Text (PDF):
Read
Download
Ядром национальной безопасности всегда была, остается и будет экономическая безопасность. В Государственной стратегии экономической безопасности России, которая обсуждалась ещё в 1995 году, но не была принята, экономическая безопасность определялась как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Однако впервые об экономической безопасности заговорили чуть раньше. Так, академик Л.И. Абалкин определил экономическую безопасность как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [1, с.5]. В последующие годы эта категория стала рассматриваться не только в рамках экономической науки, но и в рамках права, криминологии, социологии, науки управления и др. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, до 2020 года [2] субъектами экономической безопасности являются: государство, осуществляющее функции в данной области через главу государства - Президента; органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; граждане, общественные, иные организации и объединения, наделенные правами и обязанностями по участию в обеспечении экономической безопасности в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, содержание деятельности в сфере экономической безопасности можно классифицировать по следующим блокам [3, с. 38]: определение жизненно важных экономических целей и приоритетов, представляющих синтез экономических интересов личности, общества и государства. Разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных экономических планов, программ для реализации национальных экономических интересов, реформирования и развития экономики; разработка системы качественных категорий, показателей состояния экономики, которые должны стать важнейшим ориентиром при выработке социальных, экономических и иных программ, принятии решений по всем важнейшим государственным проблемам. Создание механизмов, позволяющих своевременно информировать соответствующие государственные структуры о случаях, когда фактические и прогнозируемые параметры социально-экономического развития отклоняются от пороговых значений; разработка и реализация государственных программ по обеспечению экономической безопасности, организация и проведение научных исследований в области экономической безопасности, финансирование деятельности по обеспечению экономической безопасности; разработка системы правового регулирования отношений в сфере экономической безопасности страны; проведение экспертизы важнейших законодательных актов, правительственных решений по вопросам экономики с позиций экономической безопасности; определение и мониторинг факторов, подрывающих социально-экономическую устойчивость общества, что предполагает создание информационно-аналитической системы, позволяющей оперативно отслеживать динамику качественных и количественных показателей экономической безопасности; подготовку научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние экономической безопасности страны; выявление, характеристику, оценку внешних и внутренних угроз как систему условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства; разработку и реализацию комплекса государственных мер по выходу страны из зоны опасности, который включает политические, экономические, институциональные, организационные, военные, юридические, административные, оперативно-розыскные и иные мероприятия; создание системы государственного контроля за реализацией принятых решений. Определение основных направлений деятельности органов государственной власти и управления в области экономической безопасности; надзор и контроль за соблюдением законности при обеспечении экономической безопасности государства. Все перечисленные выше направления деятельности в сфере экономической безопасности (кроме первого пункта) непосредственно касаются правоохранительных органов. В новой институциональной среде (после реформ, проведенных и в Российской Федерации), когда многократно увеличилось количество хозяйствующих субъектов и повысился уровень их экономической свободы, многие традиционные методы оперативного обслуживания различных хозяйствующих субъектов уже не являются столь же эффективными, как это было прежде, в условиях административно-командной системы. С одной стороны, у оперативных сотрудников возникают серьезные проблемы с получением необходимой оперативной информации традиционными административными методами. С дугой стороны, в современном обществе, которое часто называют «информационным», недостатка в информации нет и не может быть. Однако, на практике оперативный сотрудник часто просто «утопает» в информации. Обилие «информационного мусора», незнание адресов и ключей доступа, полезных для оперативно-розыскной деятельности информационных ресурсов, неумение пользоваться специальным инструментарием для поиска и обработки информационных ресурсов - всё это сильно снижает криминологическое значение информационно-аналитической работы в органах внутренних дел. Поэтому подразделениям ОВД сегодня необходимы новые технологии, учитывающие современные нормативные требования, новый формат экономических отношений и последние достижения информационно-аналитических технологий. Противодействие криминализации различных видов экономической деятельности является одним из направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности. В этой работе трудно переоценить роль и значение информационно-аналитического обеспечения [4, с. 121]. Многолетняя отечественная и зарубежная практика функционирования информационно-аналитических подразделений в полицейских аппаратах различных ведомств показывает, что их деятельность, прежде всего, носит ярко выраженный разведывательный и криминологический характер. Как правило, они решают следующие задачи: инициативное выявление в криминогенной среде объектов, представляющих оперативный интерес; получение либо добывание в отношении последних дополнительных сведений в ходе проведения тех или иных аналитических мероприятий по заданиям инициаторов; формирование на основе получаемых данных оперативно-розыскного учета; интеграция на базе этого учета иных информационных ресурсов, необходимых для актуализации и пополнения имеющихся оперативно-розыскных сведений; использование интегрированных информационных ресурсов для осуществления планомерной аналитической работы с применением различных её форм [5, с. 167]. Информационно-аналитическое обеспечение в сфере экономической безопасности везде, так или иначе, нормативно регулируется и базируется на применении специальных информационных и телекоммуникационных систем, компьютерных программ и технологий. Практика показала, что для информационно-аналитического обеспечения противодействия криминализации различных видов экономической деятельности наибольший интерес представляют оперативно-розыскное прогнозирование и аналитический поиск. Напомним, в оперативно-розыскном прогнозировании можно выделить стратегическое и оперативно-тактическое. Здесь основными методами являются: анкетирование, интервьюирование, метод комиссий, метод суда, дискуссия, мозговой штурм (мозговая атака), метод «Дельфи», метод решающих матриц, метод прогнозного графа, сценарный метод и другие. Этот перечень методов постоянно расширяется, использование методов постоянно совершенствуется. Эти методы, как правило, предполагают разработку гипотез для последующих действий [6, с. 125]. Аналитический поиск (иногда его называют «аналитическая разведка») представляет собой получение «новых знаний об изучаемом объекте или явлении на основании аналитической обработки добытой информации и сведений об известных фактах» [7, с. 318]. В современном, в значительной степени информационном обществе, аналитический поиск состоит в выявлении, оценивании, прогнозировании различных социальных и экономических процессов, событий, мероприятий на основе сведений, преимущественно получаемых из открытых источников. Такими источниками являются: интернет, средства массой информации, специально создаваемые интегрированные банки данных оперативно-розыскного назначения (ИБДОРН) и т.п. Информационно-аналитическое обеспечение в сфере экономической безопасности непосредственно зависит от целей и задач, которые стоят перед органами внутренних дел. В Российской Федерации за двадцать пять лет своего существования теория и практика обеспечения экономической безопасности вышли на новое понимание этого явления. Сегодня обеспечение экономической безопасности состоит не просто в перечислении криминальных угроз и методов преодоления каждой из них, а в создании такой экономической среды и таких управленческих механизмов, когда каждое управленческое решение строго выверено и каждое действие исполнителей контролируется. Применительно к деятельности органов внутренних дел, которые являются одним из субъектов контроля в социальных и экономических системах, обеспечение экономической безопасности понимается как мониторинг оперативной обстановки в сфере реализации первоочередных государственных интересов и оперативная реакция на любые сигналы об угрозах экономической безопасности негосударственных субъектов хозяйствования [8, с. 82]. Анализ современного состояния аналитической работы показывает, с одной стороны, бесконечное расширение возможностей существующих систем информационно-аналитического обеспечения, а с другой стороны, выявляет существенное противоречие, которое состоит в том, что поступление оперативно-розыскной информации имеет, в целом, непрерывный характер, а обращение к базам данных происходит, как правило, эпизодически. Иначе говоря, обращение к информационным ресурсам происходит согласно запросам из оперативных служб, когда возникает необходимость провести те или иные идентификационные, диагностические, прогностические, поисковые мероприятия, т.е. для решения конкретной оперативно-розыскной задачи. А всё остальное время, как принято говорить у специалистов по информационному обеспечению, огромные массивы накопленных и структурированных информационных ресурсов «пылятся на полках» в базах данных, ожидая своего часа [9, с. 135]. Подобная ситуация оправдана при раскрытии и расследовании неочевидных преступлений (розыске пропавших лиц, при организации мероприятий по ликвидации последствий уже произошедших криминальных событий и т.п.). [10, с. 21]. Однако, если требуется предпринять комплекс мер по профилактике или предупреждению преступлений (например, по пресечению организованной преступной деятельности или по предотвращению террористических актов или экстремистских выступлений), то здесь требуется иной подход к аналитической работе. В таких случаях необходима, так называемая, инициативная аналитика, т.е. организация непрерывной обработки потоков фоновой информации всех происходящих событий (перемещение лиц и грузов, денежные переводы, коммерческие сделки и т.п.) с целью выявления в них возможных криминальных угроз. Если инициативную аналитику дополнить специальной системой индикаторов угрозообразующих факторов и их пороговых значений, то оперативные сотрудники получат универсальный инструментарий, который позволит им своевременной получать сигналы о криминальных угрозах на контролируемых объектах. Задача инициативной аналитики - это получение и формирование потоков реактивной оперативно-розыскной информации по основным направлениям борьбы с преступностью. Речь идет о подготовке такого информационного продукта, который позволяет оперативно принимать адекватные меры по предотвращению преступлений и пресечению преступной деятельности непосредственно из складывающейся ситуации или на основе выявления тенденций развития различных криминальных угроз [11, с. 20]. Полномасштабная реализация проекта такого уровня была не мыслима еще несколько лет назад. Она выглядит несколько фантастично и сейчас. Однако именно в создании и совершенствовании автоматизированных алгоритмов инициативной аналитики вырисовываются наиболее интересные для оперативно-розыскной деятельности перспективы в её информационном обеспечении [12, с. 28]. С распространением IT-технологий, многообразием гаджетов расширяются возможности не только контроля объектов оперативного интереса, но и целенаправленных информационно-психологических воздействий в комплексе мер оперативно-розыскной профилактики. Новые источники получения оперативной информации открываются с распространением электронных платежных средств, электронных проездных документов, с созданием электронных сервисов различных услуг (например, в Российской Федерации сервис Gosuslugi.ru или в Москве сервис Pgu.mos.ru ). Здесь содержатся персональные данные и идентификационные признаки физических и юридических лиц, объектов недвижимости, различных социальных, экономических, правовых, финансовых, демографических, миграционных, технологических, географических и других процессов. Для обслуживания владельцев сотен миллионов разнообразных пластиковых карт, клиентов различных электронных сервисов сейчас происходит накопление огромных массивов данных, доступ к которым позволяет получить представления об интересах, здоровье, настроении, о намерениях того или иного человека, о различных аспектах работы организаций и предприятий, об изменениях в структуре общества в стране или населения данной конкретной территории, о состоянии городских территорий или земельных ресурсов в сельской местности и многое другое. Всё это может своевременно сигнализировать о возможных криминальных угрозах.