Text (PDF):
Read
Download
Немецкие газеты в последнее время часто пишут о Германии как о мировой державе[1]. Это не удивительно: происходит перевоспитание немецкого самосознания. Такой дискурс в прошлом был бы невозможным, так как немцев всегда сопровождала мрачная тень прошлого, которая не допускала таких мыслей. Что же изменилось? Разработанный в 2013 году документ «Новая власть - новая ответственность» известным немецким фондом науки и политики при сотрудничестве с американо-немецким фондом Маршалла, говорит, что немецкое прошлое переработано, и для сохранения текущего мирового порядка, который будет благополучен для ФРГ, требуется решительное лидерство со стороны Германии при следовании целям ООН, НАТО и ЕС[2]. США в будущем будет больше требовать от партнёров, и это будет сказываться на расширении диапазона задач и сфер ответственности Германии на мировой арене. На мюнхенской конференции по безопасности в 2014 году новая роль Германии была ещё раз официально озвучена[3]. Йоахим Гаук (федеральный канцлер Германии с 23.03.2012) потребовал пересмотреть немецкую доктрину военной сдержанности (Kultur der Zurückhaltung) в пользу более агрессивной внешней политики Германии. Для реализации нового плана «влиятельной» Германии нужна новая готовность и способность к военным интервенциям. Большинство немцев скептично относятся к такой политике, и для переубеждения народа была принята пропагандистская кампания (например: Review 2014). В итоге можно определить новый курс Германии так: «На место немецкой сдержанности (Kultur der Zurückhaltung) приходит культура боеспособности (Kultur der Kriegsführung), а вместо первичности немецких ценностей/убеждений (Kultur der Werte) приходит сплошной политический интерес (Kultur der Interessen)» [3]. Weißbuch-2006 Изначально направления внешней политики немецкого государства уже были продемонстрированы десять лет назад, когда был опубликован Вейсбух (Weißbuch) 2006 года [4]. Это документ в данный момент ещё сохраняет свою актуальность как директива и основа национальной безопасности Германии. Главными аспектами Weißbuch-2006 являются: общая стратегия, идентификация угроз и доктрина (ценности, интересы, цели) немецкой политики безопасности. Чтобы лучше понять это, доктрину покажем в форме резюме: -- Защита законности, свободы, демократии и благосостояния граждан Германии. -- Защита суверенитета и сохранность государственной территории Германии. -- Защита от региональных конфликтов, которые способны навредить Германии, а также преодоление и предотвращение этих конфликтов. -- Защита от международного терроризма и перекрытие каналов распространения оружия массового уничтожения. -- Защита прав человека и укрепление мирового порядка на основе международного права. -- Укрепление либеральной мировой торговли, которая является фундаментом немецкого благосостояния и уменьшения разницы между богатыми и бедными странами. -- Защита интересов Германии, независимых от географии. -- Укрепление европейской стабильности через интеграцию стран в ЕС и активную добрососедскую политику со странами восточной Европы, южного Кавказа, центральной Азии и странами средиземного моря (прочное, стабильное сотрудничество с Россией в сфере безопасности). -- Проявление немецких интересов на уровне международных/наднациональных организаций. -- Предусмотрительная политика, которая обнаруживает угрозы заранее. -- Регулировка средств для устранения угроз: на переднем плане - использование вооружённых сил ФРГ в целях Германии. -- Поддержка близких отношений с США (НАТО), которые являются центральной целью немецкой внешней политики и политики безопасности. Отсюда важнейшим инструментом обеспечения немецкой безопасности являются вооружённые силы ФРГ (Бундесвер; Bundeswehr). Бундесвер не только обеспечивает безопасность общества и государства, но и реализует национальные интересы Германии, которая должна защищаться в любой точке планеты, в том числе и через применение бундесвера, так как германские интересы не зависят от географии во времена глобализации. Оборона страны в классическом понимании (защита страны или партнёров только при нападении врага) уже не представляет основную функцию бундесвера. Она устарела для нового подхода к пониманию немецкой безопасности в эпохе глобализации. Бывшие стратегии безопасности от внешних угроз, как отмечает Weißbuch-2006, базировались на устрашении и ограничении, но они стали недостаточны в борьбе с действиями асимметричных или же негосударственных сил. Безопасность Германии зависит теперь от профилактических мер как внутри немецкого государства, так и на международной арене. При этом Германия должна активно бороться с причинами угроз и от пассивной перейти к более активной стратегии. После распада СССР угроза для ФРГ стала многоликой. Weißbuch-2006 показывает угрозы, которые тоже являются полем действия для немецкой политики. Они определяются как следующие факторы: -- Глобализация: Быстрый и свободный обмен информацией, как один из аспектов глобализации, имеет не только положительные стороны. Обратная сторона медали - злоупотребление и незаконное присвоение информации, которая может повредить безопасности Германии. Примером этому являются атаки в сферах киберпространства. -- Терроризм: Германия тоже находится под постоянной угрозой террористических атак. Теракт 11 сентября 2001 года наглядно показал уязвимость современных государств. -- Пролиферация и тенденция к вооружению: Во всём мире наблюдается накопление оружия, боевой техники, что может иметь отрицательное влияние на стабильность Германии. Кроме того международный терроризм может найти доступ к оружию массового поражения. Такой сценарий представляет значительную угрозу не только для ФРГ, но и для всей международной безопасности. -- Региональные конфликты: Распад государств часто сопровождается гражданской войной. Территории таких нестабильных государств могут стать зоной боевых действий террористов или иных незаконных вооружённых групп. А это ведет к дестабилизации окружающих государств, к снижению международной безопасности. -- Незаконное торговля оружия: Доступность к оружию, в особенности к стрелковому, за последние годы увеличилась, что способствует обострению существующих конфликтов, разжиганию гражданских войн и ведет к дестабилизации государств. -- Нестабильность развивающихся стран: Политические волнения в нестабильных государствах, беспрепятственная миграция из районов Азии/Африки угрожают международной безопасности на продолжительное время. Германия должна помогать этим странам с точки зрения моральной ответственности, а также для собственной безопасности. -- Транспортные пути - ресурсы - коммуникация: Обострение международных отношений, нарушения потоков сырья и товаров, а также всемирной коммуникации повлияют на экономику, благосостояние и на социальную систему ФРГ. -- Энергоснабжение: Германия и ЕС зависят от импорта энергоносителей. Поэтому энергоснабжение должно быть обеспечено. Сотрудничество между странами экспорта, транзитных регионов и странами импорта должно продолжаться. -- Миграция: Беспрепятственная миграция может повредить всему ЕС. Германия должна предотвратить потоки беженцев и бороться с причинами миграции. -- Эпидемии: Глобализация способствует распространению эпидемий. Эпидемии могут стать угрозой безопасности Германии и всему миру. Ахенское общество мира считает, что многие положения Weißbuch-2006, противоречат основным требованиям предыдущей политики безопасности, которая выполняла только оборонительную функцию[5]. В связи с этим организация оценивает доктрину, как несовместимую с немецкой конституцией, международным правом и Уставом ООН. Поэтому Ахенское общество мира обращалось в суд, но его обвинения были отвергнуты. Что касается самой значительной части документа, то это - доктрина немецкой политики безопасности, в которой определяются цели, ценности и интересы внешней и внутренней политики. На это нужно особо обратить внимание, так как они могут быть индикатором дальнейшего политического курса. Доктрина чётко показывает приоритеты немецкой политики безопасности. Сразу бросается в глаза то, что Германия подчёркивает важность отношений с США (НАТО), как центральной цели внешней политики и политики безопасности ФРГ. При таком раскладе, неудивительно, что немцы будут вести политику, которая будет согласовываться с американскими целями. Иначе просто возникнут серьезные проблемы во взаимоотношениях между этими странами. Один наглядный пример этой тенденции - Иракская война (2003-2011). Да, Германия отказалась участвовать в этой войне; это стало основой для критики немцев со стороны США [6]. Но на самом деле немцы отказались только от активных военных действий, но помогали пассивно как звено американской/британской военной логистики [7] (см. Ramstein Air Base). Германия оказывала также и другую помощь США и их союзникам [8]. Если сравнивать предыдущие стратегии до 2006 года, то можно сказать, что формулировки в настоящее время стали более агрессивными. В прошлом не допускалось такое понимание о защите интересов, не зависящих от географии. Политика безопасности была направлена только на территорию Германии. Более того: Стратегии 1970 г. [9] и 1971-1972 гг. [10] говорили, что Германия не ведёт великодержавную политику; а стратегии 1983 г. [11] и 1985 г. [12] подчеркивал мирные намерения немецкой политики безопасности (Friedenspolitik). Но сегодня Weißbuch-2006 уже недостаточно полно отражает цели и интересы современной немецкой геополитики. В связи с этим идёт разработка новой стратегии национальной безопасности Германии. Готовится Weißbuch-2016 , который будет завершён в этом году. Урсула фон дер Ляйен, министр обороны с 2013 года, сообщила на одном из официальных мероприятий(17.02.2015), что провозглашается новая немецкая стратегия в связи с действиями России на Украине, которые изменили архитектуру безопасности в ЕС. Weißbuch-2016 отразит, по мнению министра, реакцию Германии на «проведение геостратегической политики русского государства с позиции силы и военной мощи» [13]. Несмотря на это, этот документ не исключает возможность восстановления добрососедских отношений между Германией и Россией. В 2006 г. Россия на западе еще рассматривалась как партнёр; в 2016 г. это уже стало маловероятным, так как на сентябрьском саммите НАТО в Уэльсе, Россия уже рассматривалась как соперник или даже враг. Станет ли оценка Германии по отношению к России такой же? Сложно сказать. Германия сама не знает, что делать. Если искать ответ, используя доступные источники, то можно с уверенностью сказать, что да. Но здесь нужно учитывать, что США очень старается, чтобы между Россией и Германией не было дружеских отношений. Джордж Фридман, директор и основатель частной фирмы геополитического консалтинга «Стратфор» во время своего выступления на мероприятии Чикагского совета по международным отношениям (03.02.2015) заявил: «Исконным интересом США, для чего мы воевали в первой, второй мировых и во время холодной войны, это отношения между Германией и Россией. Союз между ними единственная сила, которая может угрожать нам, и наш интерес в том, чтобы это не состоялось» [14]. Поэтому Россия, напротив, должна добиваться этого союза. Исконная немецко-русская связь существует (например, Германо-Российский Форум, Петербургский диалог и т.д.). Её просто нужно пробудить и усилить. Здесь есть надежда на восточную Германию. Восточная Германия, хочет она этого или нет, остаётся потомком ГДР и её мировоззрения: этим она тесно связана с Россией, и есть вероятность, что этот историческая данность как-то благополучно повлияет на русско-немецкие отношения. Русские немцы - «мягкая сила» России на территории Германии. Это - серьезный ресурс для развития русско-немецких отношений. Во-первых, русские немцы - носители русского менталитета и могут оказаться патриотами России, а во-вторых, они - историческое звено между этими странами. Но России не стоит возлагать надежды только на немцев. В таком мире можно положиться только на себя. Тем более в новой эпохе холодной войны. Россия должна следить за внешней политикой стран, которые окружают её. Эти страны должны в худшем случае, оставаться нейтральными в отношениях к России. Обоснования прозападных государств на этих территориях окажутся большой проблемой для России. Чтобы остаться мировой державой, России необходимо развивать инновационные технологии, новые методы для сохранения/увеличения сферы влияния в мире (в том числе и через военную мощь), чтобы предотвратить будущие конфликты или же не быть уничтоженной. И также следует развивать русско- немецкие отношения и предотвращать внедрение прозападных сил в тех странах, которые окружают её. В настоящее время глобальное противоборство определит победителей будущего. Если Россия не сможет построить фундамент для будущих поколений в сферах искусственного интеллекта (которое будет служит человечеству а не против его) и космической геополитики, пламя русского духа угаснет. СССР в прошлом доказал всему миру, на что способны русские. В России много умных людей, которые смогли покорить космос. Пусть и новая Россия покажет себя! С или без Германии - это уже другой вопрос.