Text (PDF):
Read
Download
Воссоединение Республики Крым и г. Севастополя с Россией, состоявшееся на основе референдума 16 марта 2014 г., стало итогом длительного противостояния, развивавшегося в течение постсоветского периода. Предметом конфликта остаётся политический статус Крыма. Цель доклада - выявить геополитические закономерности воссоединения Республики Крым и г. Севастополя с Россией в контексте развития Черноморского международного региона. Крым является ключевым элементом безопасности России в Черноморском международном регионе. Его центральное географическое расположение позволяет не только контролировать коммуникации, но и разместить важные компоненты системы противоракетной обороны на Южном стратегическом направлении. «Майданное» движение, начавшееся на Украине после отказа Президента В.Ф. Януковича 21 ноября 2013 г. подписать соглашение о евроассоциации, получило негативную оценку в общественном мнении крымчан и основных политических акторов внутри региона. Насильственная конфронтация в Киеве обрела признаки гражданской войны, угрожая экспансией национал-радикалов в Крым. Президент В. Ф. Янукович 22 февраля 2014 г.бежал из Киева. Власть захватили незаконным, насильственным путём национал-радикальные силы. Решения Верховной Рады Украины принимались под давлением незаконных военизированных формирований «Евромайдана». Назначения и. о. президента и председателя Верховной Рады, премьер-министра являлись незаконными. В стране возник вакуум легитимной власти. Особенно взрывоопасный характер имела позиция Меджлиса крымско-татарского народа, направившего своих активистов на баррикадные бои в Киев. 26 февраля 2014 г. под стенами Верховного Совета Автономной Республики Крым произошли массовые столкновения русских и крымскотатарских активистов, повлекшие за собой жертвы. Меджлис при поддержке киевского режима провоцировал эскалацию конфликта, что дало бы основания ввода в Крым военных сил НАТО, лишив бы Российскую Федерацию базы Черноморского флота и приведя к утрате его боеспособности. В условиях нараставшего хаоса Черноморский флот России перевел все свои части в Крыму на усиленный режим охраны. Из Севастополя 20 февраля в направлении Феодосии и аэродромов морской авиации ЧФ в Каче и Гвардейском выдвинулись бронетранспортеры для того, чтобы укрепить охрану объектов флота [6]. На массовом митинге (20-30 тыс. участников) 23 февраля избран народный мэр Севастополя А. М. Чалый [23, с. 23-29]. Тем самым в Севастополе была свергнута украинская власть. В тот же день Черноморский флот РФ установил несколько БТР на въездах в город [9]. Прокурор города и руководители городских управлений Службы безопасности Украины (СБУ) и МВД Украины попытались арестовать А. М. Чалого, но под давлением народного митинга вынуждены ретироваться. Эскадра Черноморского флота РФ 25 февраля доставила в Крым дополнительные воинские контингенты [4]. Они были введены в основные города. По договорам 1997 и 2010 гг., Россия имела право содержать на полуострове до 25 тыс. солдат и офицеров. По факту весь контингент составлял 16 тыс. (из них 2 тыс. морских пехотинцев) [12], лимит не был нарушен. Президент РФ В. В. Путин 26 февраля поручил Министерству обороны провести внезапную комплексную проверку боеготовности войск и сил Западного и Центрального военных округов, а также отдельных родов войск [10]. Вследствие того, что отряды Меджлиса крымско-татарского народа заблокировали 26 февраля 2014 г. проведение сессии Верховного Совета АРК и ворвались в здание парламента, голосование по назначению референдума о повышении статуса республики в этот день было сорвано. По воспоминаниям председателя крымского парламента В.А. Константинова, председатель Меджлиса Р. А. Чубаров заявлял: «пройдут досрочные парламентские выборы и здесь крымский татарин будет председателем Верховного совета, крымский татарин - премьер-министром, вы получите крымско-татарскую республику. Бегал, угрожал...» [3, с. 52] Погибло в противостоянии 2 участника митинга русских движений [3. c. 147]. Ранним утром 27 февраля 2014 г. подразделения Вооруженных Сил РФ и отряды крымской самообороны заняли здание Верховного Совета АРК, предотвратив эскалацию конфликта. Российские подразделения и отряды крымской самообороны 28 февраля взяли под контроль гражданский аэропорт в Симферополе, военный аэропорт в Бельбеке, Керченскую переправу. Подразделения украинских вооруженных сил в Крыму (до 25 тыс. чел.) блокированы и через три недели согласились на вывод с территории полуострова почти без военного сопротивления [22]. Большая часть кораблей и личного состава военно-морских сил Украины, как и командующий ВМС Украины Д. В. Березовский, приняли присягу на верность Республике Крым [7]. Верховный Совет Автономной Республики Крым 27 февраля 2014 г. назначил на должность председателя Совета министров АРК С. В. Аксенова - лидера партии «Русское единство» (53 голоса депутатов из 55 присутствовавших при кворуме 51 чел.) [3, с. 164]. Сессия Верховного Совета АРК 27 февраля одобрила проведение референдума «по вопросам усовершенствования статуса и полномочий» региона. За решение проголосовал 61 из 64 присутствовавших депутатов [8]. Первоначально референдум назначался на 25 мая, одновременно с досрочными президентскими выборами в Украине. Но уже 1 марта дата референдума перенесена на 30 марта, а 6 марта принято окончательное решение - проводить референдум 16 марта. Аналогичное решение принял представительный орган г.Севастополя. Если первоначально формулировка вопроса референдума была о «государственной самостоятельности» в составе Украины (т.е. конфедеративном статусе), то 6 марта варианты голосования кардинально изменились: «1) Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?; 2) Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?» [3, с. 180-181]. Назначенный Верховным Советом АРК председатель Совета министров республики С. В. Аксёнов 28 февраля обратился к Президенту России с просьбой об оказании содействия в обеспечении мира и спокойствия на территории полуострова. В заявлении С. В. Аксёнова говорилось: «Вчера, 28 февраля, начальником главка крымской милиции был назначен Авруцкий Игорь Яковлевич. Из-за этого назначения, а также наличия на территории неопознанных вооруженных групп боевой техники, неспособности в силовых структурах, расположенных в АР Крым, эффективно контролировать ситуацию на территории Республики, возникли беспорядки с применением огнестрельного оружия. Учитывая вышеизложенное, я, как председатель Совета министров АР Крым, реализую полномочия, возложенные на меня Верховным советом АР Крым, принимаю решение о временном переподчинении соединений и частей силовых структур МВД, СБУ, ВС, МЧС, флота, налоговой службы, пограничников непосредственно мне. Всем командирам выполнять только мои приказы и распоряжения, несогласных прошу оставить службу. Учитывая вышеизложенное,... я обращаюсь к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину об оказании содействия в обеспечении мира и спокойствия на территории АР Крым» [2]. Президент РФ В. В. Путин 1 марта 2014 г.внёс обращение в Совет Федерации об использовании Вооружённых Сил РФ на территории Украины. В мотивирующей части обращения отмечалось: «В связи с экстраординарной ситуацией, сложившейся на Украине, угрозой жизни граждан Российской Федерации, наших соотечественников, личного состава воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцирующегося в соответствии с международным договором на территории Украины (Автономная Республика Крым), на основании пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации вношу в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обращение об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации на территории Украины до нормализации общественно- политической обстановки в этой стране» [17]. Верховный Совет АРК и городской совет Севастополя приняли 11 марта 2014 г.декларации о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя от Украины [21]. Успех российской политики во многом обеспечен благодаря массовой поддержке крымского сообщества, что подтвердили итоги референдума 16 марта 2014 г.о государственном статусе Республики Крым и г. Севастополя. Малочисленные сторонники «евромайдана» дезорганизованы, а попытки их проникновения в Крым с территории Украины эффективно пресекались. Накануне проведения референдума силы самообороны задержали в Севастополе группу диверсантов, которые готовили теракты [24]. В день референдума снайпер-провокатор убил в г. Симферополе одного украинского военнослужащего и одного казака- добровольца из России [15]. Но вызвать эскалацию конфликта украинским национал-радикалам не удалось. Президент РФ В. В. Путин 17 марта 2014 г. подписал Указ о признании Республики Крым как суверенного и независимого государства, в котором город Севастополь имеет особый статус [16]. Российская Федерация и Республика Крым 18 марта подписали договор о вхождении РК в состав РФ. В итоге образованы два новых субъекта Российской Федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь [5]. Президент Российской Федерации 21 марта 2014 г.подписал федеральный конституционный закон о вступлении Крыма в состав России и образовании новых субъектов федерации [13]. Одновременно создан Крымский федеральный округ [14]. Большинство стран мира под давлением США и Евросоюза не признали воссоединение Крыма с Россией. Иного в однополярной международной системе ожидать и не следовало. В создавшихся условиях международных санкций ключевым стал вопрос о гарантиях суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, о поддержании её самостоятельной геополитической и цивилизационной роли в мире. Чтобы отразить возможное вторжение Воору- женных Сил Украины и сил НАТО в Крым, на полуострове интенсивно развивается российская военная группировка. Республика Крым и г. Севастополь в начале апреля 2014 г.включены в состав Южного военного округа РФ. Теперь Черноморский флот в Крыму может быть усилен стратегической авиацией, более мощным надводным и подводным флотом, на вооружении которого может быть ядерное оружие. Возможно размещение в Крыму оперативно-стратегических бомбардировщиков Ту-22М3 и современных ракетных комплексов «Искандер-М». И те, и другие способны нести высокоточное и ядерное оружие [11]. Для России возможность размещения ядерного оружия на носителях ЧФ - это вынужденная и асимметричная ответная мера. США готовы использовать близ границ РФ в акватории Черного моря (Румынии) ударные беспилотники, которые подпадают под определение крылатых ракет наземного базирования. Министр иностранных дел РФ С. В. Лавров подчеркнул 15 декабря 2014 г., что «термин „безъядерная зона“ никогда к Крыму не применялся... Государство российское имеет в соответствии с международным правом все основания распоряжаться своим легитимным ядерным арсеналом в соответствии со своими интересами и в соответствии со своими международно-правовыми обязательствами» [19]. По сообщению представителя штаба Черноморского флота 21 декабря 2014 г., Крымская военно-морская база, входившая в состав Черноморского флота РФ до 1996 г., воссоздана и начала действовать [1]. Предстоит также модернизация военно-морской базы, судоремонтных заводов и всей военной инфраструктуры Крыма. Благодаря воссоединению Крыма облегчен выход российской эскадры в Средиземное море, стала возможной модернизация вооружений Черноморского флота. Как полагает главный редактор журнала «Military Крым» С. Ченнык, в свете военно-политических событий в Сирии и Йемене «усиление военной группировки в Крыму следует рассматривать как стратегическую задачу по решению вопросов политического влияния России на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Северной Африке» [18]. По мнению руководителя подкомитета по тактическим и наземным силам Палаты представителей Конгресса США М. Тернера, размещенные в Крыму ракетные комплексы «Искандер-М» способны наносить удары высокоточными крылатыми ракетами на дальность до 2600 км [11]. Важную роль в обеспечении военно-политического баланса играют оперативно-стратегические бомбардировщики Ту-22 М3, истребители Су-27 и Су-30, строящиеся фрегаты и атомные подводные лодки, ракетные комплексы «Бастион-П» и «Бал», оснащенные противокорабельными ракетами [20]. Необходима ускоренная реконструкция инфраструктуры: аэродромов, морских портов, транспортных путей, информационных и энергетических сетей. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение конвенции Монтрё, установившей предельное количество и тоннаж иностранных военных кораблей, допускаемых в Чёрное море. В последние годы конвенция грубо нарушается ВМФ стран НАТО, прежде всего - США. Итак, в условиях свержения законной власти и националистического переворота в Украине (февраль 2014 г.) воссоединение Крыма с Россией стало исторической закономерностью и императивом спасения полиэтничного сообщества региона от насильственного конфликта, а тем более - от экспансии НАТО. На повестке дня стоит экономическая и социальная, социокультурная реинтеграция Крыма с Россией, обеспечение прочных основ национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации в регионе. Сдерживание НАТО в Черноморском бассейне, обеспечение надежного базирования Черноморского флота РФ, потребностей военно-космических войск и противоракетной обороны, а также недопущение агрессии киевского режима, - таковы текущие задачи российской геополитики в Крыму.