ANALYSIS OF POSSIBLE CONSEQUENCES OF THE ACCIDENT ON THE EXAMPLE OF RIVNE NUCLEAR POWER PLANT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the question of realness of a nuclear accident at the Rovno nuclear power plant Ukraine, taking into account the influence of what is happening currently in the country, provides a list of possible consequences that might face the international community indicated its probable causes in the case of a nuclear accident at the Rivne nuclear power plant.

Keywords:
nuclear power, Ukraine, Rivne nuclear power station
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение В этом году отмечается 30-летняя годовщина событий, связанных с аварией на атомной электростанции (далее - АЭС) в городе Припять, принесшей катастрофические последствия. В целях исключения подобных событий в будущем, были определены причины аварии, сделаны выводы, разработано и ратифицировано большое число международных договоров и норм в области ядерной безопасности. Казалось сделано все, чтоб впредь подобная ситуация больше никогда не повторилась, но после катастрофы на японской АЭС «Фукусима-1» в 2011 году, стало очевидно, что никто не может гарантировать этого в силу различных причин. Граждане ряда европейских стран вынудили свои правительства к разработке и реализации программ по снижению зависимости от ядерной энергетики, но многие государства не отказались от применения «мирного атома» в энергетике, в их числе Украина. В указанной стране сегодня наблюдается сложная экономическая и политическая ситуации, высокий уровень криминогенной ситуации, а потому вероятность возникновения на ее ядерных установок [1] транснациональной аварии и необходимость ее предотвращения, в свете участившихся случаев возникновения нештатных ситуаций и предстоящего отопительного сезона, отсутствия достоверной и проверенной информации о состоянии дел на ее АЭС, определяют актуальность затрагиваемой темы. Описание проблемы Атомная энергетика является важной составляющей общего топливно-энергетического комплекса Украины. На рисунке 1 представлена схема расположения действующих объектов топливно- энергетического комплекса по состоянию на 22.03.2014 года1. На четырех АЭС эксплуатируются 15 энергоблоков с суммарной мощностью 13835 МВт, вырабатывая около 50 % всей электроэнергии, потребляемой в стране. Это позволяет Украине занимать место в первой десятке среди стран мира по показателю установленной мощности АЭС. 1 18.03.2014 года подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. В таблице 1 приведен перечень действующих АЭС Украины с указанием установленных типов реакторов и их мощности [2]. Наблюдаемые сегодня военно-политические конфликты, активность радикалов и непростая ситуация с экономикой в мире занимают новостные ленты большинства информационных агентств. В результате перенасыщения новостного пространства мировая общественность забывает о потенциальных источниках возможных глобальных катастроф, к которым относятся и АЭС, расположенные на территории Украины. Со времен СССР и после его распада имело место тесное сотрудничество между специалистами атомной отрасли Российской Федерации (далее - РФ) и Украины, что позволяло быть в курсе дел и рассматривать АЭС последней только как возможные источники глобальной аварии. Сложившиеся в последние годы напряженные межгосударственные отношения между странами, отсутствие достоверной, полной и актуальной информации о состоянии дел на АЭС Украины, предпринимавшихся попытках захвата объектов Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, обострение криминогенной обстановки, вступления в силу законодательных актов, грозящих увольнением квалифицированного персонала, дефицит бюджета, безответственность заявлений и действий политиков упомянутой страны вынуждают смотреть на АЭС как на источники уже реальной угрозы и искать выходы из сложившейся ситуации. Европейским политикам кажется, что данная проблема не представляет опасности для их стран в силу удаленности расположения, оказания экономической помощи правительству Украины, преданности ее политиков идеалам гуманизма. Но авторы статьи хотят показать ошибочность такого мнения на примере Ровенской (или Ривненской) АЭС (далее - РАЭС), расположенной в Восточной Европе и являющейся самой ближайшей по отношению границам Евросоюза. Ущерб от аварии на Чернобыльской АЭС Недопущение повторения последствий аварии на Чернобыльской АЭС является основной из целью статьи, а потому считаем нужным, напомнить масштаб ущерба, величину которого точно подсчитать не представляется возможным даже спустя 30 лет после трагедии, в численном выражении он составил [3]: 1) радиационное заражение обширных территорий на Украине (41 750 км2), Белоруссии (46 600 км2), европейской части РФ (57 100 км2); 2) облучено свыше 8 300 000 жителей Белоруссии, Украины и России, из них высокие дозы радиации получили 600 000 ликвидаторов, принимавших участие в тушении пожаров и расчистке; 3) переселено свыше 400 000 человек, но миллионы по-прежнему живут в условиях, где сохраняется остаточное воздействие; 4) загрязнено около 60 000 км2 территорий таких стран Западной Европы как Швеция, Финляндия, Польша, Германия и другие; 5) рост числа онкологических и других заболеваний среди лиц, проживающих на загрязненных территориях, увеличение смертности среди населения; 6) колоссальные финансовые потери. Указанные последствия могли быть еще масштабнее и ужаснее, если бы не подвиг совершенный людьми: -- персоналом Чернобыльской АЭС и людей волею судьбы, оказавшихся на месте аварии 26.04.1986 г. [4]; -- сотен тысяч участников, ликвидировавших последствия аварии на АЭС в городе Припять [3]; -- наличие отлаженной системы взаимодействия министерств и ведомств в СССР. Реалистичность возникновения аварии на АЭС Украины Вследствие различных причин возможность возникновения аварии на АЭС современной Украины высказывается не впервые [5-7], но анализ последствий возможной аварии в современных условиях на РАЭС современной Украины делается впервые. Среди основных причин возможной аварии можно назвать человеческий фактор, износ (дефект или старение) оборудования, природные явления (землетрясение, карстовые провалы). Реалистичность возникновения техногенной аварии на объектах ядерной энергетики Украины не кажется фантастической в свете: -- сложной финансовой обстановки (девальвации национальной валюты, обнищания населения, роста тарифов на услуги жилищно- коммунального хозяйства, дефицита бюджета страны); -- обострения криминогенной обстановки в стране; -- утраты властью монопольного права на применение силы; -- преобладания радикальных настроений среди граждан и нахождения у них на руках различных видов оружия; -- нарушения технических условий эксплуатации (предпринимавшихся попыток замены топлива для АЭС); -- утраты доверия к власти, избирательность последней в предоставлении и реализации социальных гарантий; -- увеличения расходов на оборону, за счет сокращения финансирования по другим статьям; -- дефицита в природном газе и каменном угле, попытка их замены электроэнергией; -- необходимости удовлетворения потребности экономики в энергоносителях; -- предстоящего зимнего периода; -- принадлежности части территории Украины и соседних государств к сейсмоопасной зоне2. На рисунке 2 показано деление страны на сейсмически активные зоны, в таблице 2 приведен список сильных землетрясений за последние 100 лет. Сеть пунктов контроля радиационной обстановки в районе расположения РАЭС неспособна обеспечить высокую представительность и точность результатов измерений, учитывать особенности окружающей среды [8]. Применяемые на РАЭС автоматизированные системы контроля радиационной обстановки (далее - АСКРО) располагаются преимущественно в населенных пунктах и не позволяют получить достоверную информацию о радиационном влиянии РАЭС на окружающую среду, так как не в состоянии «заметить» отклонений в работе станции. Так же отмечалось, что расположение постов АСКРО в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения РАЭС, не учитывает направлений распространения возможного выброса, что является недопустимым, особенно при аварийных ситуациях [8]. Решение проблем с теплоснабжением привело к росту электропотребления и увеличению нагрузки на все АЭС Украины, как следствию увеличению износа оборудования, следствием чего могут служить участившиеся случаи отключения и ремонта, преподносимые как запланированные и штатные: 1) 28 ноября 2014 года произошло срабатывание автоматической защиты энергоблока № 3 Запорожской АЭС (далее - ЗАЭС) (в нарушение Конвенции о ядерной безопасности мировое сообщество было проинформировано о случившемся только 3 декабря 2014 года) [9]. 2 По данным Института геофизики Национальной Академии наук Украины. 2) 15 января 2015 года на Южно-Украинской АЭС (далее - ЮУАЭС) действием электрических защит был отключен автотрансформатор связи энергосистемы с возникновением пожара [10]. 3) 02 мая 2016 года от энергосети Украины был отключен энергоблок № 4 ЗАЭС для устранения негерметичности газовой системы турбогенератора [11]. 4) 16 июля 2016 года энергоблок № 1 Хмельницкой АЭС отключен от энергосети в связи с наличием протечки по парогенератору [12]. Так же считаем нужным напомнить об отсутствии на сайте Министерства угольной промышленности и энергетики Украины информации о дальнейшей судьбе энергоблоков № 1, № 2 на ЮУАЭС (срок эксплуатации которых истек в декабре 2012 и январе 2015 годов соответственно; и энергоблока № 2 на ЗАЭС истекшего в июле 2015 года), что косвенно может быть расценено как опровержение заявлений эксплуатирующей компании о выполнении работ по продлению ресурса [2]. Озабоченность вызывает состояние готовности экстренных служб Украины: -- техническое состояние и оснащенность средствами защиты и техники; -- слаженность, обученность и натренированность подразделений; -- морально-психологической состояние3 личного состава. В текущей непростой ситуации на Украине электроэнергетика является одной из привлекательных сфер экономики страны, и представляет интерес для различных групп, это объясняется гарантированным доходом от производства и сбыта электрической энергии (особенно экспорта за рубеж), не требующим значительных финансовых вложений на создание. Географо-климатическая характеристика Ровенской области Регион расположен в западной части Украины. Ландшафт области, в которой находится РАЭС, представляет собой волнистую равнину, понижающуюся с юга на север. Северная часть области занимает Полесскую низменность (преобладающие высоты 140 - 180 м), южная расположена на 3 Избирательность властей Украины в предоставлении и реализации социальных обязательств может привести к отказу сотрудников экстренных служб исполнять свои обязанности. Т.е. следовать не к месту возможной аварии, а от него. восточной части Волынской возвышенности (с глубокими речными долинами и оврагами), которая, в свою очередь, расчленяется на ряд отдельных плато (Острожское, Ровненское, Пельчанское) (преобладающие высоты 200 - 300 м). Максимальная высота над уровнем моря - 372 м. На территории Ровенской области протекает свыше 150 рек, принадлежащих к бассейну Днепра, более 500 прудов и озер различного происхождения (карстовые, пойменные и др.). Среднегодовая норма осадков составляет 560 - 620 мм, меньше всего их в марте, больше всего - в июле. В южной части области преобладают чернозёмные и серые оподзоленные почвы, на севере - дерново-подзолистые (песчаные, глинисто-песчаные) и болотные почвы. Лесом занято около 34 % территории области. Над территорией области преобладают ветра западного и южного направлений, средняя скорость ветра около 3-4 м/сек. Описание способа определения возможных последствий В основе способа определения возможных последствий аварии на РАЭС лежит рассмотрение системы целостного комплекса взаимосвязанных элементов изучения и обработки данных о политических, экономических и социальных процессах, происходящих сейчас на Украине, учитывалось влияние следующих факторов: 1) оперативность реагирования и слаженность действий экстренных служб4 (на первом этапе аварии они играют важнейшую роль в предотвращении увеличения масштаба катастрофы и наносимого ущерба); 2) определение и осознание масштабов техногенной аварии (имеет большое значение в принятии решений); 3) геопространственные факторы (рельеф, объекты гидрографии, транспортная система) и гидрометеорологическое наблюдение (преобладающие направления и сила ветров, количество осадков); 4) оперативность информирования мирового сообщества, обращение за помощью; 5) заселенность территорий, способных подвергнуться радиационному заражению, в таблице 3 4 Данный факт доказан мужественными действиями пожарных и персонала Чернобыльской АЭС, сопровождавшиеся многочисленными травмами, предотвратившими увеличение масштаба аварии [3]. приводятся численность проживающего населения в близлежащих регионах (область, уезд, муниципалитет) [13-21] по состоянию на конец 2013 года5, расстояние между РАЭС и некоторыми городами. 6) экономический потенциал каждого рассматриваемого региона. В статье сделана попытка определить масштаб возможного ущерба, причиняемого аварией на РАЭС. Приводится список предполагаемых экономико-социальных последствий, с которыми, скорее всего, вынуждены будут столкнуться Украина и близлежащие страны (перечень затрагиваемых регионов, количество проживающего на их территории населения, экономический урон). 5 Данный период выбран, с целью работы с достоверными статистическими данными по Украине. Влияние аварии на население При возникновении аварии на РАЭС вероятно возникновение паники среди населения Украины, трансформирующаяся в потоки беженцев, речь может идти о нескольких миллионах человек, росту числа различных видов заболеваний и увеличению смертности. При неблагоприятном развитии событий для соседних стран, есть угроза роста социальной напряженности (паники и недовольства) в соседних с Украиной государств среди собственных граждан, что может привести к оттоку коренного населения из регионов, подвергшихся загрязнения. Что может явиться новым миграционным кризисом в Европе. Влияние аварии на окружающую среду В зависимости от степени тяжести аварии, загрязнению могут подвергнутся территории и водоемы (есть вероятность загрязнения притоков реки Днепр), загрязняющие вещества попадут в атмосферу. Выпадение осадков усугубит катастрофу, усилив загрязнение почвы и грунтовых вод [22, 23]. Не менее существенным фактором распространения загрязненных частиц является ветер, от направления и скорости которого будет зависеть, какие территории подвергнутся заражению. Следует ожидать введения ограничений на использование лесов и сельскохозяйственных угодий. Влияние аварии на экономику Авария на РАЭС приведет к проблемам в экономике (инфляция, расходы на ликвидацию, сокращение доходов), экологии, сельском хозяйстве, социальной сфере, промышленности. Появление необходимости несения бремени прямых и косвенных убытков от аварии [3]. Под прямыми расходами понимаем расходы, связанные с: -- работами по ликвидации аварии; -- социальной защитой и охраной здоровья своего пострадавшего населения; -- переселением пострадавших на новое место жительства, строительстве в этих целях новых жилых домов и создании инфраструктуры; -- выполнением работ по улучшению радиоэкологической обстановки (захоронением радиоактивных отходов); -- проведением исследований в сфере экологии, здравоохранения и производства безопасных пищевых продуктов; -- дозиметрическим контролем окружающей среды; -- ликвидацией последствий аварии. Косвенные убытки - это расходы, связанные с: -- неиспользованием сельскохозяйственных угодий и лесов; -- закрытием сельскохозяйственных и промышленных предприятий; -- пересмотром сроков (отказом от) реализации многих, в том числе уже начатых, проектов в различных сферах экономики. Соседние с Украиной страны могут столкнуться с необходимостью: -- финансирования работ по ликвидации последствий аварии; -- оказания гуманитарной помощи и массовым потоком беженцев; -- увеличения расходов на социальную защиту и охрану здоровья собственного пострадавшего населения; -- участия в финансировании переселения пострадавших на постоянное место жительства, строительстве в этих целях новых жилых домов и создании инфраструктуры; -- оказания помощи в проведении работ по улучшению радиоэкологической обстановки в населенных пунктах и захоронением радиоактивных отходов; -- проведения исследований в сфере экологии, здравоохранения и производства безопасных пищевых продуктов; -- отказа от использования ряда сельскохозяйственных угодий и лесов, дефицитом продовольствия на мировом рынке; -- пересмотра сроков (отказом от) реализации многих (в том числе уже начатых) проектов в различных сферах национальной экономики; -- подготовки к росту социальной напряженности и ухудшением криминогенной обстановки. Приблизительный совокупный объем экономического ущерба может составить более ста миллиардов долларов США. Заключение При рассмотрении вопроса был учтен опыт ликвидации аварий и последствий на АЭС, произошедших в мире перемен: 1) изменения политического устройства мира и взаимоотношений между государствами; 2) рост межэтнической и конфессиональной напряженностей в мире; 3) эксплуатации реакторов другого типа, в сравнении использованными на Чернобыльской АЭС; 4) изменение уровня социальной защиты граждан в различных странах; 5) развития общества (технологий, знаний о влиянии радиации и др.); 6) повышение благосостояния граждан (рост количества и видов частного транспорта). Предстоящий отопительный период на Украины, в случае суровой зимы с сильными затяжными морозами (в отличии от «теплой» зимы 2015-2016г.), способен стать испытанием для электроэнергетической отрасли этой страны. Международное агентство по атомной энергии (англ. IAEA, сокр. International Atomic Energy Agency) (далее - МАГАТЭ) является авторитетным международным институтом, оперирует общепринятым понятийным и методологическим аппаратами, имеет богатый практический опыт в инспектировании АЭС, потому может выступать гарантом непредвзятости проверки и достоверности полученных результатов. Допуск его специалистов-инспекторов на объекты атомной отрасли Украины - мера, способная обеспечить получение важной, ценной, актуальной, достоверной и полной информацию о состоянии дел в отрасли перед новым отопительным сезоном на Украине, и способен не предотвратить крупную техногенную аварию в Европе. Важность затрагиваемой проблемы не вызывает сомнений в силу масштабности возможного причиненного ущерба. Предотвратить аварию на ядерных установках Украины необходимо и можно только совместными усилиями с участием всех заинтересованных сторон (Украина, Европейский союз, Белоруссия, РФ, МАГАТЭ), путем отправки групп международных наблюдателей для продолжительного инспектирования каждой АЭС, с одновременным проведением на всех инспектируемых станциях полномасштабных учений, для исключения возможности фальсификации результатов проверок.
References

1. Glossariy MAGATE po voprosam bezopasnosti: Terminologiya, ispol'zuemaya v oblasti yadernoy bezopasnosti i radiacionnoy zaschity. - Vena, MAGATE, 2007. - 295 s.

2. Ministerstvo energetiki i ugol'noy promyshlennosti Ukrainy. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://mpe.kmu.gov.ua/ minugol/control/uk/publish/article?art_id=24495790&cat_id=244916056 (data obrascheniya: 20.05.2016).

3. Mezhdunarodnyy Chernobyl'skiy proekt. Tehnicheskiy doklad: Ocenka radiologicheskih posledstviy i zaschitnyh mer. - Vena: MAGATE, 1992. - 740 s.: il. - ISBN 92-0-400192-5.

4. Kurakin A. S., Svekolkin N. I., Sanashkina M. L., Voron M. V. Oni byli pervymi // Nauka 21 veka: voprosy, gipotezy, otvety. - 2016. - № 2(17). - C. 9-22.

5. Dokladnaya zapiska predsedatelya KGB USSR v CK KPU ob osnovnyh nedostatkah proektirovaniya, stroitel'stva i ekspluatacii ob'ektov atomnoy energetiki respubliki 01.06.1986 goda. // Gos.arh. Sluzhby bezopasnosti Ukrainy. - F. 65. - Spr. 1. - T. 24. - S. 169-174.

6. Kurakin A. S., Svekolkin N. I., Sanin M. D., Sanashkina M. L. Vliyanie ukrainskogo krizisa na yadernuyu i radiacionnuyu bezopasnost' evropeyskogo kontinenta // Nacional'naya bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie. - 2014. - № 4(7). - C. 8-12.

7. Izvestiya. Rossiya prosit Merkel' ne dopustit' vtorogo Chernobylya na Ukraine. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://izvestia.ru/news/569786 (data obrascheniya: 02.05.2016)

8. Barashev S. V., Prister B. S. Puti i sposoby usovershenstvovaniya sistemy radiacionnogo kontrolya AES // Problemy bezopasnosti atomnyh elektrostanciy i Chernobylya. - Chernobyl', 2010. - № 14. - C. 17-23.

9. Ekspert Online. Avariya v Zaporozh'e. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://expert.ru/2014/12/3/avariya-v-zaporozhe/ (data obrascheniya: 02.03.2016)

10. EnergoAtom. Soobschenie o rabote Yuzhno-Ukrainskoy AES. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.energoatom.kiev.ua/ru/press/nngc/40921-soobschenie_o_rabote_yujnoukrainskoyi_aes/ (data obrascheniya: 16.03.2016).

11. EnergoAtom. Energoblok № 4 Zaporozhskoy AES otklyuchen ot seti [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.energoatom.kiev.ua/ru/press/nngc/45322-energoblok__zaporojskoyi_aes_otklyuchen_ot_seti/ (data obrascheniya: 25.05.2016).

12. EnergoAtom. Energoblok № 1 Hmel'nickoy AES otklyuchen ot energoseti. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.energoatom.kiev.ua/ru/press/nngc/45621-energoblok__hmelnitckoyi_aes_otklyuchen_ot_energoseti/ (data obrascheniya: 19.07.2016).

13. Litovskiy departament statistiki. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.stat.gov.lt/ (data obrascheniya: 20.03.2016).

14. Nacional'noe byuro statistiki Respubliki Moldova. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.statistica.md/ (data obrascheniya: 18.03.2016).

15. Central'noe statisticheskoe upravlenie Vengrii. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.ksh.hu/ (data obrascheniya: 22.03.2016).

16. Central'noe statisticheskoe upravlenie Pol'shi. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://stat.gov.pl/ (data obrascheniya: 20.03.2016).

17. Nacional'nyy institut statistiki Rumynii. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.insse.ro/cms/ (data obrascheniya: 24.03.2016).

18. Nacional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus' [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://belstat.gov.by/ (data obrascheniya: 26.03.2016).

19. Statisticheskoe upravlenie Slovakii. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://slovak.statistics.sk/ (data obrascheniya: 02.04.2016).

20. Gosudarstvennaya sluzhba statistiki Ukrainy. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.ukrstat.gov.ua/ (data obrascheniya: 06.04.2016).

21. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki Rossii (Rosstat) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/ (data obrascheniya: 08.04.2014).

22. Uroki reagirovaniya na radiacionnye avariynye situacii (1945-2010 gody). - Vena, MAGATE, 2013. - 161 s.

23. Ekologicheskie posledstviya avarii na Chernobyl'skoy AES i ih preodolenie: dvadcatiletniy opyt. - Vena, MAGATE, 2008. - 183 s.: il. -ISBN 978-92-0-409307-0, ISSN 1020-6566.

Login or Create
* Forgot password?