Text (PDF):
Read
Download
Для дорожной сети России характерна малая плотность дорог, имеющих твердые покрытия, по которым возможен проезд в течение всего года. Под плотностью дороги понимается соотношение протяженности дороги к площади всей территории. Но, с учетом масштабности территории России, значительных различий в степени заселенности, плотность дорог оказывается не столь высокой. В крупных городах на фоне заметного ускорения «автомобилизации» населения состояние дорожного покрытия и обеспеченность дорогами остаются неудовлетворительными [1, c. 25]. По сравнению с началом 90-х гг. отечественный автомобильный парк вырос в 38 раз, часто на семью приходится сразу несколько автомобилей. Протяженность же автомобильных дорог с твердым покрытием выросло всего в пять раз. Одной из основных проблем российской дорожной сети остается ее качество. Всего 41% автомобильных дорог России соответствует транспортно-эксплуатационным показателям по прочности, 37% имеют неудовлетворительную ровность дорожных покрытий. В целом около 63% федеральных автомобильных дорог не соответствуют нормативным требованиям. На автомобильных магистралях имеется множество не обустроенных одноуровневых пересечений, недостаточна обеспеченность барьерными ограждениями, освещением, дорожной разметкой, около 20% мостов находятся в неудовлетворительном состоянии. Порядка 50% федеральных автомобильных дорог не имеют достаточной пропускной способности, в режиме оптимальной загрузки работает не более 30% от общей протяженности федеральной сети, а в режиме свободного движения - не более 24%. Федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность, с превышением нормативной загрузки эксплуатируется почти 29% сети. В России лишь 85% дорожной сети оснащены знаками, из них 40% не отвечают стандартам, а 80% светофоров устарело. В 2013 г.в России четверть ДТП произошло именно в зоне неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Несоответствие дорожного покрытия установленным нормам в этих ДТП составило 41,4%. При оформлении 29,4% ДТП были зафиксированы низкие сцепные качества покрытия. Отсутствия тротуаров, неудовлетворительного состояния обочин, наличие опасно расположенных деревьев и опор на обочинах фиксируется в 17% ДТП с недостатками горизонтальной дорожной разметки [2, с. 14]. Волгоградская область и г. Волгоград являются транспортным узлом федерального значения, через который проходят масштабные потоки из Сибири, Урала, Поволжского, Центрального, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, однако большинство дорог не ремонтировалось уже около полувека. Городские магистрали фактически используются как межрегиональные трассы, а дорожное хозяйство областного центра на протяжении многих лет не получало достаточного финансирования, что привело к критическому износу улично-дорожной сети. В 2014 г г. Волгоград занял 37-е место из 37 в рейтинге качества жизни в российских городах. Как показал опрос, жители города - миллионника меньше всего довольны собственными доходами (только 10% могут позволить себе купить машину или квартиру), благоустройством города (17%), работой жилищно-коммунальных служб (21%), работой системы здравоохранения (23%), работой местных властей (16%). Лишь 8% жителей устраивает качество городских дорог [3]. Неудовлетворительное состояние дорог в Волгоградской области - одна из значимых причин гибели и травматизм людей в дорожно-транспортных происшествиях. За 2015 г.по этой причине зарегистрировано 1135 автоаварий, в которых погибли 152 человека, 1349 были ранены. Рост травматизма и смертности по данной причине составил 5,5% по сравнению с 2014 г.[4]. Г. Волгограду и Волгоградской области на регулярной основе выделяются ассигнования из бюджета на ремонт и строительство новых дорог, однако ситуация с дорогами в регионе на протяжении многих лет остается критической. Ремонтные работы ведутся, однако в относительно нормальном состоянии дорожного полотна сохраняется недолго. Через полгода - год качество дороги возвращается в предремонтное состояние. Анализ неэффективного использования бюджетных средств позволил выявить следующие причины такой ситуации (рис. 1): 1) позднее объявление конкурсных процедур, которые зачастую стартуют одновременно с выходом на трассу асфальтоукладчиков, в итоге подряды размещаются нерационально, а строительство затягивается и ведется в проливные дожди и обильные снегопады, что существенно влияет на качество и, соответственно, срок службы дороги; 2) некачественный отбор подрядных организаций; необходим предварительный отбор подрядчиков и расширенные квалификационные требования в проводимых конкурсах; качество работ при отборе должно превалировать над ценой, необходимо также исключить возможности демпинга; 3) базирование контрактной системы на нереальных условиях; система оплаты работ должна мотивировать подрядчиков работать ритмично, качественно и сдавать объекты в срок, поэтому необходимо формировать реалистичный бюджет и предусматривать реальные сроки выполнения работ; 4) отсутствие комплексной системы технического надзора за дорожными работами; необходимо обеспечить ясную и прозрачную систему конкурсов по техническому надзору строительства, чтобы в конкурсных процедурах принимали участие только профессионально подготовленные специалисты, имеющие хорошую техническую базу в регионе; 5) отсутствие должного контроля за выполнением подрядчиками своих гарантийных обязательств, в результате уже на второй год после ремонта наблюдаются разрушения дорожного полотна, но подрядные организации не несут ответственности за причиненный ущерб бюджету. Не следует также игнорировать коррупционную составляющую. Сегодня свыше 280 км магистралей на территории области включено в трехлетний план дорожного строительства, реконструкции и ремонта. На эти цели запланировано направить рекордную сумму - 18,6 млрд руб. В целом за три года к периоду подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 г.в регионе планируется построить 120 км новых дорог, 11 дорог должны быть полностью модернизированы, а капитально отремонтированы еще 156 км трасс. Руководствуясь требованиями ФИФА, предстоит сделать доступным как для жителей, так и гостей города, прежде всего, главный спортивный объект - центральный стадион [5, c. 81]. В числе основных объектах строительства и реконструкции транспортной инфраструктуры города - шоссе Авиаторов, к ремонту которого уже приступили, а завершить реконструкцию планируется не позднее декабря 2017 г. Ремонтные работы будут проходить на всей протяженности шоссе (10,3 км). Число полос на разных отрезках обновленной магистрали составит от четырех до шести, вдоль трассы обустроят пешеходные и технические тротуары, 30 остановок общественного транспорта и 25 переходов. Помимо этого, будет произведена реконструкция контактной троллейбусной сети и ливневой канализации. На эти цели направлено более 2,6 млрд руб. на условиях софинансирования из областного и федерального бюджета. На реконструкцию улицы Ангарской планируется направить 100 млн руб. также на условиях софинансирования. План работ включает устройство ливневой канализации, установку бордюров, освещения, нанесение разметки и приведение в порядок тротуаров. Проспект им. Ленина - центральная дорога города, соединяющий три района. На ее ремонт (6,3 км) планируется инвестировать около 166 млн рублей. В целом за счет направляемых на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 г. 5,4 млрд рублей будет реконструировано, построено и отремонтировано 30,5 км волгоградских дорог. К строительству рокадной дороги протяженностью 6,3 км приступили в г. Волгограде в апреле 2016 гг. (1,6 млрд руб.), окончание работ запланировано на декабрь 2017 г. В трехлетнем дорожном плане запланирована реконструкция областных магистралей, в частности, прокладка подъездных путей к отдаленным селам (33 объекта протяженностью 108 км). Другой приоритет - ремонт уже существующих областных трасс. За счет регионального дорожного фонда к 2017 г.в порядок приведут 79 км автомагистралей, построят второй пусковой комплекс мостового перехода через реку Волга - развязку, имеющую стратегическое значение. Именно она соединит федеральную трассу «М6» с Заволжьем, обеспечив прямой выход на восточные регионы страны, прежде всего, на Казахстан [6]. Помимо организационных новаций, сфера дорожного строительства в регионе нуждается в инновационных технологиях и материалах (рис. 2, табл. 1). Вопросы развития транспортной инфраструктуры нашли отражение в Инвестиционной стратегии Волгоградской области. В документе, в частности, определено, что целью развития транспортной системы региона является создание условий для дальнейшего комплексного развития транспорта, обеспечивающего потребности населения Волгоградской области, направленного на повышение безопасности пассажирских перевозок, улучшение качества предоставляемых транспортных услуг. Транспортная инфраструктура - приоритетное направление социально-экономического структурирования территории региона, поэтому важной задачей является привлечение в эту сферу финансовых ресурсов из разных источников, включая реализацию инвестиционных проектов на принципах ГЧП (государственно-частного партнерства). Сегодня на территории региона ведется работа по подготовке: проекта «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги в обход г. Волгограда (южная часть), сметная стоимость составляет около 20 млрд руб.; проекта «Проектирование и строительство искусственного дорожного сооружения - мостового перехода через реку Еруслан» (сметная стоимость - 8,2 млрд руб.). Одним из актуальных направлений модернизации сферы дорожного строительства является реализация проекта в регионе по обустройству автомобильных дорог общего пользования, технологически связанных между собой объектов движимого и недвижимого имущества, составляющих комплексную систему безопасности, обеспечивающую видеоконтроль дорожной ситуации, фотовидеофиксацию нарушений правил дорожного движения, контроль перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на территории Волгоградской области (сметная стоимость - 23 млрд руб.). Внедрение такой системы позволит не только снизить аварийность, но и привлечь инвестиций в регион, что увеличит поступления в областной бюджет, снизит издержки эксплуатации, а видеоинформация, поступающая со всех камер города, позволит составить полную картину происходящих событий, что необходимо для анализа ситуации, оперативной реакции и предотвращения различных происшествий [10]. Создание интерактивной карты позволит отображать оперативную информацию о дорожном ремонте и благоустройстве дворов. Она будет находиться в открытом доступе на сайте Администрации г. Волгограда и любой желающий сможет получать сведения о месте и сроках проведения восстановительных работ. Сегодня на карту уже нанесены дороги протяженностью 55 км, причем данные обновляются несколько раз в день. Важно, что в апреле 2016 г. на заседании Правительства РФ рассмотрен проект федерального закона «О распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населённых пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции», в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», согласно которому между регионами будут распределены субсидии в объёме 6,821 млн рублей. Кроме того, было принято Постановление Правительства РФ от 20 апреля 2016 г.№ 329 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства, включая проекты, реализуемые с применением механизмов государственно-частного партнерства, и строительство, реконструкцию и ремонт уникальных искусственных дорожных сооружений по решениям Правительства Российской Федерации». Принятие этих документов является стимулом к активизации дорожного строительства в регионах РФ на качественно иной технической, организационной и финансовой основе. В начале 2016 г.Правительству РФ Губернатором Волгоградской области А. Бочаровым был представлен комплексный план развития дорожного хозяйства региона. В мае 2016 г.Правительством РФ было принято решение направить из федерального бюджета 10 млрд рублей за счет собранных налогов с грузовых машин массой более 12 тонн на ремонт и улучшение дорог в регионах [11; 12]. В первую очередь, деньги получат регионы, в которых состояние дорог находится в критическом состоянии. Волгоградская область вошла в их число и сможет вложить в ремонт и строительство автотрасс 1,247 млрд рублей. Дополнительные финансовые ресурсы будут направлены на решение самых острых дорожных проблем Волгоградской области. Первоочередные объекты, которые будут отремонтированы на эти средства, определит общественность. Администрацией региона предложено провести публичное обсуждение стратегии развития дорожно-транспортной сферы с участием Общественной палаты Волгоградской области и региональных парламентариев.