THE ROLE OF INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT IN THE SPHERE OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Today in Russia, we are talking about a significant revision of conceptual provisions related to ensuring economic security. Firstly, the previous system maintenance activities to ensure economic security was very expensive-worth, bulky and not effective for the Russian Federation. Second, it did not establish a permanent system of monitoring of economic security. Thirdly, it are not able to quickly be adjusted to reflect the strongly changing internal and external circumstances. Finally, the Russian Federation today cannot afford to use trial and error for solving problems of economic security of different subjects of the society. The problem of economic security is directly linked to combating the criminalization of various types of economic activity, and in this work particularly relevant today informative-analytical support.

Keywords:
economic security, opposition to the criminalization of economic activity, internal and external threats to the state, national economic interests
Text
Text (PDF): Read Download

Ядром национальной безопасности всегда была, остается и будет экономическая безопасность. В Государственной стратегии экономической безопасности России, которая обсуждалась ещё в 1995 году, но не была принята, экономическая безопасность определялась как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Однако впервые об экономической безопасности заговорили чуть раньше. Так, академик Л.И. Абалкин определил экономическую безопасность как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [1, с.5]. В последующие годы эта категория стала рассматриваться не только в рамках экономической науки, но и в рамках права, криминологии, социологии, науки управления и др. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, до 2020 года [2] субъектами экономической безопасности являются: государство, осуществляющее функции в данной области через главу государства - Президента; органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; граждане, общественные, иные организации и объединения, наделенные правами и обязанностями по участию в обеспечении экономической безопасности в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, содержание деятельности в сфере экономической безопасности можно классифицировать по следующим блокам [3, с. 38]: определение жизненно важных экономических целей и приоритетов, представляющих синтез экономических интересов личности, общества и государства. Разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных экономических планов, программ для реализации национальных экономических интересов, реформирования и развития экономики; разработка системы качественных категорий, показателей состояния экономики, которые должны стать важнейшим ориентиром при выработке социальных, экономических и иных программ, принятии решений по всем важнейшим государственным проблемам. Создание механизмов, позволяющих своевременно информировать соответствующие государственные структуры о случаях, когда фактические и прогнозируемые параметры социально-экономического развития отклоняются от пороговых значений; разработка и реализация государственных программ по обеспечению экономической безопасности, организация и проведение научных исследований в области экономической безопасности, финансирование деятельности по обеспечению экономической безопасности; разработка системы правового регулирования отношений в сфере экономической безопасности страны; проведение экспертизы важнейших законодательных актов, правительственных решений по вопросам экономики с позиций экономической безопасности; определение и мониторинг факторов, подрывающих социально-экономическую устойчивость общества, что предполагает создание информационно-аналитической системы, позволяющей оперативно отслеживать динамику качественных и количественных показателей экономической безопасности; подготовку научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние экономической безопасности страны; выявление, характеристику, оценку внешних и внутренних угроз как систему условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства; разработку и реализацию комплекса государственных мер по выходу страны из зоны опасности, который включает политические, экономические, институциональные, организационные, военные, юридические, административные, оперативно-розыскные и иные мероприятия; создание системы государственного контроля за реализацией принятых решений. Определение основных направлений деятельности органов государственной власти и управления в области экономической безопасности; надзор и контроль за соблюдением законности при обеспечении экономической безопасности государства. Все перечисленные выше направления деятельности в сфере экономической безопасности (кроме первого пункта) непосредственно касаются правоохранительных органов. В новой институциональной среде (после реформ, проведенных и в Российской Федерации), когда многократно увеличилось количество хозяйствующих субъектов и повысился уровень их экономической свободы, многие традиционные методы оперативного обслуживания различных хозяйствующих субъектов уже не являются столь же эффективными, как это было прежде, в условиях административно-командной системы. С одной стороны, у оперативных сотрудников возникают серьезные проблемы с получением необходимой оперативной информации традиционными административными методами. С дугой стороны, в современном обществе, которое часто называют «информационным», недостатка в информации нет и не может быть. Однако, на практике оперативный сотрудник часто просто «утопает» в информации. Обилие «информационного мусора», незнание адресов и ключей доступа, полезных для оперативно-розыскной деятельности информационных ресурсов, неумение пользоваться специальным инструментарием для поиска и обработки информационных ресурсов - всё это сильно снижает криминологическое значение информационно-аналитической работы в органах внутренних дел. Поэтому подразделениям ОВД сегодня необходимы новые технологии, учитывающие современные нормативные требования, новый формат экономических отношений и последние достижения информационно-аналитических технологий. Противодействие криминализации различных видов экономической деятельности является одним из направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности. В этой работе трудно переоценить роль и значение информационно-аналитического обеспечения [4, с. 121]. Многолетняя отечественная и зарубежная практика функционирования информационно-аналитических подразделений в полицейских аппаратах различных ведомств показывает, что их деятельность, прежде всего, носит ярко выраженный разведывательный и криминологический характер. Как правило, они решают следующие задачи: инициативное выявление в криминогенной среде объектов, представляющих оперативный интерес; получение либо добывание в отношении последних дополнительных сведений в ходе проведения тех или иных аналитических мероприятий по заданиям инициаторов; формирование на основе получаемых данных оперативно-розыскного учета; интеграция на базе этого учета иных информационных ресурсов, необходимых для актуализации и пополнения имеющихся оперативно-розыскных сведений; использование интегрированных информационных ресурсов для осуществления планомерной аналитической работы с применением различных её форм [5, с. 167]. Информационно-аналитическое обеспечение в сфере экономической безопасности везде, так или иначе, нормативно регулируется и базируется на применении специальных информационных и телекоммуникационных систем, компьютерных программ и технологий. Практика показала, что для информационно-аналитического обеспечения противодействия криминализации различных видов экономической деятельности наибольший интерес представляют оперативно-розыскное прогнозирование и аналитический поиск. Напомним, в оперативно-розыскном прогнозировании можно выделить стратегическое и оперативно-тактическое. Здесь основными методами являются: анкетирование, интервьюирование, метод комиссий, метод суда, дискуссия, мозговой штурм (мозговая атака), метод «Дельфи», метод решающих матриц, метод прогнозного графа, сценарный метод и другие. Этот перечень методов постоянно расширяется, использование методов постоянно совершенствуется. Эти методы, как правило, предполагают разработку гипотез для последующих действий [6, с. 125]. Аналитический поиск (иногда его называют «аналитическая разведка») представляет собой получение «новых знаний об изучаемом объекте или явлении на основании аналитической обработки добытой информации и сведений об известных фактах» [7, с. 318]. В современном, в значительной степени информационном обществе, аналитический поиск состоит в выявлении, оценивании, прогнозировании различных социальных и экономических процессов, событий, мероприятий на основе сведений, преимущественно получаемых из открытых источников. Такими источниками являются: интернет, средства массой информации, специально создаваемые интегрированные банки данных оперативно-розыскного назначения (ИБДОРН) и т.п. Информационно-аналитическое обеспечение в сфере экономической безопасности непосредственно зависит от целей и задач, которые стоят перед органами внутренних дел. В Российской Федерации за двадцать пять лет своего существования теория и практика обеспечения экономической безопасности вышли на новое понимание этого явления. Сегодня обеспечение экономической безопасности состоит не просто в перечислении криминальных угроз и методов преодоления каждой из них, а в создании такой экономической среды и таких управленческих механизмов, когда каждое управленческое решение строго выверено и каждое действие исполнителей контролируется. Применительно к деятельности органов внутренних дел, которые являются одним из субъектов контроля в социальных и экономических системах, обеспечение экономической безопасности понимается как мониторинг оперативной обстановки в сфере реализации первоочередных государственных интересов и оперативная реакция на любые сигналы об угрозах экономической безопасности негосударственных субъектов хозяйствования [8, с. 82]. Анализ современного состояния аналитической работы показывает, с одной стороны, бесконечное расширение возможностей существующих систем информационно-аналитического обеспечения, а с другой стороны, выявляет существенное противоречие, которое состоит в том, что поступление оперативно-розыскной информации имеет, в целом, непрерывный характер, а обращение к базам данных происходит, как правило, эпизодически. Иначе говоря, обращение к информационным ресурсам происходит согласно запросам из оперативных служб, когда возникает необходимость провести те или иные идентификационные, диагностические, прогностические, поисковые мероприятия, т.е. для решения конкретной оперативно-розыскной задачи. А всё остальное время, как принято говорить у специалистов по информационному обеспечению, огромные массивы накопленных и структурированных информационных ресурсов «пылятся на полках» в базах данных, ожидая своего часа [9, с. 135]. Подобная ситуация оправдана при раскрытии и расследовании неочевидных преступлений (розыске пропавших лиц, при организации мероприятий по ликвидации последствий уже произошедших криминальных событий и т.п.). [10, с. 21]. Однако, если требуется предпринять комплекс мер по профилактике или предупреждению преступлений (например, по пресечению организованной преступной деятельности или по предотвращению террористических актов или экстремистских выступлений), то здесь требуется иной подход к аналитической работе. В таких случаях необходима, так называемая, инициативная аналитика, т.е. организация непрерывной обработки потоков фоновой информации всех происходящих событий (перемещение лиц и грузов, денежные переводы, коммерческие сделки и т.п.) с целью выявления в них возможных криминальных угроз. Если инициативную аналитику дополнить специальной системой индикаторов угрозообразующих факторов и их пороговых значений, то оперативные сотрудники получат универсальный инструментарий, который позволит им своевременной получать сигналы о криминальных угрозах на контролируемых объектах. Задача инициативной аналитики - это получение и формирование потоков реактивной оперативно-розыскной информации по основным направлениям борьбы с преступностью. Речь идет о подготовке такого информационного продукта, который позволяет оперативно принимать адекватные меры по предотвращению преступлений и пресечению преступной деятельности непосредственно из складывающейся ситуации или на основе выявления тенденций развития различных криминальных угроз [11, с. 20]. Полномасштабная реализация проекта такого уровня была не мыслима еще несколько лет назад. Она выглядит несколько фантастично и сейчас. Однако именно в создании и совершенствовании автоматизированных алгоритмов инициативной аналитики вырисовываются наиболее интересные для оперативно-розыскной деятельности перспективы в её информационном обеспечении [12, с. 28]. С распространением IT-технологий, многообразием гаджетов расширяются возможности не только контроля объектов оперативного интереса, но и целенаправленных информационно-психологических воздействий в комплексе мер оперативно-розыскной профилактики. Новые источники получения оперативной информации открываются с распространением электронных платежных средств, электронных проездных документов, с созданием электронных сервисов различных услуг (например, в Российской Федерации сервис Gosuslugi.ru или в Москве сервис Pgu.mos.ru ). Здесь содержатся персональные данные и идентификационные признаки физических и юридических лиц, объектов недвижимости, различных социальных, экономических, правовых, финансовых, демографических, миграционных, технологических, географических и других процессов. Для обслуживания владельцев сотен миллионов разнообразных пластиковых карт, клиентов различных электронных сервисов сейчас происходит накопление огромных массивов данных, доступ к которым позволяет получить представления об интересах, здоровье, настроении, о намерениях того или иного человека, о различных аспектах работы организаций и предприятий, об изменениях в структуре общества в стране или населения данной конкретной территории, о состоянии городских территорий или земельных ресурсов в сельской местности и многое другое. Всё это может своевременно сигнализировать о возможных криминальных угрозах.
References

1. Abalkin L. I. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ugrozy i ih otrazhenie // Voprosy ekonomiki. - 1994. - №12. - s. 3-8.

2. O Strategii nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii do 2020 goda: ukaz Prezidenta Ros. Federacii, 12 maya 2009 g., № 537 // Konsul'tantPlyus: Versiya Prof [Elektronnyy resurs] / OOO «YurSpektr». - M., 2014.

3. Kobec P. N., Vlasov D. V. Harakteristika i analiz ekonomicheskih prestupleniy v sisteme sovremennogo ugolovnogo prava Rossii. Lekciya. Moskovskaya finansovo-yuridicheskaya akademiya. - M., 2005.

4. Kobec P. N., Vlasov D. V. Osnovnye napravleniya v sfere ekonomicheskoy deyatel'nosti, nacelennye na sovershenstvovanie obespecheniya bezopasnosti Rossiyskoy Federacii. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: politicheskie orientiry, zakonodatel'nye prioritety, praktika obespecheniya // Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. - 2005. - № 5.

5. Kobec P. N. O probelah zakonodatel'nogo regulirovaniya bor'by s prestupleniyami v sfere ekonomicheskoy deyatel'nosti // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami: Materialy V mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - Barnaul: Barnaul'skiy yuridicheskiy institut MVD Rossii, 2007.

6. Gladkih V. I., Kobec P. N. Sovershenstvovanie ugolovnoy politiki Rossiyskoy Federacii v sfere bor'by s ekonomicheskoy prestupnost'yu. Organizovannaya prestupnost', terrorizm, korrupciya v ih proyavleniyah i bor'ba s nimi / Pod redakciey A.I. Dolgovoy. - M., Rossiyskaya kriminologicheskaya associaciya, 2005.

7. Ovchinskiy S. S. Operativno-rozysknaya informaciya / Pod red. A.S. Ovchinskogo i V.S. Ovchinskogo. - M.: INFRA-M, 2000.

8. Kobec P. N. O neobhodimosti likvidacii probelov zakonodatel'nogo regulirovaniya prestupnosti v sfere ekonomicheskoy deyatel'nosti // Mezhdunarodnoy nauchnyy zhurnal «Simvol nauki». - 2015. - № 12.

9. Ovchinskiy A. S., Borzunov K. K. Iniciativnye issledovaniya v informacionno-analiticheskom obespechenii operativno-rozysknoy deyatel'nosti // Informatizaciya i informacionnaya bezopasnost' pravoohranitel'nyh organov: sbornik trudov XXIV Vserossiyskoy konferencii. - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2015.

10. Kobec P. N. Formirovanie dolgosrochnoy strategii bor'by s ekonomicheskimi prestupleniyami - vazhneyshiy element sovershenstvovaniya obespecheniya vnutrenney bezopasnosti nashey strany // Nacional'naya bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie. - 2015. - №2-1(10). - S.19-22.

11. Kobec P. N. Sovremennoe sostoyanie teorii preduprezhdeniya prestupnosti i ee rol' v optimizacii bor'by s prestupleniyami // Rossiyskaya yusticiya. - 2012. - № 1.

12. Kobec P. N. Profilaktika prestupnosti kak slozhnyy, mnogogrannyy process, v usloviyah Rossii nachala vtorogo desyatiletiya XXI stoletiya // Rossiyskiy sledovatel'. - 2012. - № 20.

Login or Create
* Forgot password?