель, колоссальный объем возобновляемых водных ресурсов, достаточное количество трудоспособного населения, Россия может за короткий срок не только полностью обеспечить себя продовольствием, но и занять ведущее место на мировом рынке продовольствия. Нужно только отказаться от «авось» и заняться решением проблем [24]. Для научного управления процессами производства зерна в стране и достижение заданного валового сбора зерна, необходимо определить истинные пути повышения урожайности, эффективности и производительности труда. Научно анализировать и управлять на всех уровнях ходом производства зерна и решать проблемы оперативно и стратегически по полю, по группе полей, по хозяйству, по району, по региону, по федеральному округу, по стране, а не «на глазок». Чтобы не было «черной дыры» и бездонной бочки в сельском хозяйстве. Комплексная система документации для управления и контроля качества работ в полеводстве Для научного управления процессами производства зерна разработана комплексная система документации для управления и контроля качества работ в полеводстве (рисунок 3). Система документации включает в себя: документацию для работников, документацию для средства труда, документацию для предметов труда, документацию для продуктов труда и документацию для окружающей среды. Для работников необходима документация для контроля квалификации, физиологического состояния, морально-психологического состояния, режимов работы. Для средства труда необходима документация для контроля следующих машин: почвообрабатывающих, посевных, по уходу за растениями, уборочных, для внесения удобрений, транспортных и других. Для предметов труда и продуктов труда необходима документация для контроля почвы, поля, растений, снега, воды, удобрений, зерна, плодов, и другая. Для окружающей среды необходима документация для контроля физической, химической, биологической, географической, метеорологической, производственной, технической, социальной среды. Разработанная комплексная система документации является основой для научного управления процессами производства зерна в хозяйствах, районах, регионах, стране. Применение этой системы документации в полеводстве позволит определить истинные пути повышения урожайности, эффективности, производительности труда и достичь требуемых целей. Без научного подхода невозможно эффективное управление производством зерна, достижение необходимого валового сбора зерна, снижение себестоимости зерна и повышение производительности труда в полеводстве. Примеры применение этой системы документации для эксплуатационно-технологического контроля сельхозмашин разработаны и описаны в работе [2]. Выводы: 1. Разработанная комплексная система документации для управления и контроля качества работ в полеводстве является основой для научного управления процессами производства зерна в хозяйствах, районах, регионах, стране. 2. Применение этой системы документации в производстве позволит определить истинные пути повышения урожайности, эффективности, производительности труда и достичь требуемых целей. Научно анализировать и управлять на всех уровнях ходом производства зерна и решать проблемы оперативно и стратегически по полю, по группе полей, по хозяйству, по району, по региону, по федеральному округу, по стране, а не «на глазок». 3. Без системы документации невозможно эффективное управление производством зерна, достижение необходимого валового сбора зерна, снижение себестоимости зерна и повышение производительности труда в полеводстве. Предложения: 1. Применить систему документации в производстве, что позволит не замалчивать, не скрывать проблемы, а выявлять, раскрывать, обнаруживать, ставить и затем обсуждать, анализировать их, - делать выводы, принимать решения и выполнять. Промедление даже на 5 лет недопустимо, а не то, что еще 20 лет «на глазок». Не нужно наступать на грабли Продовольственной программы СССР. Документация является основой для научного управления производством зерна. 2. Повысить квалификацию руководителей, специалистов хозяйств, районов, регионов по освоению комплексных систем управления и контроля качества работ в полеводстве. Обеспечить средствами контроля, документацией, учебниками. 3. На основе полученных знаний научно управлять на всех уровнях ходом производства зерна и решать проблемы оперативно и стратегически по полю, по хозяйству, по району, по региону, по федеральному округу, по стране, а не «на глазок». 4. Реализовать на каждом поле все достижения науки, техники, обучения, управления, руководства, решения политические, экономические, финансовые и другие для эффективного управления производством зерна, достижения высокого валового сбора зерна, снижения себестоимости зерна и повышения производительности труда в полеводстве. 5. Организовать научные исследования по этому направлению. 6. Обеспечить органы управления районов, регионов, МСХ РФ документацией для ведения постоянного контроля над процессами производства зерна, и принятия своевременных мер. 7. Обучать учащихся учебных заведений данного профиля научному управлению процессами производства зерна в хозяйствах, районах, регионах, стране на основе комплексных систем объектов, показателей, документации и средств управления и контроля качества работ в полеводстве. Ожидаемые результаты: 1. Открываются истинные пути повышения урожайности, эффективности и производительности труда. 2. Руководители и специалисты смогут принимать обдуманные, обоснованные решения. 3. Снизится себестоимость зерна. 4. Начнется объективный анализ производства на всех уровнях управления. 5. Появится базовая краеугольная основа для развития сельского хозяйства на собственных доходах. 6. Научное управление на всех уровнях производства зерна обеспечит прирост урожая на 20-30 % при тех же затратах.