THE NEED TO MONITOR THE KEY FACTORS CONTRIBUTING TO THE EMERGENCE OF MIGRATION PROCESSES ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND MAIN DIRECTIONS OF THEIR NEUTRALIZATION AS ONE OF THE CONDITIONS FOR PROVISION OF STATE SECURITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
In order to understand the nature of contemporary migration processes, it is necessary to consider the factors that contributed to the emergence of migration, its causes and conditions. How primarily state-regulated migration has become a multimillion poorly, regulated migration flows. The origin of migration is closely linked with the socio-political and economic transformations that have hit the territory of the former Soviet Union and Russia in the late 80’s - early 90-ies of XX century. As well as migration to the territory of the Russian Federation is multinational in nature, and explore it, starting with the state outcome.

Keywords:
software migration, security, crime, illegal immigrants, crime prevention, criminal groups, factors of crime, human trafficking, mercenarism, slavery
Text
Publication text (PDF): Read Download

Прежде чем переходить к перечислению факторов, способствовавших возникновению миграции, необходимо, обратить внимание на один момент. Несмотря на то, что процессы «перестройки» происходили на громадных территориях бывшего Советского Союза, включавшие европейскую часть России с прибалтийским населением, славянским населением Украины и Белоруссии, многонациональным населением Закавказья и Средней Азии - везде события развивались примерно по одному образцу. Практически на территории всех бывших союзных республик почти одновременно начались происходить одинаковые процессы регулируемой криминальной политизации. Весь спектр многочисленных мероприятий можно выделить в следующие направления. В первую очередь - началась активизация идей о праве народов на самоопределение; о суверенизации этнических государств. Политической идеей Советского Союза был интернационализм. Советское государство строилось как многонациональное, как проживание многочисленных народов одной семьей. Во внутренней политике государства всячески обосновывались идеи совместного проживания в условиях единого государства многонациональных народов, где великие народы обязывались заботиться о малых народах. Именно реализация этого принципа и была связана с миграцией, когда из европейской части страны направлялись высококвалифицированные кадры управленцев, инженеров, специалистов на окраины. И вдруг, с началом перестройки в 80-х годах прошлого столетия, была введена в политический и правовой оборот идея о преимуществах титульных наций перед людьми других национальностей. Практически во всех бывших советских республиках начались процессы языкового разделения народов путем принятия законов о государственном языке. В условиях Советского Союза единым государственным языком и основным языком межнационального общения был русский. Органы государственной власти, образование, наука - все решалось с применением одного языка. С началом демократических преобразований на территории бывшего СССР начались те же самые процессы, как некогда, в библейские времена - при строительстве Вавилонской башни. Было принято решение поделить народы по языкам общения. Началось принятие Законов о языке. В 1991 году было проведено социологическое обследование вынужденных мигрантов в России. Среди иных задавался вопрос и о причинах выезда людей из республик постоянного проживания. В качестве основной причины выезда было названо принятие в национальных республиках законов о статусе государственного языка, о гражданстве [1, с. 27]. Тем самым на территории бывших советских республик стала проводиться политика разрушения единого информационного поля, языковой изоляции народов друг от друга. В немалой степени развитию вышеперечисленных процессов способствовало создание этнических общественно-политических объединений. В условиях Советского Союза, где все проявления национализма всячески пресекались, основными общественно-политическими объединениями были первичные организации коммунистической партии и комсомола. В условиях развала Советского Союза появилась возможность формирования «Народных фронтов»; этно-националистических партий и общественных объединений путем объединения представителей «титульных» народов. Естественно, многие из них начали использовать в своей деятельности национальные факторы, говоря о преимуществах своей нации либо своего этноса. Практически на территории всех бывших советских республик возник «национализм мещанский» или бытовой национализм [2, с. 152]. Естественно, что развал Советского Союза и начавшиеся процессы национализации привели к формированию на базе союзных советских республик самостоятельных государств [3, с. 158]. Развал Советского Союза сопровождался разрушением единой прежде экономической системы. Национализация внутригосударственной жизни спровоцировала принудительную и вынужденную миграцию европейского и государственно - образующего населения. Эту составляющую миграции специалисты международной организации по делам миграции назвали «утечка мозгов», т.е. выезд высококвалифицированных специалистов [4, с. 9]. Как отмечают исследователи в бывших советских республиках, тяжелым последствием эмиграции явилась потеря высококвалифицированных кадров практических во всех областях экономики. На территории отдельных республик процессы суверенизации приняли столь активные формы, что привели к развязыванию гражданской войны [5, с. 21]. Вовлечению в незаконные миграционные процессы России способствовало и ее географическое положение. Она находится между Азией и Европой, то есть между развитыми и развивающимися странами. Это делает ее естественным коридором для мигрантов из Азии, в том числе - Пакистана, Ирана, Афганистана. Положение усугубляется большой протяженностью практически неохраняемых границ, отсутствием эффективного контроля за пересечением границ. Например, граница между Россией и Казахстаном протяженностью 7 600 км, практически не охраняется [6, с. 14]. Таким образом, происходившие процессы «перестройки» в 80-х-90-х годах прошлого столетия на территории практически всех бывших Советских республик, способствовали зарождению миграционных процессов, которые буквально обрушились на Россию. Как обустраиваются мигранты на новом месте и какие факторы способствуют вовлечению их в преступность? Характерной чертой мигрантов - представителей этносов из стран среднеазиатского и кавказского регионов является их высокий уровень объединения в этнические диаспоры. Этнические диаспоры представляют собой неформальное объединение лиц одной национальности, формирующие свои органы общественного управления; устанавливающие жесткие нормы взаимоотношения членов объединения внутри диаспоры. Как правило, национальные диаспоры имеют криминальную специализацию получения доходов: участия в наркобизнесе, распространении оружия, мошенничестве и др. [7, с. 32]. Соответственно иностранцы, прибывающие в Российскую Федерацию и попадающие под контроль диаспор, прежде всего втягиваются в незаконную деятельность. В последнее время диаспоры часто создают юридические лица - этнические общественные объединения, которые затем представляют интересы мигрантов в государственных учреждениях. как отмечают исследователи: «в последние годы число ассоциаций содействия мигрантам увеличилось и в их функции входит помощь законным и незаконным мигрантам в поиске жилья, работы, а также предоставления ссуд» [8, с. 26]. А коль часть мигрантов изначально появляются незаконно, то они выпадают из действующего правового поля, регламентирующего регистрацию иностранцев. Естественным следствием такого положения становится невозможность для мигрантов законного устройства на работу. Таким образом, они оформляются на работу без регистрирующих документов. А это способствует их вовлечению в сферу теневого бизнеса, который нередко носит криминальный характер, либо вовлечению в чисто криминальную деятельность. И конечно же, иностранцы совершают большое количество преступлений. При чем в структуре совершенных преступлений более половины составляют тяжкие и особо тяжкие. Иностранцы оказывают активное влияние на незаконное распространение оружия и наркотиков. И то, и другое дает высокие доходы [9, с. 18]. Прежде, чем переходить к рассмотрению результатов деятельности органов внутренних дел (ОВД), надо остановиться на двух моментах. Первый - предназначение обзора - обобщение накопленного опыта деятельности ОВД. Но, видимо, недостаточно обобщить опыт деятельности. Надо одновременно сформулировать проблемы, подлежащие решению. Вот почему мы рассматриваем проблемы борьбы с нелегальной миграцией и преступностью мигрантов. Второй момент - формулирование проблемы - предупреждение и пресечение преступности мигрантов. Но преступность мигрантов - это производное от движения незаконных миграционных потоков. Вот почему, на наш взгляд, проблемы деятельности ОВД по предупреждению и пресечению преступности мигрантов необходимо рассматривать в тесной связи с нелегальными миграционными потоками. Движение незаконных миграционных потоков, можно сравнить с совокупностью преступлений, совершаемых на территориях различных государств организованными преступными сообществами и отдельными индивидами. Незаконный миграционный поток - это длящееся преступление, которое оканчивается с задержанием незаконного мигранта. Поэтому, на наш взгляд, усилия органов внутренних дел необходимо разбить на два направления: а) разрушение незаконных миграционных процессов; б) предупреждение и пресечение преступности мигрантов, в том числе - незаконных [10, с. 12]. Весь комплекс мер, осуществляемых органами внутренних дел МВД России в этом направлении, можно разделить на следующие группы. Организация взаимодействия с ОВД (Полицией) соседних государств. С учетом того, что незаконные миграционные потоки проходят по территориям ряда государств, то для их разрушения либо сдерживания (контроля) требуется взаимодействие ОВД в целях координации их деятельности. Органами внутренних дел проводится комплекс мер по организации противодействию незаконным миграционным процессам. Выражаются они в следующих деяниях: а) проведение совместных координационных совещаний представителей субъектов Российской Федерации с приграничными «соседями» государств СНГ. А также проведение внеочередных заседаний Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - СМВД СНГ), относительно проблемных вопросов борьбы с незаконной миграцией. б) обмен материально фиксированными источниками информации. Координация деятельности между ОВД сопредельных государств требует, прежде всего, обмена материально фиксированной информацией. в) проведение совместных тактико - специальных учений. г) проведение совместных профилактических и розыскных мероприятий. д) развитие всяческих обменов базами данных, о совершенных преступлениях и лицах и совершивших между органами внутренних дел государств-участников СНГ. е) по линии СМВД СНГ предложения о внедрении в СНГ единообразных подходов к законодательному закреплению полномочий органов государственной власти, правоохранительных органов и органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. ж) обсуждение проблемных вопросов, связанных с незаконной миграцией на заседаниях Экспертно-консультативного совета при Совете Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности государств-членов ОДКБ. Органами внутренних дел Российской Федерации накоплен опыт совместной деятельности по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных сообществ, связанных с организацией трафика незаконных мигрантов и их обустройству на территории России. Особое внимание уделяется на выявлении и пресечении деятельности организованных преступных групп, специализирующихся на совершении корыстно- насильственных преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Пресечение вывоза из России людей для использования в медицинских и криминальных целях. Практически во всех бывших союзных республиках сформировались международные каналы по работорговле. Работорговля - общий термин, предполагающий торговлю людьми. Не отрицая в целом такого понятия, хотелось бы все-таки уточнить, что понимается под этим термином. Дело в том, что действия, подпадающие под понятие работорговля, значительно шире нежели просто продажа человека в рабство. Люди, особенно непосредственно с территории России, редко соглашаются на продажу себя в рабство. Как правило, людей похищают либо втягивают в работорговлю обманным путем: обещанием работы за рубежом; туристической поездкой со льготами; обещанием усыновления зарубежными родителями и т.п. ОВД Российской Федерации в последнее время активно включаются в процессы борьбы с работорговлей. Проводятся мероприятия по пресечению вывоза женщина за пределы России для вовлечения в занятия проституцией [11, с. 19]. Следующее направление - пресечение нелегального вывоза из России малолетних детей. В детских домах России скопилось много детей, брошенных родителями. С началом демократизации в России появился новый вид криминального бизнеса - торговля детьми. Проданные дети используются за рубежом по-разному. Одних принимают богатые семьи в США, Канаде, европейских странах. Других, и это бывает чаще, используют в качестве доноров для получения человеческих органов; вовлекают в детский порнобизнес и детскую проституцию [12, с. 11]. Организация взаимодействия и обмен информацией между подразделениями ФМС России и подразделениями, и службами МВД России. Движение незаконных миграционных потоков - это латентная преступность. Участники незаконных миграционных потоков стремятся не попадать в поле зрения полиции. Вот почему крайне важно организовать взаимодействие и обмен информацией между ФМС России и МВД России. Подразделения ФМС России а) информируют подразделения МВД России о состоянии иммиграционной обстановки, прогнозе ее развития; б) предоставляют информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, подозреваемых в подготовке или совершении преступлений; в) осуществляют сбор и направление в оперативные подразделения МВД России информации о возможной противоправной деятельности юридических и физических лиц, привлекающих иностранную рабочую силу; г) информируют оперативные подразделения МВД России о нарушении действующего законодательства физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по трудоустройству российских граждан за границей, а также работодателями, имеющими разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий. Выявление незаконных мигрантов, проживающих на территории регионов требует не только больших временных и организационных затрат, но и комплексного использования сил и средств. Вот почему МВД России совместно с ФМС России регулярно проводятся специальные оперативно - профилактические операции: «Нелегал»; «Граница»; «Иностранец»; «Режим»; «Кочевники» и др. Как правило, в операции одновременно задействуется большое количество сотрудников из различных подразделений ОВД. Это дает возможность одновременно перекрыть большое количество потенциальных маршрутов передвижений иностранцев; подвергнуть проверке предприятия, использующие наемный труд мигрантов. Формирование региональных миграционных банков информации. Работа в миграционных потоках - это прежде всего сбор и анализ информации. Формирование информации о мигрантах начинается с их пересечения границ, заполнения миграционных карт. В заключении хочется отметить, что незаконная миграция существенно ослабляет национальную безопасность страны. Каналы незаконной миграции активно используются иностранными спецслужбами для вербовки мигрантов, переправки агентов и сотрудников иностранных спецслужб; оказания влияния на этнические диаспоры. Международные террористические организации энергично используют каналы переправки нелегальных мигрантов для внедрения своих эмиссаров в Российские города. Для того, чтобы понять сущность процесса незаконной миграции, оценивать ее опасность, прогнозировать возможные тенденции развития, просчитывать негативные последствия для страны или региона въезда, надо знать процесс зарождения миграции, ее истоки.
References

1. Migraciya naseleniya. Vyp. Shestoy. Migracionnaya politika. - M. 2001.

2. Dzhunusov M. S. Nacionalizm. Slovar' - spravochnik. - M. 1998.

3. Dzhunusov M. S. Nacionalizm. Slovar' - spravochnik. - M. 1998.

4. Trudovaya migraciya iz Tadzhikistana. - M. 2002.

5. Kobec P. N. Migracionnye processy i ih vliyanie na izmenenie social'nyh harakteristik regionov Rossii // Sovremennye koncepcii razvitiya nauki: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (15 maya 2014 g., g. Ufa). - Ufa: Aeterna, 2014.

6. Kobec P. N. Vneshnyaya migraciya kak ugroza nacional'noy bezopasnosti. Professional. - M., 2006. № 5.

7. Kobec P. N. Sovershenstvovanie preduprezhdeniya prestupleniy, sovershaemyh nezakonnymi migrantami iz chisla inostrannyh grazhdan im lic bez grazhdanstva v RF, na osnove vzaimodeystviya gosudarstvennyh organov i predstaviteley nacional'nyh diaspor // Obschestvo i pravo. Vserossiyskiy nauchnyy zhurnal. - 2008. - № 4(18).

8. Nelegal'naya tranzitnaya migraciya v Rossi. Informacionno - analiticheskiy byulleten' № 14 - 2002 g. Centra politicheskoy informacii. M. 2002.

9. Kobec P. N. O nezakonnoy vneshney migracii v Rossii nachala XXI stoletiya kak ugroze ekonomicheskogo, kriminogennogo i social'nogo haraktera // Migracionnoe pravo. - 2007. - № 4. - c.20-24.

10. Kobec P. N. Gosudarstvennoe regulirovanie migracionnyh processov v Rossiyskoy Federacii kak faktor preduprezhdeniya prestupnosti nezakonnyh migrantov. Sostoyanie profilaktiki prestupnosti v Rossiyskoy Federacii: Materialy «kruglogo stola». 7 dekabrya 2004 goda. - M.: Izdanie Gosudarstvennoy Dumy, 2005.

11. Kobec P. N. Zakonodatel'nye osnovy protivodeystviya prestupleniyam, svyazannym s torgovley lyud'mi (immigrantov i nezakonnyh migrantov), v zapadnoevropeyskih stranah i SShA // Migracionnoe pravo. - 2008. - № 4. - c.40-45.

12. Kobec P. N. O neobhodimosti implementacii v rossiyskoe zakonodatel'stvo norm zapadnoevropeyskih stran, svyazannyh s torgovley lyud'mi // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yusticiya. - 2012. - № 3. - c.12-15.

Login or Create
* Forgot password?