Abstract and keywords
Abstract (English):
This paper shows a developing political discourse of Germany, by analyzing materials and sources of the German government and mass media, focusing on the National Security Strategy of Germany from the year 2006. Other things discussed will be the tendency of the new strategy of 2016, the relationship between Germany and Russia and the overall conclusion for Russia.

Keywords:
National Security Strategy of Germany, Geopolitics, Germany and Russia relations, NATO, New Cold War, Current World Order
Text
Publication text (PDF): Read Download

Немецкие газеты в последнее время часто пишут о Германии как о мировой державе[1]. Это не удивительно: происходит перевоспитание немецкого самосознания. Такой дискурс в прошлом был бы невозможным, так как немцев всегда сопровождала мрачная тень прошлого, которая не допускала таких мыслей. Что же изменилось? Разработанный в 2013 году документ «Новая власть - новая ответственность» известным немецким фондом науки и политики при сотрудничестве с американо-немецким фондом Маршалла, говорит, что немецкое прошлое переработано, и для сохранения текущего мирового порядка, который будет благополучен для ФРГ, требуется решительное лидерство со стороны Германии при следовании целям ООН, НАТО и ЕС[2]. США в будущем будет больше требовать от партнёров, и это будет сказываться на расширении диапазона задач и сфер ответственности Германии на мировой арене. На мюнхенской конференции по безопасности в 2014 году новая роль Германии была ещё раз официально озвучена[3]. Йоахим Гаук (федеральный канцлер Германии с 23.03.2012) потребовал пересмотреть немецкую доктрину военной сдержанности (Kultur der Zurückhaltung) в пользу более агрессивной внешней политики Германии. Для реализации нового плана «влиятельной» Германии нужна новая готовность и способность к военным интервенциям. Большинство немцев скептично относятся к такой политике, и для переубеждения народа была принята пропагандистская кампания (например: Review 2014). В итоге можно определить новый курс Германии так: «На место немецкой сдержанности (Kultur der Zurückhaltung) приходит культура боеспособности (Kultur der Kriegsführung), а вместо первичности немецких ценностей/убеждений (Kultur der Werte) приходит сплошной политический интерес (Kultur der Interessen)» [3]. Weißbuch-2006 Изначально направления внешней политики немецкого государства уже были продемонстрированы десять лет назад, когда был опубликован Вейсбух (Weißbuch) 2006 года [4]. Это документ в данный момент ещё сохраняет свою актуальность как директива и основа национальной безопасности Германии. Главными аспектами Weißbuch-2006 являются: общая стратегия, идентификация угроз и доктрина (ценности, интересы, цели) немецкой политики безопасности. Чтобы лучше понять это, доктрину покажем в форме резюме: -- Защита законности, свободы, демократии и благосостояния граждан Германии. -- Защита суверенитета и сохранность государственной территории Германии. -- Защита от региональных конфликтов, которые способны навредить Германии, а также преодоление и предотвращение этих конфликтов. -- Защита от международного терроризма и перекрытие каналов распространения оружия массового уничтожения. -- Защита прав человека и укрепление мирового порядка на основе международного права. -- Укрепление либеральной мировой торговли, которая является фундаментом немецкого благосостояния и уменьшения разницы между богатыми и бедными странами. -- Защита интересов Германии, независимых от географии. -- Укрепление европейской стабильности через интеграцию стран в ЕС и активную добрососедскую политику со странами восточной Европы, южного Кавказа, центральной Азии и странами средиземного моря (прочное, стабильное сотрудничество с Россией в сфере безопасности). -- Проявление немецких интересов на уровне международных/наднациональных организаций. -- Предусмотрительная политика, которая обнаруживает угрозы заранее. -- Регулировка средств для устранения угроз: на переднем плане - использование вооружённых сил ФРГ в целях Германии. -- Поддержка близких отношений с США (НАТО), которые являются центральной целью немецкой внешней политики и политики безопасности. Отсюда важнейшим инструментом обеспечения немецкой безопасности являются вооружённые силы ФРГ (Бундесвер; Bundeswehr). Бундесвер не только обеспечивает безопасность общества и государства, но и реализует национальные интересы Германии, которая должна защищаться в любой точке планеты, в том числе и через применение бундесвера, так как германские интересы не зависят от географии во времена глобализации. Оборона страны в классическом понимании (защита страны или партнёров только при нападении врага) уже не представляет основную функцию бундесвера. Она устарела для нового подхода к пониманию немецкой безопасности в эпохе глобализации. Бывшие стратегии безопасности от внешних угроз, как отмечает Weißbuch-2006, базировались на устрашении и ограничении, но они стали недостаточны в борьбе с действиями асимметричных или же негосударственных сил. Безопасность Германии зависит теперь от профилактических мер как внутри немецкого государства, так и на международной арене. При этом Германия должна активно бороться с причинами угроз и от пассивной перейти к более активной стратегии. После распада СССР угроза для ФРГ стала многоликой. Weißbuch-2006 показывает угрозы, которые тоже являются полем действия для немецкой политики. Они определяются как следующие факторы: -- Глобализация: Быстрый и свободный обмен информацией, как один из аспектов глобализации, имеет не только положительные стороны. Обратная сторона медали - злоупотребление и незаконное присвоение информации, которая может повредить безопасности Германии. Примером этому являются атаки в сферах киберпространства. -- Терроризм: Германия тоже находится под постоянной угрозой террористических атак. Теракт 11 сентября 2001 года наглядно показал уязвимость современных государств. -- Пролиферация и тенденция к вооружению: Во всём мире наблюдается накопление оружия, боевой техники, что может иметь отрицательное влияние на стабильность Германии. Кроме того международный терроризм может найти доступ к оружию массового поражения. Такой сценарий представляет значительную угрозу не только для ФРГ, но и для всей международной безопасности. -- Региональные конфликты: Распад государств часто сопровождается гражданской войной. Территории таких нестабильных государств могут стать зоной боевых действий террористов или иных незаконных вооружённых групп. А это ведет к дестабилизации окружающих государств, к снижению международной безопасности. -- Незаконное торговля оружия: Доступность к оружию, в особенности к стрелковому, за последние годы увеличилась, что способствует обострению существующих конфликтов, разжиганию гражданских войн и ведет к дестабилизации государств. -- Нестабильность развивающихся стран: Политические волнения в нестабильных государствах, беспрепятственная миграция из районов Азии/Африки угрожают международной безопасности на продолжительное время. Германия должна помогать этим странам с точки зрения моральной ответственности, а также для собственной безопасности. -- Транспортные пути - ресурсы - коммуникация: Обострение международных отношений, нарушения потоков сырья и товаров, а также всемирной коммуникации повлияют на экономику, благосостояние и на социальную систему ФРГ. -- Энергоснабжение: Германия и ЕС зависят от импорта энергоносителей. Поэтому энергоснабжение должно быть обеспечено. Сотрудничество между странами экспорта, транзитных регионов и странами импорта должно продолжаться. -- Миграция: Беспрепятственная миграция может повредить всему ЕС. Германия должна предотвратить потоки беженцев и бороться с причинами миграции. -- Эпидемии: Глобализация способствует распространению эпидемий. Эпидемии могут стать угрозой безопасности Германии и всему миру. Ахенское общество мира считает, что многие положения Weißbuch-2006, противоречат основным требованиям предыдущей политики безопасности, которая выполняла только оборонительную функцию[5]. В связи с этим организация оценивает доктрину, как несовместимую с немецкой конституцией, международным правом и Уставом ООН. Поэтому Ахенское общество мира обращалось в суд, но его обвинения были отвергнуты. Что касается самой значительной части документа, то это - доктрина немецкой политики безопасности, в которой определяются цели, ценности и интересы внешней и внутренней политики. На это нужно особо обратить внимание, так как они могут быть индикатором дальнейшего политического курса. Доктрина чётко показывает приоритеты немецкой политики безопасности. Сразу бросается в глаза то, что Германия подчёркивает важность отношений с США (НАТО), как центральной цели внешней политики и политики безопасности ФРГ. При таком раскладе, неудивительно, что немцы будут вести политику, которая будет согласовываться с американскими целями. Иначе просто возникнут серьезные проблемы во взаимоотношениях между этими странами. Один наглядный пример этой тенденции - Иракская война (2003-2011). Да, Германия отказалась участвовать в этой войне; это стало основой для критики немцев со стороны США [6]. Но на самом деле немцы отказались только от активных военных действий, но помогали пассивно как звено американской/британской военной логистики [7] (см. Ramstein Air Base). Германия оказывала также и другую помощь США и их союзникам [8]. Если сравнивать предыдущие стратегии до 2006 года, то можно сказать, что формулировки в настоящее время стали более агрессивными. В прошлом не допускалось такое понимание о защите интересов, не зависящих от географии. Политика безопасности была направлена только на территорию Германии. Более того: Стратегии 1970 г. [9] и 1971-1972 гг. [10] говорили, что Германия не ведёт великодержавную политику; а стратегии 1983 г. [11] и 1985 г. [12] подчеркивал мирные намерения немецкой политики безопасности (Friedenspolitik). Но сегодня Weißbuch-2006 уже недостаточно полно отражает цели и интересы современной немецкой геополитики. В связи с этим идёт разработка новой стратегии национальной безопасности Германии. Готовится Weißbuch-2016 , который будет завершён в этом году. Урсула фон дер Ляйен, министр обороны с 2013 года, сообщила на одном из официальных мероприятий(17.02.2015), что провозглашается новая немецкая стратегия в связи с действиями России на Украине, которые изменили архитектуру безопасности в ЕС. Weißbuch-2016 отразит, по мнению министра, реакцию Германии на «проведение геостратегической политики русского государства с позиции силы и военной мощи» [13]. Несмотря на это, этот документ не исключает возможность восстановления добрососедских отношений между Германией и Россией. В 2006 г. Россия на западе еще рассматривалась как партнёр; в 2016 г. это уже стало маловероятным, так как на сентябрьском саммите НАТО в Уэльсе, Россия уже рассматривалась как соперник или даже враг. Станет ли оценка Германии по отношению к России такой же? Сложно сказать. Германия сама не знает, что делать. Если искать ответ, используя доступные источники, то можно с уверенностью сказать, что да. Но здесь нужно учитывать, что США очень старается, чтобы между Россией и Германией не было дружеских отношений. Джордж Фридман, директор и основатель частной фирмы геополитического консалтинга «Стратфор» во время своего выступления на мероприятии Чикагского совета по международным отношениям (03.02.2015) заявил: «Исконным интересом США, для чего мы воевали в первой, второй мировых и во время холодной войны, это отношения между Германией и Россией. Союз между ними единственная сила, которая может угрожать нам, и наш интерес в том, чтобы это не состоялось» [14]. Поэтому Россия, напротив, должна добиваться этого союза. Исконная немецко-русская связь существует (например, Германо-Российский Форум, Петербургский диалог и т.д.). Её просто нужно пробудить и усилить. Здесь есть надежда на восточную Германию. Восточная Германия, хочет она этого или нет, остаётся потомком ГДР и её мировоззрения: этим она тесно связана с Россией, и есть вероятность, что этот историческая данность как-то благополучно повлияет на русско-немецкие отношения. Русские немцы - «мягкая сила» России на территории Германии. Это - серьезный ресурс для развития русско-немецких отношений. Во-первых, русские немцы - носители русского менталитета и могут оказаться патриотами России, а во-вторых, они - историческое звено между этими странами. Но России не стоит возлагать надежды только на немцев. В таком мире можно положиться только на себя. Тем более в новой эпохе холодной войны. Россия должна следить за внешней политикой стран, которые окружают её. Эти страны должны в худшем случае, оставаться нейтральными в отношениях к России. Обоснования прозападных государств на этих территориях окажутся большой проблемой для России. Чтобы остаться мировой державой, России необходимо развивать инновационные технологии, новые методы для сохранения/увеличения сферы влияния в мире (в том числе и через военную мощь), чтобы предотвратить будущие конфликты или же не быть уничтоженной. И также следует развивать русско- немецкие отношения и предотвращать внедрение прозападных сил в тех странах, которые окружают её. В настоящее время глобальное противоборство определит победителей будущего. Если Россия не сможет построить фундамент для будущих поколений в сферах искусственного интеллекта (которое будет служит человечеству а не против его) и космической геополитики, пламя русского духа угаснет. СССР в прошлом доказал всему миру, на что способны русские. В России много умных людей, которые смогли покорить космос. Пусть и новая Россия покажет себя! С или без Германии - это уже другой вопрос.
References

1. Sator, C. «Deutschland ist eine Weltmacht» [Elektronische Ressource] // Die Welt - Berlin, 2015. 21 Sept. URL: http://goo.gl/TDVsEg (Zugriff am: 20.04.2016).

2. Neue Macht - Neue Verantwortung. Elemente einer deutschen Außen- und Sicherheitspolitik für eine Welt im Umbruch [Elektronische Ressource] // Ein Papier der Stiftung Wissenschaft und Politik (SWP) und des German Marshall Fund of the United States (GMF) - Berlin, 2013. Okt. S.2-5. URL: https://goo.gl/STXfgu (Zugriff am: 20.04.2016).

3. Wagner, J. Deutschlands (neue) Großmachtambitionen. Von der «Kultur der (militärischen) Zurückhaltung» zur «Kultur der Kriegsfähigkeit» [Elektronische Ressource] // Deutschland: Wi(e)der die Großmacht - Tübingen, 2015. März. S. 3. URL: http://goo.gl/IU9wgb (Zugriff am: 20.04.2016)

4. Weißbuch 2006 g. [Elektronische Ressource] // Bundesministerium der Verteidigung - Berlin: 2006. 25 Okt. S. 16-25. URL: http://goo.gl/oRoFjv (Zugriff am: 20.04.2016)

5. Positionspapier zum neuen Weißbuch der Bundeswehr [Elektronische Ressource] // Aachener Friedenspreis e.V. - Aachen: 2015. Sept. URL: http://goo.gl/Tppaaz (Zugriff am: 20.04.2016)

6. Steinmeier, F.W. Zehn Jahre Irak-Krieg: Unser standfestes Nein [Elektronische Ressource] // Spiegel Online - Hamburg: 2013. 18 März. URL: http://goo.gl/csoQw (Zugriff am: 20.04.2016)

7. Schreer, C. Die Rolle Deutschlands im Irak-Krieg. [Elektronische Ressource] // ITI - Initiative Internationales Tribunal der Völker über die Aggression gegen den Irak - Heidelberg: 2004. 19 Juni. URL: http://goo.gl/g772QN (Zugriff am: 20.04.2016)

8. Prantl, H. Jein zum Krieg. [Elektronische Ressource] // Süddeutsche Zeitung - München: 2010. 19 Mai. URL: http://goo.gl/BhRRgY (Zugriff am: 20.04.2016)

9. Weißbuch 1970 [Elektronische Ressource] // Presse- und Informationsamt der Bundeswehr - Bonn: 1970. 20 Mai. S. 3. URL: http://goo.gl/gteFNu (Zugriff am: 20.04.2016)

10. Weißbuch 1971-1972 [Elektronische Ressource] // Presse- und Informationsamt der Bundeswehr - Bonn: 1971. 7 Dez. S. 3. URL: http://goo.gl/gteFNu (Zugriff am: 20.04.2016)

11. Weißbuch 1983 [Elektronische Ressource] // Bundesministerium der Verteidigung - Bonn: 1983. 20 Okt. S. 4. URL: http://goo.gl/gteFNu (Zugriff am: 20.04.2016)

12. Weißbuch 1985 [Elektronische Ressource] // Bundesministerium der Verteidigung - Bonn: 1985. 19 Juni. S. 3. URL: http://goo.gl/gteFNu (Zugriff am: 20.04.2016)

13. Kuznecov, A. Germaniya peresmotrit svoyu strategiyu bezopasnosti v otnoshenii Rossii [Elektronnyy resurs] // RosBiznesKonsalting - Moskva: 2015. 17 fev. URL: http://goo.gl/8KAyp3 (data obrascheniya: 20.04.2016)

14. Friedman, G. Europe: Destined for Conflict? [Electronic resource] // The Chicago Council on Global Affairs - Chicago: 2015. 03 Feb. URL: https://goo.gl/KMNhEs (accessed 20 April 2016)

Login or Create
* Forgot password?