Text (PDF):
Read
Download
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В нем раскрывается содержание деятельности по обеспечению безопасности: 1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; 2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; 3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности; 4) разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; 5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; 6) разработка, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности; 7) организация научной деятельности в области обеспечения безопасности; 8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; 9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; 10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; 11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации [1]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 31 декабря 2015 года, (далее - СНБ-15) среди основных угроз государственной и общественной безопасности обозначены стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров (п. 43). В этом документе сформулированы пути обеспечения национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности: -- совершенствование и развитие единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем; -- взаимодействие с аналогичными иностранными системами; -- повышение эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; -- обновление парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения; -- развитие системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; -- внедрение современных технических средств информирования и оповещения населения; -- поддержание на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-спасательных сил; -- развитие системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности; -- проведение профилактических мероприятий; -- формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения (п. 49). В СНБ-15 в целях противодействия угрозам экономической безопасности ставится задача по расширению использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики, завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур в отдельных регионах страны и особенно в Арктике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развития Северного морского пути (п.62). Для обеспечения стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства особое значение придается развитию равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в Арктике (п. 99) [3]. Вопросы наращивания Российского присутствия в Арктической зоне, ведения там хозяйственной деятельности, добычи полезных ископаемых и биоресурсов, регулярного судоходства в арктическом бассейне и приарктических районах становится все более актуальным. Учитывая международную обстановку, притязания ряда стран по этим вопросам [См.: 3, 4], позицию Российской Федерации, можно констатировать, что Арктика является зоной национальных интересов и одним из стратегических приоритетов в вопросах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Закономерным является обращение отечественных ученых, экспертов к научному анализу состояния и предпосылок развития регионов российского Севера, структуры и особенностей комплексной системы безопасности его территорий [См.: 5, 6, 7]. Российская Арктика - регион особых геостратегических и долговременных экономических интересов России, прежде всего с точки зрения освоения и рационального использования природных ресурсов и обеспечения глобального экологического равновесия, что обуславливает ее выделение в самостоятельный объект государственной политики. Россия неоднократно заявляла о своих правах на сектор Северного Ледовитого океана, в границах от Северного Полюса до Норвегии и Берингова пролива. Известный полярный исследователь А. Н. Чилингаров назначен представителем Президента Российской Федерации в Арктике. В подтверждении прав России в 2007 году в географической точке Северного Полюса было совершена экспедиция с совершением погружения на дно Северного Ледовитого океана. Экспедиция установила, что океанический хребет Ломоносова простирается вплоть до нулевой широты и далее тем самым, обосновывая продолжение материкового шельфа России вплоть до Северного Полюса. Но в декабре 2013 года Канада подала в Комиссию по границам континентального шельфа ООН заявку на 2,5 тысячах листах на расширение своего континентального шельфа в Атлантическом океане на 1,2 миллиона квадратных километров и уведомила эту Комиссию, что позднее предъявит претензии на часть морского дна за пределами своей 200-мильной исключительной экономической зоны (ИЭЗ) в Северном Ледовитом океане, включая Северный Полюс. Российская Федерация в 2015 году повторно внесла в Комиссию по границам континентального шельфа ООН заявку для оформления прав России на арктический шельф в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. В заявке обосновано включение в территорию России подводных пространств площадью порядка 1,2 миллиона квадратных километров, простирающихся более чем на 350 морских миль от побережья. В декабре 2014 года подобные заявки на площадь почти в 900 квадратных километров в Арк-тике оформили Дания и ее автономная территория Гренландия. Кроме того, арктические сектора имеют США, Канада и Норвегия. В ближайшее время следует ожидать дальнейшей активизации российской и международной деятельности в Арктике, что выводит на первое место вопросы обеспечения безопасности в Арктической зоне. В Арктическом регионе потепление климата становится одним из существенных факторов формирования геополитических и геоэкономических интересов, изменения всего комплекса международных отношений, прежде всего военно-стратегических, политических, экономических, гуманитарных отношений. Фактор неопределенности, связанный с перспективами вопроса об уточнении границ, проблематикой арктического шельфа и использования трасс Северного морского пути (далее - СМП) в той или иной мере может создавать риски региональной безопасности в Арктике, способен провоцировать рост взаимного недоверия и создавать угрозу столкновения геополитических интересов различных государств в этом регионе. В то же время, при этом сохраняет влияние стабилизирующий институциональный фактор, связанный со сложившейся и достаточно развитой международно-правовой и институциональной системой двусторонних и многосторонних отношений, представленной Арктическим Советом, форумом государств арктической «пятерки», такими субрегиональными объединениями, как Совет министров северных стран, Совет Баренцева Евро-Арктического региона, рядом неправительственных структур. Это позволяет рассматривать сложившуюся многоуровневую институциональную структуру в Арктике как достаточно сложившуюся и устойчивую [8]. В качестве консолидирующего фактора возможно рассматривать определенную общность позиций государств региона о необходимости дальнейшего укрепления роли Арктического Совета и расширении направлений его деятельности. Так, подписание в 2011 году под эгидой Арктического Совета межправительственного соглашения об авиационном и морском поиске и спасении рассматривается сегодня как факт, подтверждающий переход от традиционного формата экологической и климатической проблематики к расширению сферы влияния Совета и решению вопросов «мягкой безопасности» в регионе [9, С. 19, 22 - 23]. Вместе с тем, есть заявление командующего Береговой охраной Соединенных Штатов Пола Ф. Цукунфта (P.F. Zukunft) о том, что Москва значительно обогнала Вашингтон в борьбе за превосходство в арктическом регионе, мотивируя то тем, что США имеет в Арктике только два ледокола против 27 российских [10]. Но в интересах России - сохранение военно-стратегического равновесия в Арктике и поддержка сложившейся политической архитектуры институтов взаимодействия, функционирующих на принципах доверия и разумной достаточности в сфере обеспечения национальной безопасности со стороны каждого государства Арктического региона. Россия заинтересована в том, чтобы безопасность в регионе обеспечивалась преимущественно силами региональных государств и организаций. Интересы России предполагают и укрепление роли Арктического Совета как основного регионального института, который подтвердил свои возможности в обеспечении решения проблем «мягкой безопасности» [8, С. 21]. Этот межправительственный форум объединяет восемь государств - Данию, Исландию, Канаду, Норвегию, Россию, США, Финляндию и Швецию. Постоянными наблюдателями в Арктическом Совете являются Великобритания, Германия, Испания, Нидерланды, Польша и Франция. Введен также институт временных наблюдателей. Формат взаимодействия, предложенный Арктическим Советом, не ставит целью разрешение политических конфликтов, таких как территориальные споры и разногласия по вопросу приполярных акваторий. Вместе с тем, сложившаяся модель института регионального управления как инструмента регионального комплекса безопасности, основанного на принципах сотрудничества и конструктивного взаимодействия в регионе, формирует основу эффективного решения актуальных для Арктики экологических, социально-экономических, гуманитарных и иных проблем [11, С. 87]. Эффективность функции региональной консолидации, выполняемой ведущими политическими институтами обеспечения безопасности Арктики, может быть снижена не только в силу объективных противоречий, связанных с потенциальными конфликтами национальных интересов «арктической пятерки» (Дания, Канада, Норвегия, Россия, США), но и в связи с возросшей активностью других геополитических игроков в Арктике. Характерно, что Соединенные Штаты Америки в последнее время ориентируются на ослабление формирующегося регионального комплекса безопасности в Арктике за счет утверждения в нем новых акторов и установления с ними широких контактов. Более того, взаимодействие с ними рассматривается как приоритетное направление американской арктической стратегии. Увеличение численности участников с разнообразными интересами в регионе создает условия для реализации стратегии управляемого хаоса за счет создания временных союзнических связей в зависимости от текущих потребностей и складывающейся конъюнктуры в интересах субъекта «ручного управления» хаосом [12, С. 121]. В геоэкономическом отношении особое место занимает тема энергетических ресурсов Арктики, запасы которых, по оценкам экспертов составляют до 25 процентов мировых запасов [9, С. 18]. Согласно данным Геологической службы США в Арктике сосредоточено около 30 процентов неразведанных мировых запасов газа и 15 процентов нефти [8, С. 23]. Значительная часть нефтяных запасов располагается в сфере интересов США - у берегов Аляски, газовых, а также нефтяных - на территории России. В связи с этим нарастают геоэкономические противоречия в Арктике, связанные с ее ресурсным потенциалом и транспортным значением [13, С. 149]. Сегодня в Арктике сложилось два основных геоэкономических и геополитических центра: Россия и США. Обоснование концепции, доктрины и американской стратегии в Арктике возложено на Комиссию США по арктическим исследованиям (U.S. Arctic Research Commission), действующей во взаимодействии со специальной межведомственной группой анализа и оценки обстановки в Арктике, которая функционирует на базе Госдепартамента США. В группу, в свою очередь, входят представители Пентагона, Министерства военно-морских сил США, Службы береговой охраны и Службы управления минеральными ресурсами Министерства сельского хозяйства. Комиссия выступила с инициативами, во-первых, об увеличении финансирования исследований перспективных месторождений в Арктическом регионе, во-вторых, о необходимости совершенствования картографического обеспечения морской зоны в целях представления в соответствующую комиссию ООН по шельфу заявки на владение частью арктических территорий. По оценкам самих американских экспертов, присоединение шельфовых территорий позволит увеличить общую площадь территории США на 4,1 миллионов километров и претендовать на природные ресурсы общей стоимостью 1,3 триллионов долларов США, включая запасы нефти на шельфе Аляски, оцениваемые в 650 миллиардов долларов США [13, С.150 - 151]. Проблема освоения углеводородного потенциала Арктической зоны Российской Федерации становится одним их приоритетов государственной политики России, что предполагает создание надежной ресурсной базы страны и обеспечение национальной безопасности России на ее арктических рубежах. Российские специалисты видят необходимость в разработке долгосрочной поэтапной стратегии освоения углеводородного потенциала Арктической зоны Российской Федерации. На первом этапе до 2050 года предполагается создание двух новых центров (регионов) освоения арктических ресурсов нефти и газа - Южно- Баренцевоморского (запасы нефтяных месторождений составляют более 350 миллионов тонн, с годовой добычей до 30 - 40 миллионов тонн) и Ямало-Гыданского (доказанные запасы газа составляют не менее 15 - 20 миллиардов кубометров, с годовой добычей газа не менее 200-250 миллиардов кубометров газа) [14, С. 39]. Особенностью российской арктической стратегии является ее комплексный характер. Основные задачи и национальные приоритеты России в Арктике определены в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 года и на дальнейшую перспективу». В качестве необходимого механизма реализации аркти- ческой стратегии России организуется информационное и научно-исследовательское сопровождение, мониторинг, прогнозирование и анализ реализации государственной политики России в Арктике. Отличительной чертой стратегии является ее связь с энергетической и социально-экономической политикой России, а также с политикой в области национальной безопасности [15, С. 49]. Соответственно, наибольшую значимость приобретает обеспечение комплексной системы безопасности в Арктической зоне Российской Федерации. Одной из предпосылок успешной реализации целей социально-экономической энергетической политики России в регионе является развитие его инфраструктуры, и прежде всего транспорта. Реализуется задача модернизации всей прибрежной инфраструктуры: систем связи и навигации, портов и логистических центров, объектов социально-экономического назначения. Важнейшей частью национальной транспортной системы является Северный морской путь. Ведутся работы по сооружению одного из главных портов на СМП - Сабетта. Растёт российский ледокольный флот [16, 17]. К 2020 году планируется построить и ввести в эксплуатацию три атомных и шесть дизельных ледоколов. Заключен контракт между корпорацией «Росатом» и Балтийским заводом на строительство двух серийных атомных ледоколов. Начато строительство головного универсального атомного ледокола «Арктика» с изменяемой осадкой, который будет спущен на воду в 2017 году [15, С. 59]. Расширяется железнодорожная сеть, сооружается «Северный широтный путь» (далее - СШП). Большая часть ветки, предназначенной для транспортировки грузов из промышленных регионов России в новый порт Сабетта, пройдёт по территории Ямало-ненецкого автономного округа. При этом Ямал превратится в важный транспортный узел, связанный с Европой, Азией и Америкой. Магистраль обеспечит снижение нагрузки на Транссиб. Это позволит поставлять грузы в Архангельск, Сабетту, Усть-Лугу Через через новые участки железной дороги. По программе «Инновационный транспорт Севера» намечено развивать новые виды транспортных средств с использованием самоходных грузовых платформ на воздушной подушке, транспортных средств большой грузоподъёмности, которые могут передвигаться по снегу и по болотам, многофункциональных дирижаблей и беспилотных летательных аппаратов. Большое экономическое значение для страны и всего арктического региона имеет строительство Российской трансарктической кабельной системы - РОТАКС, которая позволит подключить к современной системе связи российское Заполярье и Дальний Восток с учетом создания отводов на российское побережье общей протяжённостью 2 тысяч километров [15, С.51]. Все это предполагает принятие мер по обеспечению комплексной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктической зоне Российской Федерации, наращиванию сил и средств МЧС в этих районах, повышению их готовности, изменению транспортной идеологии, применению иных, новых принципов, подходов в оснащении, оборудовании, определению приоритетов, в том числе и в научно-исследовательских, научно-практических и экспедиционных работах. Формирование сил МЧС России в системе комплексной безопасности защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктической зоне Российской Федерации осуществляться за счет создания 10 Арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России (далее - Центры) в городах Архангельске, Мурманске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Анадыре, Тикси, Певек и Провидение. В целях подготовки спасателей для работы в суровых условиях Арктики, в 2014 году к арктическим центрам добавился Арктический спасательный учебно-научный центра «Вытегра», расположенный в Вологодской области. В настоящее время завершено строительство и функционируют 4 Центра (Архангельск, Нарьян-Мар, Дудинка, Мурманск), оставшиеся Центры появятся к началу 2019 года (Воркута, Надым, Анадырь, Тикси, Певек и Провидение). В восточной части Арктической зоны Российской Федерации в поселках Певек и Провидения на базе центров планируется создание пунктов резервного аварийно-спасательного имущества и оборудования для проведения крупномасштабных поисково-спасательных операций. Силы и средства, находящиеся непосредственно в Арктической зоне Российской Федерации, или находящиеся в оперативной доступности к арктическим районам возможного их применения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций относятся к различным функциональным подсистемам РСЧС федеральных органов исполнительной власти (Минтранса России, Пограничной службы ФСБ России, Минобороны России, Росгидромета, МЧС России, Госкорпорации «Росатом» и других). В Арктической зоне Российской Федерации организацию и координацию поисково-спасательных операций на море осуществляют следующие структуры Минтранса России: -- в западном секторе Арктики - Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) в портах Мурманск и Архангельск; -- в восточном секторе Арктики - МСКЦ в портах Диксон, Владивосток и Петропавловск- Камчатский. Обеспечение поисковых и аварийно-спасательных работ осуществляют силы и средства ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота, а именно: -- в западном секторе Арктики - ФГУП «Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление» с филиалом в Архангельске; -- в восточном секторе Арктики - силами и средствами ФГУП «Дальневосточное БАСУ», ФГУП «Сахалинское БАСУ» и филиала в Петропавловске-Камчатском, а также морскими спасательными подцентрами Певек и Тикси. Учитывая, что поисково-спасательные операции в Арктике в ледовых условиях в основном обеспечиваются с помощью ледоколов, морские спасательно-координационные центры взаимодействуют с ФГУП «Атомфлот» Росатома. Большинство поисково-спасательных операций в Арктике не обходится без применения воздушных судов. Авиация при проведении поисково-спасательных операций в Арктике является наиболее эффективным средством. Поисково-спасательные самолеты и вертолеты МЧС России, Минобороны России, ФСБ России и Росавиации привлекаются морскими спасательными координационными центрами к поисково- спасательным операциям в Арктике во взаимодействии с Главным авиационным координационным центром поиска и спасания (ГАКЦПС) единой системы авиационно-космического поиска и спасания (ЕС АКПС) Росаэронавигации на основе конвенционных требований. Важным элементом системы мониторинга станут создаваемые МЧС России АКАСЦ, которые будут участвовать в сборе, обработке и представлении оперативной информации о чрезвычайных ситуациях, прогнозной информации о тенденциях их развития и последствиях, силах и средствах и ресурсах в Арктической зоне, организации межведомственного информационного обмена между существующими или создаваемыми информационно-аналитическими системами существующих структур Минобороны России, Минтранса России, Минрегиона России, Минпрома России, Роскосмоса и других заинтересованных организаций. В рамках Системы освещения обстановке в Арктике проводится работа по созданию и поддержанию единого информационного пространства в Арктической зоне Российской Федерации в целях интеграции ресурсов и повышения уровня безопасности и безопасности жизнедеятельности в этом регионе. В рамках развития космического мониторинга в интересах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации подписано соглашение о взаимодействии с Федеральным космическим агентством по вопросам создания центров приема, обработки и возможной установке программно-аппаратных комплексов с антеннами для приема и распространения информации дистанционного зондирования Земли из космоса на базе Арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России. Развитие таких комплексов в значительной степени ускорит переход к созданию единой Арктической межведомственной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктическом регионе осуществляется в виде международных учений Баренц-Рескью, в которых наряду с Россией принимают участие представители стран - членов Арктического Совета. Такая работа может служить примером конкретного международного сотрудничества и практической реализации сотрудничества и партнерства с Минобороны России, Минтрансом России, Росгидрометом и другими ведомствами и организациями, имеющими в регионе пункты постоянного круглогодичного базирования. Таким образом, создание регионального комплекса безопасности в Арктике предполагает реализацию целей снижения рисков глобальной, региональной и национальной безопасности. Арктический вектор геополитики России ориентирован на минимизацию угроз устойчивого развития региона. Важная роль в реализации соответствующей стратегии формирования комплексной системы безопасности в Арктике принадлежит эффективной системе защиты населения и территорий, критически важных и потенциально опасных объектов в Арктической зоне Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.