Text (PDF):
Read
Download
Распад СССР, и в целом, системы социализма, в мировой политике открыло новую эпоху. Этому предшествовало трансформация прежней системы международных отношений и ее структуры, произошедшая на рубеже 80-х и 90-х годов [1]. С завершением эры биполярной конфронтации оформились две противоборствующие тенденции в международных отношениях: первая - направленная на становление многополярности в межгосударственных отношениях, вторая - направленная на лидерство США при поддержке развитых западных стран. В события, вызванные этими изменениями, оказались втянуты государства, образованные из бывших республик СССР, ставшими приложением интересов извне [1]. Для России же решался принципиальный вопрос - останется ли она относительно равноправным субъектом мирового сообщества? События 1990-х и начала 2000-х годов показали, что постсоветское пространство превратилось в арену борьбы за передел сфер влияния, где столкнулись интересы противоборствующих мировых и региональных держав. Развернувшиеся в начале XXI века события, продемонстрировали реальность военной опасности для России с территории некоторых государств - участников Содружества Независимых государств (СНГ) и Балтии (в первую очередь - принятием Эстонии, Латвии и Литвы в НАТО). Значительно возросла террористическая опасность. Все эти проблемы сопровождали деятельность российского руководства направленного на предотвращение этих угроз, укрепление военной безопасности Российской Федерации. Проводимая деятельность прошла определенную эволюцию за прошедшие годы, был приобретен практический опыт по решению этих проблем. После распада СССР и прекращением существования с 1 июля 1991 г. Организации Варшавского договора ОВД руководство Российской Федерации оказалось перед проблемами обеспечения военной безопасности государства, выбором военных союзников. С конца 1991 г. начался новый этап в истории России, обусловленный распадом СССР, созданием Содружества Независимых Государств (СНГ) и строительством государственных институтов собственно Российской Федерации. Произошедшие кардинальные изменения во всех сферах страны потребовали незамедлительных радикальных решений, как в области строительства Вооруженных Сил, так и военного строительства в целом. Генерирующим и контрольно-исполнительным органом по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации стал Генеральный штаб приоритетными направлениями деятельности которого стали восстановление нарушенной системы управления Вооруженными Силами, приведение ее в соответствие с их новой структурой, боевым составом, численностью и объемом решаемых задач [2, с. 373]. В этот же период одной их приоритетных задач являлся вывод войск из Восточной Европы и республик бывшего Советского Союза, а также размещение и обустройство их на территории Российской Федерации в новых местах дислокации. Руководство Российской Федерации с государствами ближнего зарубежья развивало военно-политические отношения развивало в следующих рамках: 1. Государств-участников Содружества Независимых государств (СНГ). 2. Коллективных структур безопасности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). 3. Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 4. Межгосударственных двусторонних отношений [1]. Процесс создания Вооруженных Сил РФ развивался следующим образом. В декабре 1991 г. по инициативе политического руководства России, Украины и Белоруссии Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование. 12 декабря 1991 г. Верховным Советом РСФСР были приняты постановления «О денонсации Договора об образовании СССР» и «О ратификации Соглашения создании Содружества Независимых Государств» [2, с. 374]. При принятии в конце декабря 1991 г. в г. Алма-Ате руководителями 12 бывших союзных республик решения о создании Содружества Независимых Государств, в военной области предусматривалось сохранение общего военно-стратегического (оборонного) пространства и единых Вооруженных Сил. С принятием этого соглашения Министерство обороны СССР и Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР должны были стать высшими органами управления вооруженных сил стран-участниц Содружества Независимых Государств. Однако достигнутые договоренности по военным вопросам с caмого начала не соблюдались. Украина, за ней Азербайджан, Молдавия и Белоруссия объявили о создании собственных вооруженных сил. В дальнейшем национальные армии стали создаваться и другими государствами СНГ [2, с. 374]. В начале 1992 г. стало ясно, что идея единых вооруженных сил на территории бывшего СССР себя не оправдала. По инициативе России было выдвинуто компромиссное предложение об образовании Объединенных вооруженных сил (ОВС) СНГ. И такое решение главами государств-участников СНГ на минской встрече в феврале 1992 г. было принято. Предполагалось, что ОВС СНГ будут иметь объединенные руководящие центральные органы и выполнять задачи в едином военно-стратегическом пространстве в интересах всего Содружества. Однако эта позиция встретила открытое противодействие со стороны ряда государств-участников СНГ. Как следствие был выработан еще один вариант, согласно которому предусматривалось создать на территории СНГ два типа военных формирований: межнациональные ОВС СНГ и национальные вооруженные силы в каждой республике. В состав ОВС намечалось включить все наступательные стратегические ядерные силы, а также Войска ПВО, дальнюю авиацию, основные силы флотов, космические силы и некоторые другие средства центрального подчинения. Руководство ОВС СНГ должен был осуществлять Главнокомандующий ОВС - бывший министр обороны СССР и Объединенный штаб ОВС, а руководство национальными вооруженными силами - соответствующие министры обороны и генеральные штабы стран-участниц СНГ [2, с. 374]. Однако продолжавшиеся в 1992 г. дезинтеграционные процессы в бывших союзных республиках не позволили полностью выполнить и это решение. Объединенные вооруженные силы СНГ так и не были созданы. Образованное в июле 1992 г. Главное Командование ОВС СНГ во главе с бывшим (последним) министром обороны СССР маршалом авиации Е.И. Шапошниковым формально просуществовало до декабря 1993 г. По решению глав государств-участников СНГ оно было преобразовано в Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств - постоянно действующий рабочий орган коалиционного состава Совета министров обороны государств-участников СНГ. Для создания его основы российская сторона выделила около 200 своих генералов и офицеров [2, с. 375]. В сложившейся ситуации руководство России вынуждено было взять курс на создание собственных армии и флота, а также органов управления ими [2, с. 375]. Предпринимая конкретные дипломатические и практические меры по созданию собственных национальных Вооруженных Сил России, военно-политическое Российской Федерации направляло свои усилия на сохранение элементов ранее единой оборонной системы бывшего СССР и на интеграцию интересов других государств СНГ на коллективную защиту своих интересов в сфере безопасности. В целях достижения этих целей 15 мая 2002 г. в Ташкенте (Узбекистан) был подписан Договор о коллективной безопасности шестью странами-участницами СНГ - Арменией, Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном. В 1993 г. к нему присоединились - Азербайджан (24 сентября), Грузия (9 декабря), Белоруссия (31 декабря). Однако в 1999 г. Узбекистан приостановил участие в ДКБ, а Грузия и Азербайджан вышли из Договора. Следует отметить, что положение статьи 4 Договора предусматривающее оказание необходимой помощи государствами-участниками, в том числе военной, в случае совершения военного акта против любого государства-участника ДКБ, соответствует статьи 51 Устава ООН, предусматривающей право на коллективную оборону [3]. 2 апреля 1999 г. главы Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности на пять лет с последующим автоматическим продлением на пять лет. Через два года, в 2001 г., в Ереване, было принято решение о создании военной составляющей ОДКБ для противодействия международному терроризму и экстремизму в Центрально-Азиатском регионе - Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР ЦАР). КСБР ЦАР составляют подразделения из состава вооруженных сил Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, находящиеся в мирное время на национальных территориях и в национальном подчинении, периодически проводят совместные учения. 7 октября 2002 г. президенты государств-участников ОДКБ в Кишиневе подписали Устав Организации ДКБ и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. Были определены главные цели ОДКБ: создание системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве и военно-политическая интеграция государств-участников Организации [3]. Заложенные в Договор принципы и формы сотрудничества на постсоветском пространстве, заявленные позиции предопределили реальную возможность «для него стать составной частью системы общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии» [1]. На первоначальном этапе Договор содействовал созданию и становлению национальных вооруженных сил государств-участников ОДКБ, способствовал обеспечению адекватных внешних условий для их независимого строительства. На рубеже XXI века была образована Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) декларация об ее создании была подписана 15 июня 2001 г. главами Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. целью ШОС является стабилизация обстановки в Центральной Азии, укрепление дружбы и добрососедства между государствами-участниками, развитие сотрудничества в политической, экономической, научной и других сферах. Основные задачи - поддержание мира и стабильности в регионе, развитие торгово-экономического сотрудничества. Отмечается, что одним из главных достижений «шанхайского процесса» за прошедшие годы стало ослабление напряженности вдоль границы с Китаем, включая создание с обеих сторон стокилометровых зон, где осуществляются взаимные военные инспекции. В ранге наблюдателей в деятельности ШОС принимают участие Монголия, Иран, Пакистан, Индия. Последние три страны получили этот статус в июле 2005 года. В ШОС сотрудничают государства, играющие весомую роль в мировой политике: Россия, Китай, Индия. Первые два - члены Совбеза ООН. Члены ШОС располагают огромной территорией и людскими ресурсами. Для устойчивости организации избран принцип полного равенства. В целом, после распада Организации Варшавского договора руководство Российской Федерации, целенаправленно осуществляя деятельность, направленную на минимизацию военных угроз и других вызовов смогло на Евразийском пространстве сформировать и выстроить отношения в сфере военно-политического сотрудничества с различными государствами, в первую очередь, образовавшимися на постсоветском пространстве. Однако в настоящее время «международные отношения проходят через очень непростой период <...> Западные партнеры, к сожалению, пошли по другому пути, выбрали вариант расширения НАТО на Восток, приближения к российским границам контролируемого ими геополитического пространства. Именно в этом заключается корень тех системных проблем, от которых сегодня страдают отношения России с США и Европейским союзом» [4]. Такие подходы со стороны стран Запада ведут к возрастанию конфликтного потенциала, возникновению новых угроз военной безопасности России и ее союзников. Силовые методы, по оценкам руководства Министерства обороны Российской Федерации, по-прежнему, продолжают играть важную роль в разрешении экономических и политических противоречий между странами, происходит возрастание военных опасностей для России [5], «… уровень которых на период до 2030 года существенно повысится. Все это будет определяться борьбой ведущих государств за топливно-энергетические ресурсы и рынки сбыта товаров» [6]. Выше приведенное обусловливает необходимость координированных действий, направленные на укрепление и развитие системы коллективной безопасности с государствами-членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), укрепления сотрудничества в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), дружественных и партнерских отношений с другими государствами.