Abstract and keywords
Abstract (English):
Summary. General description of higher education is given in the article. The tendencies and the perspectives of the development of cross-border education are enumerated. The author grounds that networking being a form of realization of educational programs opens broad perspectives for the widening of the interaction practice of educational institutions and resources for the acceleration of the quality of pedagogical education.

Keywords:
tendencies in higher education, cross-border education, networking, multicultural education
Text
Publication text (PDF): Read Download

Глобализация создает определенный вызов сложившемуся мироустройству и ведет к интенсификации экономических, политических и культурных связей между народами самых разных стран и континентов. Процесс глобализации привел к существенным изменениям в организации труда, производстве товаров и услуг. В результате формируется единый глобальный рынок труда со схожими требованиями к знаниям и компетенциям работников, что не может не приводить к формированию схожих требований и к уровню образования. Постиндустриальная парадигма, основу которой составляет производство научных знаний и информации, не только меняет основные тенденции общественного сознания, но и несет структурно-функциональные изменения состава общественных отношений. Все это оказывает огромное влияние и на сферу образования. Кардинально меняется само понятие образования. Если раньше образование отождествлялось с организованным процессом обучения в том или ином образовательном учреждении, самообразованием и т.п., то сегодня оно включает все, что имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков. Образование сегодня - это открытая, гибкая, индивидуализированная система, сопровождающая процесс непрерывного учения человека в течение всей его жизни. Особенности современного исторического периода, значение влияния образования на социокультурное развитие страны, на перспективу развития производства, экономики привело ученых к идее «опережающего» образования. А. И. Субетто предположил, что главная цель образовательной политики любого государства состоит в обеспечении опережающего развития качества человека, под которым понимается его соответствие природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству, Биосфере, Земле, Космосу с учетом происходящих изменений. В рамках этой идеи А. М. Новиков сформулировал утверждение, что уровень образования участников производства должен опережать уровень развития самого производства. Опережающее профессиональное образование направлено на развитие у человека потенциальных способностей к активному, деятельностному, гуманистически ориентированному мышлению и поведению, что, в свою очередь, способствует формированию инновационного, преобразующего интеллекта, реализующегося в такой же активной, преобразующей практике [1]. Глубокий системный кризис, в котором оказалась наша цивилизация, дает о себе знать в виде комплекса глобальных проблем современности. В конце XX - начале XXI века возникла историческая ситуация, которую характеризуют как кризис всех прежних механизмов развития человечества. Среда жизнедеятельности человека структурно и качественно стала совершенно иной, изменилась инфраструктура общества и все привычные функциональные отношения между институтами образования и обществом. Иным стал человек как психофизическое и социальное существо [2]. Такие существенные изменения связаны с рядом событий, произошедших за последние десятилетия: энергетическим кризисом, технологической и электронно-телекоммуникационной революциями, интеграцией мировой экономики, острейшей конкуренцией, гигантскими экологическими катастрофами, нестабильностью в политике, экономике, в социальной сфере, в труде, в быту [3]. Возрастание роли человеческого фактора в историческом процессе, воздействие отдельной личности на выбор возможных вариантов дальнейшего развития общества в целом привело к развитию таких понятий, как «человеческие качества», «человеческий потенциал» и «человеческий капитал». Именно человеческие качества определяют выбор траектории общества, а осознание роли человеческого потенциала и человеческого капитала в развитии мира принесет успех тому государству, которое сможет создать систему для раскрытия возможностей и талантов молодого поколения [4]. Одним из основополагающих принципов функционирования образования 21 века называется принцип его непрерывности, который: -- является систематизирующим и всеохватывающим по полноте, индивидуализированным во времени, темпам и направленности образования, предоставляющим каждому право и возможности реализации собственной программы получения образования и пополнения его в течение всей жизни; -- требует преодоления ориентации на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом; -- требует отражение в содержании образования проблем развития общества, производства, науки, культуры; -- предполагает, что образование должно быть устремлено в будущее . Непрерывное образование (continuing education, lifelong learning, permanent education) сегодня превращается в жизненную необходимость, предполагает смену ведущей фигуру (субъекта) образовательного процесса: обучающийся становится основным или даже единственным субъектом процесса образования - он сам отбирает нужную ему информацию, сам определяет, какая информация ему необходима для решения его жизненных задач и жизненных проектов, сам выявляет способ и место ее получения. Общемировой тенденцией сегодня является переход образованием национальных и государственных границ, укрепление кроссграничных связей и отношений, которые образуют общее образовательное пространство. Тенденции и перспективы развития трансграничного образования: • Разработка стандартов качества трансграничного образования. Вопросы качества трансграничного образования связаны с унификацией профессиональных стандартов в мире и конвертируемостью образовательных стандартов. Это необходимо, чтобы расширить профессиональную мобильность специалистов. Получив диплом, признаваемый профессиональным сообществом другой страны, выпускник может получить там работу, социальный статус и пр. Многочисленные дискуссии по этому направлению связаны с проблемой сохранения качества образования в случае его интернационализации, сохранения национальных традиций и культуры, а также развития процедур аккредитации на международном уровне. • Дифференциация областей профессиональной подготовки по странам в рамках формирования трансграничного образовательного пространства. На Западе есть традиционно сильные университеты по каким-то определенным специальностям, точно так же как есть традиционно сильные университеты в России. Именно эти университеты и будут специализироваться на подготовке тех или иных специалистов. • Повышение конкурентоспособности новых поставщиков услуг. На международный рынок высшего образования, часто в партнерстве с традиционными университетами, выйдет большое количество новых поставщиков услуг, включая частные компании. В результате на рынке предложения между традиционными вузами, не ориентированными на привлечение дохода, и трансграничными вузами, имеющими цель получения экономических выгод, усилится напряженность. • Повышение значимости трансграничного образования для работодателей. Трансграничное образование облегчает транснациональным корпорациям проблему выбора персонала, поскольку специалисты, вышедшие из системы трансграничного образования, знакомы с профессиональными стандартами одной страны, при этом проживая и имея культурную основу другой. • Перспективным направлением распространения российского образования эксперты считают Восток (Китай, Вьетнам, Южная Корея и др.), хотя не отрицают и перспективность некоторых инициатив на Западе. Признанная во всем мире фундаментальность российского образования может стать основой конкурентоспособности российских образовательных услуг в трансграничном образовательном пространстве. Развитие международной академической и профессиональной мобильности. Неограниченные потоки международной мобильности студентов и преподавателей, образовательных программ или даже самих институтов образования является еще одним контекстом развития трансграничного образования. Все больше людей выбирают учебу за границей, проходят обучение по зарубежным программам или в филиалах иностранных вузов, расположенных в их стране, или просто используют Интернет для того, чтобы пройти курс или программу подготовки, предлагаемую зарубежным вузом. Подобное развитие - результат сочетания хотя и различных, но не взаимоисключающих факторов: стремления стран к развитию академических и культурных обменов; растущей мобильности квалифицированных специалистов и профессионалов в условиях глобализированной экономики; стремления современных институтов образования к получению дополнительных доходов или повышению своего статуса и укреплению репутации на национальной и международной арене; или даже потребности извлечь выгоду из экономически активного населения с более высоким уровнем образования в странах с развивающейся экономикой или пораженных процессами старения населения [5]. Начиная с 90-х гг. XX в. и до сегодняшнего дня происходит процесс устойчивой интернационализации образования, особенно данный процесс касается сферы и высшего образования. Продолжающаяся гармонизация систем высшего образования через Болонский процесс в европейском измерении, создание единого евразийского образовательного пространства подтверждают растущую значимость интернационализации в международном контексте. Развитие международных рейтингов университетов, широкое освещение их результатов в СМИ также указывают на становление нового глобального образовательного пространства, трансформирующего практики современных институтов образования. Интернационализация образовательных услуг является одной из основных предпосылок становления и развития трансграничного образования. Ориентация сегодняшнего мира на строительство экономики знаний и высоких технологий требует поиска лучших мировых практик обучения специалистов, сдвига от предложения к спросу на новые формы организации передачи и получения знаний, а, следовательно, ведет к увеличению экспорта/импорта образовательных услуг, поток которого наиболее интенсивен в трансграничном образовательном пространстве. С введением закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ в образовательном пространстве нашей страны закрепляются значимые новации, которые создают дополнительные возможности для повышения качества педагогического образования. Среди них: создание базовых кафедр вузов на предприятиях и в организациях, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, целевой прием, образовательное кредитование и др. На наш взгляд, одной из наиболее перспективных и продуктивных норм, вводимых новым законом, является сетевое взаимодействие как форма реализации образовательных программ. Это открывает широкие перспективы для расширения практики сотрудничества образовательных организаций, консолидации их усилий и ресурсов для повышения качества педагогического образования. В современной педагогической науке широко используются понятия «сетевое обучение», «сетевой принцип», «сетевое взаимодействие», «сетевая организация». Анализ научных публикаций показал, что при всем разнообразии подходов к определению сущности «сетевого» образования ученые сходятся во мнении, что оно является актуальным и эффективным механизмом, позволяющим в современном глобальном мире решать самые разные проблемы на основе координации усилий, объединения ресурсов, выстраивания новых практик, «выращивания» общих норм регулирования деятельности. В сетевой организации взаимодействия центральными являются «установка на преодоление автономности и закрытости всех учреждений, взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между структурами в образовательных организациях, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами, когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой» [6, с. 34]. Сетевое взаимодействие меняет организацию образовательного процесса, создает дополнительные возможности для повышения качества подготовки педагогических кадров. Во-первых, в сетевых программах содержание образования приобретает инновационный характер. Именно в рамках сети может происходить непрерывное обновление содержания профессиональной подготовки, расширение вариативности, предоставления студентам образовательного выбора за счет доступа к авторским курсам, к сетевым модулям, сетевым образовательным программам. Востребованность разработанных учеными вуза курсов, модулей, занятий в сети, реализация уникальных авторских программ в рамках сетевого объединения может рассматриваться в качестве важного показателя деятельности университета и как образовательной, и как научной организации. Во-вторых, сетевое взаимодействие создает условия для диверсификации образовательных технологий. В сетевом сотрудничестве на первый план выходят технологии, обеспечивающие возможность общения, дистанционного образования, интерактивные сетевые технологии и включенное обучение (стажировки, академические обмены, совместные практики, студенческие лагеря и научные школы и др.). В-третьих, в сетевом взаимодействии складывается открытая образовательная среда. Развитая сеть горизонтальных связей, реализация совместных проектов создают условия для обогащения всех компонентов образовательной среды вуза, для расширения ее границ и развития субъектов сетевой организации. Образовательная среда педагогического вуза является значимым фактором становления профессиональной компетентности будущих специалистов образования. Первым шагом в этом направлении является консолидация ресурсов вузов-участников сети по развитию информационного компонента образовательной среды через создание единого электронного библиотечного фонда, образовательного портала и др. [7]. Перед обществом стоит проблема приведения всех структурных звеньев образования в соответствие с признаками постиндустриальной культуры, представляющей собой неоднородную, заметно дифференцированную, фрагментированную социокультурную реальность. Такая социокультурная реальность сегодня характеризуется как поликультурная, мультикультурная, межкультурная, для которой свойственны рост культурного многообразия, борьба разных социальных групп за право на признание, национально-культурное и религиозное возрождение. Поликультурность окрашивает собой все аспекты социальной реальности. Главной целью поликультурного образования является предоставление равных возможностей для социального и психологического развития каждого человека, независимо от этнического происхождения, интеллектуальных и физических способностей, лингвистических, культурных и иных отличий. С другой стороны, цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Таким образом, выявленные тенденции развития образования являются основой для проведения дальнейших исследований, связанных с прогнозированием и развитием, описанием и объяснением рисков и возможных барьеров, а также моделированием социальных эффектов, выражающихся в результатах экономического и социального развития общества.
References

1. Burlakova T. V. Individualizaciya professional'noy podgotovki studentov v pedagogicheskom vuze: dis. … dokt. ped. nauk: Yaroslavl', 2009. 468 s.

2. Mitina A. M. Sovremennye tendencii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya vzroslyh za rubezhom// Chelovek i obrazovanie. - 2006. - № 7. - S. 68-70.

3. Novikov A. M. 300 let industrial'noy pedagogike //Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika 2011. - № 1. - S. 157-159.

4. Iz vystupleniya zamestitelya ministra obrazovaniya i nauki RF Kaganova V.Sh. «Rossiyskoe obrazovanie i nauka v global'nom mire» na Vserossiyskom seminare soveschanii prorektorov vuzov RF po mezhdunarodnoy deyatel'nosti 28 noyabrya 2013 goda.

5. Drobotenko Yu. B. «Transgranichnoe obrazovanie: perspektivy i tendencii razvitiya» // Materialy mezhdunarodnogo foruma Nauka i obrazovatel'noe prostranstvo: vektor transgranichnogo razvitiya. - Izd-vo OmGPU, Omsk 2015. - s. 146-150.

6. Shvecov M. Yu., Dugarov A. L. Setevoe vzaimodeystvie obrazovatel'nyh uchrezhdeniy professional'nogo obrazovaniya v regione // Uchenye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N. G. Chernyshevskogo. - 2012. - № 5. - S. 33-38.

7. Voloh O. V., Chekaleva N. V., Makarova N. S. // Izvestiya rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. - 2014. - № 166. - s. 144-145.

Login or Create
* Forgot password?