Abstract and keywords
Abstract (English):
The article notes that the geopolitical status of Belarus is determined by its membership in the most dynamically developing region of Central and Eastern Europe, with significant resource, economic and military potential, that orients the republic to find the optimal form of political identity. It is emphasized that taking into account the geopolitical position of the country’s only effective can only be its multi-vector and balanced geopolitics and geostrategy «equal closeness» to the East and the West, giving the chance to effectively use its transit and industrial potential. It is stated that the vital importance for Belarus is the preservation and strengthening of economic relations with Russia as a key strategic partner for joint integration associations within the framework of the Union State and EAEU.

Keywords:
geopolitical space of Eurasia, geopolitical situation, the geopolitical identity, geopolitical contours, geopolitical orientation, geopolitical resources, transit corridor, geostrategy is approximately equal, multi-vector geoeconomic partnership, national security
Text
Publication text (PDF): Read Download

В 1991 году после распада СССР на геополитическом пространстве Евразии произошли глобальные изменения. В результате возникли новые государства, в их числе - Республика Беларусь. Де-юре подтверждением тому является Конституция Республики Беларусь, где закреплены основы конституционного строя страны. Статья 1 Основного Закона гласит: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство, … обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, … защищает свою независимость и территориальную целостность …»[1,С.31]. С провозглашением независимого суверенного государства у отечественных и зарубежных исследователей усилился интерес к положению нашей страны на геополитической арене. Проблемы мировой геополитики стали волновать и умы белорусских граждан разных возрастов. Как известно, термин «геополитика» был введен в научный оборот в 1916 году шведским политическим деятелем, социологом, политологом и государствоведом, профессором Р. Челленом. Геополитика - это одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств на локальные, континентальные и глобальные международные отношения. В наше время роль геополитики состоит не в том, чтобы усиливать межгосударственное соперничество, а в том, чтобы быть реальным инструментом внешней политики, позволяющим определить стратегию, ее потенциальные возможности. Определяющим обстоятельством для Беларуси, на наш взгляд, является то, что в геополитической призме она относится к наиболее динамически развивающемуся региону Центральной и Восточной Европы и находится в окружении влиятельных на региональном уровне государств со значительным ресурсным, экономическим и военным потенциалом, что ориентирует ее к поиску оптимальной формы геополитической идентичности. По своему географическому положению наша страна находится в центре Европы, занимает срединную часть Евразийского континента и является как бы существующим звеном между Россией и остальной Европой. Территория нашей страны характеризуется внутренней постоянностью и компактностью. «Протяженность территории с севера на юг составляет 560 км, с запада на восток - 650 км. Беларусь граничит с пятью странами, три из которых - Литва, Латвия и Польша - входят в состав Европейского Союза (ЕС). На севере и востоке Беларусь граничит с Российской Федерацией, на юге - с Украиной, на западе - с Польшей, на северо - западе - с Литвой и Латвией. Общая протяженность границ составляет 2969 км»[2,С.1]. Территория республики во многом определяет ее геополитический статус. «По размерам территории (207,6 тыс. км2) Беларусь занимает 13-е место среди более чем 40 стран Европы. На ее долю приходится 2,1% площади Европы. По площади территории Беларусь можно сравнить с Великобританией (244,1 тыс. км2) и Румынией (237,5 тыс. км2). Она имеет большую территорию, чем такие высокоразвитые европейские государства, как Австрия, Нидерланды, Греция, Португалия и др. По площади Беларусь превосходит совокупную территорию Литвы, Латвии и Эстонии в 1,2 раза» [3,С.7-8]. Необходимо отметить, что понятие «территория» в геополитическом измерении включает в себя землю, ее недра, природные богатства и рассматривает всю совокупность факторов производства и как один из основных элементов ее хозяйства. Беларусь владеет довольно ограниченными природными ресурсами. Вместе с тем, как было выше отмечено, у нее наиболее протяженная граница с государствами, владеющими мощным природно-ресурсным потенциалом. Так, из России республика получает необходимое количество нефти, газа, около 60,0% каменного угля, примерно 55,0% черных и цветных металлов, деловую древесину и многое другое. Следовательно, Беларусь расположена недалеко от главных топливно-энергетических баз зарубежных государств. Уже сегодня вода рассматривается как основной геополитический фактор. Отсюда, рассматривая недра белорусской земли, необходимо обратить внимание на одно из перспективных, по нашему мнению, конкурентных преимуществ Беларуси - это наличие больших запасов пресной воды. «Ресурсы поверхностных вод Беларуси оцениваются в 58 км3 в год, по этому показателю она занимает восьмое место среди стран СНГ (1,2% общего стока). Пресные подземные воды распространены на территории Беларуси повсеместно и составляют около 15,9 км3 в год (0,043 км3/сут)»[4, С. 61-68]. Возникает логичный вопрос, как реализует республика свой геополитический ресурс? Здесь достаточно привести показатели эффективности использования воды в некоторых экономически развитых странах. Так «наиболее эффективно используется вода в Японии: объем производства ВВП на 1 м3 потребляемой воды в 2010 г. достиг 53,5 долл. США. За японской экономикой следует США с эффективностью 23,5 долл. США. Аналогичный показатель для России составил 6 долл. США»[5, С.497-523]. Учитывая вышеизложенное, приоритет в реализации своего геополитического преимущества, связанного с большими запасами пресной воды и сравнительно высоким уровнем водообеспеченности, нашей стране следует отдавать развитию водоемких производств. Это сферы - сельского и рыбного хозяйства; энергетики, включая гидроэнергетику; водного транспорта; туризма, отдыха и оздоровления, а также отдельных отраслей обрабатывающей промышленности. «Республика Беларусь - внутриконтинентальная страна, одна из «44 стран мира»[6], которые не имеют прямого выхода к морю. Однако, этот недостаток можно компенсировать развитой внутрирегиональной речной системой и активным использованием близких морских портов соседних государств (Калининград, Гданьск, Вентспилс, Клайпеда), которые находятся на расстоянии 250-350 км от белорусских рубежей»[3, С. 8]. Границы с соседними государствами проходят в основном по равнинным местностям, что способствует созданию удобных транспортных магистралей и развитию интенсивных экономических связей не только с непосредственными соседями, но и с другими, более отдаленными странами Европы и Азии. В геополитическом аспекте Беларусь находится на пересечении транспортных путей с севера на юг и с запада на восток. Поэтому одна из наиболее преимущественных сторон геополитического положения республики - транзитность. Из десяти трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров два непосредственно проходят по ее территории. К западу и северу от нашей страны находятся страны ЕС (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, страны Балтии), к югу от нас - страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова, Румыния, Болгария, Турция), а к востоку - Россия. Таким образом, можно резюмировать: Республика Беларусь является транзитным коридором для энергоносителей, автомобильного, железнодорожного и трубопроводного транспорта, соединяющим между собой Балтийский и Черноморский регионы, Россию со странами Центральной и Западной Европы, а также европейские страны и Центральную Азию. Через Беларусь проложен участок трансконтинентальной железнодорожной магистрали, пересекающей всю Евразию - от Тихого до Атлантического океана. Более чем 20-летний период самостоятельного развития республики наглядно свидетельствует о том, что фактор транзитности играет важную как экономическую, так и геополитическую роль, что очень актуально в современных условиях. Можно с большой долей вероятности предположить, что в ближайшем будущем белорусская транспортная система имеет все шансы стать одним из «локомотивов» белорусской экономики, источником привлечения инвестиций, так называемым «драйвером роста». И надо отметить, что в этом направлении уже многое делается. Наряду с масштабными проектами реконструкции существующих автомобильных, железнодорожных, трубопроводных магистралей, идет процесс формирования транспортно-логистической системы страны. Программой развития логистической системы Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 1249 были определены основные направления ее развития. Одним из главных направлений стало формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в создание крупных транспортно-логистических объектов и инфраструктуры. В итоге «по состоянию на июнь 2015 года в республике созданы и функционируют 37 современных логистических центров (включая 12 транспортно-логистических), общий объем складских помещений составляет более 670,0 тыс. кв. метров, в том числе площадь складов класса «А» и «В» составляет порядка 520,0 тыс. кв. метров»[7,С.74]. Наряду с этим в 2015 году осуществлялась реализация мероприятий, запланированных Государственной программой развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2010 г. № 1852. В соответствии с этой программой проводились работы по совершенствованию нормативных и технических правил, необходимых для развития транзитных железнодорожных перевозок, осуществлялись электрификация участков железной дороги, реконструкция автомобильных дорог, входящих в международные транспортные коридоры. Очевидно, что транзитность оказывает существенное влияние на хозяйственное и культурное развитие республики и сегодня является важным геостратегическим ресурсом Беларуси. Но при всей привлекательности транзитный коридор таит в своей природе и негативные тенденции, которые при определенных условиях могут способствовать обострению проблемы нелегальной миграции из стран третьего мира и государств СНГ. По статистике за 2009-2014 годы средний показатель миграции в Беларусь составил «около 20 тыс. человек ежегодно»[8,C.83-86]. Миграционные процессы в свою очередь создают прецедент негативного воздействия на конфессиональную и этническую стабильность в обществе, что является наглядным примером развития современного европейского общества. Кроме того, большой поток автомобильного транспорта через территорию страны ведет к загрязнению атмосферного воздуха, что требует повышенного внимания к охране окружающей среды и необходимости создания инфраструктуры по оказанию услуг придорожного сервиса. При оценке геополитического положения страны большое значение имеет численность населения. По численности населения Республика Беларусь занимает 17-е место в Европе (на 1 января 2015 г. - 9 480, 9 тыс. чел.)[8,C.36]. В Беларуси проживает в 1,3 раза больше населения, чем в трех странах Балтии вместе взятых, в 2 раза больше, чем в Хорватии или Ирландии. Такую же численность населения, как в Беларуси, среди европейских государств имеют Швеция, Венгрия, Греция, Сербия. Средняя плотность населения в стране составляет «46,1 человека на 1км2»[8,C.36], что соответствует уровню «Черногории (47,9 человек на 1 км2), незначительно уступает Литве (54,1 человек на 1 км2), в 2,4-2,8 раза ниже, чем в странах Центрально-Восточной Европы (Словакия - 111,7, Польша - 122,9, Чешская Республика - 129,2 человек на 1 км2)»[9]. Таким образом по европейским меркам Беларусь можно рассматривать как среднюю по размерам территории и населения страну, сопоставимую со Швецией, Румынией, Венгрией, Грецией, Сербией. В контексте развития исторических цивилизаций наша страна находится на стыке между западноевропейской и славяно-православной цивилизациями. С одной стороны, огромная выгода для страны - находиться на границе цивилизаций. Это способствует формированию поликультурного общества, включающие в себя многообразие национальностей, обычаев, языков и диалектов, художественных и литературных стилей фольклора. Поликультурное общество закладывает основы национальной и языковой толерантности, веротерпимости, уважения к другим народам. С другой стороны, в поликультурном обществе существует опасность конфликтов, вызванных несхожестью культурных типов живущих в нем людей. Беларусь имеет относительно однородный для стабильного развития национальный состав. «Согласно переписи 2009 г. белорусы составляют 83,7%, русские - 8,3%, поляки - 3,1%, украинцы - 1,7%, евреи - 0,1% и др.»[10,С.9]. Социально-этническую ситуацию в республике можно охарактеризовать как в целом благоприятную. Из бывших республик СССР по степени конфессионального разнообразия Беларусь занимает одно из первых мест. Самой распространенной религией в республике является христианство. Христиане Беларуси исповедуют: православие, католицизм, униатство, протестантизм. Среди других религий наиболее распространены иудаизм и ислам. «Согласно последним социследованиям, около половины белорусов считают себя верующими, из них 82% - православные, 12% - католики, 6% - представители иных конфессий»[11]. Почти все конфессии имеют исторически сложившиеся ареалы либо представлены многочисленными этно-конфессиональными меньшинствами, которые дисперсно разбросаны по территории страны. «Всего в Беларуси насчитывается 25 религиозных конфессий, на начало 2015 года общая численность религиозных общин составила 3,4 тыс.»[11]. Однако необходимо отметить, что такое конфессиональное разнообразие практически не имеет негативного воздействия на жизнь белорусского общества. Наоборот развитие и деятельность религиозных общин все более благотворно влияет на отношения Беларуси с внешним миром. Религиозный фактор становится все более значимым для геополитического положения Беларуси. Особое место в формировании белорусского политического пространства принадлежит православной церкви, играющей важнейшую роль в православно-христианском мире. Рассматривая слагаемые потенциала любого государства необходимо учитывать его социально-политическую платформу. Важным показателем здесь является социально-политическая стабильность, ядром которой выступает уровень политического риска. «Уровень политического риска в Республике Беларусь является одним из самых низких по СНГ»[12]. Характер общественного и государственного устройства Беларуси таков, что интересы ее политического класса и, прежде всего, Главы государства, полностью совпадают с интересами подавляющего большинства населения страны. Подтверждением тому, прошедшие 11 октября 2015 года президентские выборы. По результатам, которых «83,5% избирателей отдали свои голоса в поддержку действующего Главы государства»[13]. Именно восприятие действий Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко как соответствующих интересам простых граждан было и остается основой легитимности белорусского лидера. А в целом демократические основы современной Беларуси можно рассматривать, как мощный ресурс для более активного взаимодействия со странами ближнего и дальнего зарубежья. Выступая на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН А. Г. Лукашенко подчеркнул: «За годы суверенного существования наша страна с честью выполнила те цели тысячелетия, которые связаны с ликвидацией голода и нищеты, достижением стопроцентной грамотности населения, равенства мужчин и женщин, социально-политической стабильности, c недопущением дискриминации по национальным, религиозным признакам. У нас нет материнской смертности, детская смертность - самая низкая в мире. Именно это и есть демократия, а не то, что пытаются насадить нам наши западные учителя»[14]. Состояние социально-политического потенциала во многом оказывает влияние на демографические параметры государства. Необходимо отметить, что в современном обществе главным богатством выступает человеческий потенциал, а интеллект нации становится реальным двигателем и определяющим фактором прогресса. В странах с недостаточным количеством природных ресурсов инвестиции в человеческий потенциал являются особенно важными с точки зрения политического и экономического развития этих государств и, как следствие, их общего развития. Анализ демографических процессов в республике свидетельствует о наличии следующих тенденций. Естественная убыль населения в Беларуси на протяжении последних лет заметно снижалась и по данным Белстата на начало 2016 г. составила «621 человек»[15], для сравнения в 2005 г. этот показатель составлял более «50 тыс. человек»[16,C.142], т.е. за 10 лет почти сократился до нуля. Общий коэффициент рождаемости с 2008 г. (11,3%) неуклонно повышался и на начало 2015 г. зафиксировался на отметке «12,5%», а коэффициент смертности имел противоположную тенденцию и по сравнению с 2010 г. уменьшился на 1,8% и на начало 2015 г. составил «12,8%»[16,C.142]. Как видим, приведенные данные внушают оптимизм. Но к сожалению, демографическая ситуация в республике намного более сложная, чем кажется на первый взгляд. Довольно высокое число рождений в последние годы и улучшение статистики соотношения числа умерших и рождённых в Беларуси - явление кратковременное. Оно стало следствием вступления в детородный возраст женщин, которые появились на свет в период увеличения рождаемости в конце 1980-х годов. За ним последует период демографической ямы 1990-х годов, что повлечет сокращение потенциального количества женщин с наиболее продуктивной точки зрения (20-34 лет). В конечном итоге количество рождений будет неуклонно падать в последующие лет десять, одновременно число умерших будет увеличиваться, поскольку численность жителей в преклонном возрасте сейчас больше, чем ранее. За всю историю послевоенной Беларуси доля населения в пенсионном возрасте никогда не была столь высокой. Впервые число лиц пенсионного возраста на 1000 жителей трудоспособного возраста «превысило 400 в 2014 г.»[16,C.23] и по предварительным данным 2015 г. коэффициент пенсионной нагрузки продолжает увеличиваться. Не менее тревожным сигналом является уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте, если «в 2005 г. оно составляло 5,9 млн. человек, то в начале 2015 г. - 5,5 млн. человек»[16,C.23]. Такое положение дел указывает как на неизбежность увеличения пенсионного возраста, так и необходимость проведения реформы системы пенсионного обеспечения в целом. Что может негативно отразиться на общественно-политической ситуации в республике. Важным рейтинговым показателем в международном сообществе по оценке развития отдельной нации является индекс человеческого развития (ИЧР). Индекс человеческого развития (Human Development Index) - это комбинированный показатель, характеризирующий развитие человека в странах и регионах мира, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения по уровню жизни, грамотности, образованности и долголетию. По данным Доклада ООН о человеческом развитии, в 2015 г. «Беларусь по этому показателю занимает 50 позицию наравне с Россией»[17], из 188 стран мира, и по своему рейтингу относится к числу стран с высоким уровнем ИЧР. Для сравнения наши ближайшие соседи Польша, Литва, Латвия входят в группу стран с очень высоким уровнем ИЧР и занимают соответственно 36, 37 и 46 строчку, а Украина находится на 81 месте. Что отчетливо говорит о том, что белорусам в перспективе есть к чему стремиться. Анализируя геополитическое положение страны, следует отметить, что оно в корне изменилось к 90-м гг. Этому вначале поспособствовал распад стран Варшавского договора, а затем и Советского Союза. В итоге Беларусь оказалась расположенной между государств, избравших разные социально-политические модели развития, к ее границам в 2004 году вышли войска блока НАТО. В современных условиях геополитическое положение республики можно оценить как сложное. Это обусловлено тем, что Беларусь имеет малый «вес» в мировой хозяйственной системе и в экономическом отношении принадлежит к категории «малых» стран», не оказывающих существенного влияния на развитие мировых экономических процессов, и поэтому ее геополитическое положение могут определять интересы более крупных стран. Беларусь выступает на международной арене как самостоятельный геополитический субъект, руководствующийся в своем поведении, прежде всего, интересами своего суверенного развития. По этому поводу белорусский Президент заявил: «У нас нет завышенных геополитических амбиций. Но у нас есть свои национальные интересы, есть собственный взгляд на то, что представляет собой современный мир, и каким мы хотели бы его видеть»[18]. В настоящее время у Беларуси появились реальные возможности для того, чтобы всерьез заявить свою позицию не только в регионе, но и на мировом уровне, обеспечив, таким образом, легитимацию ее суверенного геополитического статуса. Исходя из реализуемой Главой государства стратегии на международной арене, есть все основания для выхода Беларуси в ряд ведущих субъектов мировой политики. И в качестве убедительного примера можно привести последние события по миротворческой миссии Республики Беларусь в урегулировании украинского кризиса, когда Минск с февраля прошлого года стал одним из центров мировой политики, усадив «нормандскую четверку» за стол переговоров. Во внешней политике Республика Беларусь ориентируется на приоритет общепризнанных норм международного права, развитие торгово-экономических отношений. Основная нить отношений во внешней политике Беларуси может быть определена следующими словами белорусского лидера: «С учетом нашего геополитического положения единственно эффективной может быть только многовекторная, сбалансированная внешняя политика», и далее: «Мы против дилемы: или мы вместе с Россией против Запада, или вместе с Западом против России?»[18]. Это стратегия «равной приближенности» к Востоку и Западу, дающая шанс эффективно использовать транзитный и индустриальный потенциал государства является сегодня для Беларуси определяющей. Характер ближайшего окружения оказывает положительное влияние на развитие хозяйства Беларуси. Для нас важно укрепление экономических связей с соседями - Украиной, Прибалтикой и Польшей. Перспективным считается и развитие сотрудничества с другими странами Европы, учитывая тот фактор, что страна расположена в ее центральной части. Но для Беларуси жизненно важное значение имеет сохранение и укрепление экономических связей с Россией, как с основным стратегическим партнером по совместным интеграционным объединениям в рамках Союзного государства и ЕАЭС. Мы объективно признаем, что восточное направление нам гораздо ближе и понятнее в силу исторических, культурных, языковых и объективных экономических причин. В этой связи А. Г Лукашенко подчеркнул, что «Россия была и остается нашим стратегическим союзником, а также важнейшим рынком для экспорта продукции и покупки сырья»[18]. Россия - основной экономический и торговый партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства и является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. Следует отметить, что сегодня Беларусь оказалась единственной страной региона, которая сохранила крупное производство. В основе белорусского пути лежит советское наследство - огромное для небольшой республики количество крупных промышленных предприятий. Не случайно, из Беларуси перед распадом СССР вывозилось около 80% всей производившейся промышленной продукции. Ни в одной стране Восточной Европы не было такой доли экспортной промышленности, которая к тому же была и высококонцентрированной. Основные промышленные гиганты расположены в восточной части Беларуси - в Минске, а также в областных центрах и в таких крупных городах, как Новополоцк, Полоцк, Мозырь, Жодино, Жлобин. Отсюда вытекает главное отличие Беларуси от соседей, связанное с невозможностью реализации рыночных реформ в типичном для других стран виде. Если бы в республике в течение одного или двух лет остановились крупные заводы, как в Польше, Болгарии, странах Балтии, Украине, социально-политические последствия были бы совершенно иными. На улицы бы вышло практически все население крупных городов. Поэтому процесс реформирования Беларуси заключается в адаптации к условиям рынка крупных промышленных предприятий, в подготовке для перехода к новому технологическому укладу, в ориентации на развитие точных наук, политехнической системы образования. Такой подход позволяет развивать рыночное хозяйство, эффективно используя не только географическое, но информационное и технологическое пространство при адресной социальной защите населения. В экономическом отношении Республика Беларусь ориентирована на высокоразвитые в научно- техническом отношении современные отрасли машиностроения, химической и электронной промышленности. Однако нехватка сырья и энергоносителей обусловливает потребность в разностороннем или, как говорят, многовекторном геоэкономическом партнерстве. В таких условиях на экономическое развитие страны многократно возрастает влияние фактора экономической безопасности. Сегодня на экономическую безопасность страны, прежде всего, оказывают воздействие внешние угрозы - замедление темпов развития мировой экономики, нестабильность мировой валютно-финансовой системы, усиление геополитических рисков, снижение цен на нефть. Значительно влияние и внутренних угроз: снижение инвестиционной активности, ухудшение финансового состояния реального сектора экономики, высокая ее импортоемкость, значительные выплаты по государственному долгу и др. На протяжении более десяти лет в Беларуси наблюдались высокие темпы экономического роста, однако в период мирового финансового кризиса 2009 г. они заметно снизились. В конце 2014 - в начале 2015 года экономика Беларуси испытала на себе негативное влияние внешних факторов, увеличились риски существенного замедления экономической активности и ухода экономики в рецессию. Во многом такие тенденции в нашей экономике обусловлены замедлением экономического роста и усилением макроэкономической нестабильности, как в России, так и в целом на пространстве ЕАЭС. К примеру, объем внешней торговли товарами стран ЕАЭС с третьими странами за первое полугодие 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. уменьшился на 33,2% (или на 147,4 млрд. долл. США). За такой же период экспорт стран ЕАЭС в третьи страны снизился на 31% (или на 89,5 млрд. долл.), а импорт соответственно уменьшился на 37,3% (или на 57,9 млрд. долл.)[19,С.6]. К насущным проблемам белорусской экономики, на мой взгляд, следует отнести следующие: а) недостаточные объемы ВВП, «согласно данным за 2014 г. они составляют 76,2 млрд. долл. США, что в расчете на душу населения по достигнутому уровню составляет в среднем 8 тыс. долл. на человека»[20,С.16], что крайне недостаточно для обеспечения динамического развития страны на основе самофинансирования (без заимствований) и роста качества жизни населения; б) внутреннее потребление являлось основным источником роста ВВП в последние годы; в) отсутствие значимых механизмов мотивации роста объемов производства, учета экономических интересов предприятий и каждого работника; г) слабое использование кластерной формы организации производства, сервиса и продаж; д) наличие «существенной диспропорции между уровнем роста зарплат и ростом производительности труда на протяжении с 2010 г. и до середины 2014 г.»[21,C.21]; е) завышенный реальный курс национальной валюты, «с ноября 2010 г. по 2014 г. реальный эффективный курс белорусского рубля укрепился почти на 80%»[21, C. 20]. Причина - сдерживание обменного курса в условиях инфляции; ж) низкое качество отечественных товаров и ряд др. Несмотря на сегодняшние экономические трудности можно сказать, что белорусская экономика способна адаптироваться к новой реальности или, как говорят в мировой практике к «новой нормальности» - «Newnormal». Так называют снижение темпов мирового экономического роста в сочетании с высокой волатильностью на всех товарных и денежных рынках, снижением эффективности традиционной государственной политики. Имеются в виду фискальные, монетарные инструменты и стимулы. В условиях влияния внешних шоков, а также на фоне накопившихся дисбалансов нам нужны срочные структурные преобразования в экономике. Вот некоторые из них: рост совокупной факторной производительности, т. е. эффективного сочетания труда и капитала; резкое снижение зависимости от мировой конъюнктуры, т.е. избавление от симптомов «голландской болезни»[22], адаптация к «новой нормальности»; диверсификация экономики в самом широком смысле этого слова: гармоничное развитие частного и государственного секторов с расширенным развитием одного и ростом эффективности другого. По оценкам ООН Беларусь имеет неплохой научно-технический потенциал. Например в общем экспорте Беларуси «доля высоко- и средне-технологичных товаров составляет примерно 46%, однако доля высокотехнологичной продукции в объеме экспорта за последние годы не превышает 4%, что в 9 раз меньше чем в США и 4 раза меньше чем в России»[23]. Наибольшую опасность сегодня в научно-технологичной сфере представляют низкие показатели наукоемкости ВВП. «В 2012-2013 гг. внутренние затраты на исследования и разработки в ВВП не достигли 0,7%, в 2014 составили 0,52%»[24,С.68-69], а по итогам 2015 г. они ожидаются примерно на том же уровне, при пороговом значении не менее 1%. По оценкам некоторых специалистов основными факторами, тормозящими развитие научно- технологичной сферы в Беларуси, являются: дисбалансы в рыночном спросе на отечественную инновационную продукцию; преимущественная принадлежность интеллектуальной собственности государству; недостаточно развитая система государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов; неразвитость системы финансирования в научно-инновационной деятельности. Для улучшения ситуации в научно-технологичной сфере, на мой взгляд, необходимо шире использовать внебюджетные источники финансирования, ввести стимулирующие механизмы мотивации научной и инновационной деятельности, сформировать сеть научно-технологических кластеров и приступить к созданию инжиниринговых компаний, а также всячески содействовать развитию малых форм инновационного предпринимательства. Надо признать, что недостаточно высокий уровень экономического развития Беларуси определяет также скромное присутствие нашей страны в мировом информационном пространстве. Возможности конкуренции и равноправного партнерства в международном сотрудничестве в сфере информации для Беларуси зависят от уровня ее научно-технического потенциала и имеющихся передовых информационных технологий. По основным показателям, учитываемым при расчете Индекса технологического развития, Беларусь не уступает странам-лидерам, но существенно отстает от них в таких сферах, как коммерциализация технологических достижений, развитие телекоммуникационной сферы и Интернета. В последнее время руководством республики предпринимаются определенные шаги по разработке новых научных достижений в информационной сфере и развитию передовых информационных технологий. Принята комплексная научная программа «Электронная Беларусь», в системе государственных органов внедрена и успешно функционирует современная электронная база «Документооборот», в стране создается Национальная космическая программа дистанционного зондирования Земли. В январе 2016 г. с китайского космодрома «Сичан» произведен успешный запуск собственного телекоммуникационного спутника «Белинтерсат - 1». Это наглядно демонстрирует стремление Беларуси участвовать в реализации международных программ на правах активного партнера, а не пассивного потребителя «чужого продукта». В современных условиях военный и политический факторы очень тесно взаимосвязаны с общим уровнем геополитического потенциала страны. Это объясняется тем, что чем больше страна включена в общемировые процессы, чем активнее она оперирует на международной арене, тем более сильные рычаги воздействия на другие государства она имеет и тем больше средств получает для своего экономического развития, а, следовательно, имеет больше возможностей финансировать военную компоненту своей безопасности. Республика Беларусь выступает за сохранение добрососедских отношений со всеми странами. Наша страна добровольно отказалась от статуса ядерной державы и с конца 1996 г. является безъядерной зоной и участвует во всех договоренностях в сфере нераспространения ядерного оружия, Конвенции о запрещении химического оружия, Конвенция о запрещении биологического и токсического оружия, Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний. За период независимой Беларуси была проделана огромная работа по оптимизации численности и организационно-штатной структуры Вооруженных Сил. В результате «группировка войск бывшего Белорусского военного округа, насчитывающая в 1991 г. 280 тыс. человек, была сокращена в несколько раз и численность Вооруженных Сил Республики Беларусь составляет сейчас около 75 тыс. человек»[25]. В то же время сохраняющаяся в мировом геополитическом пространстве напряженная военно-политическая обстановка предопределяет необходимость поддержания Вооруженных Сил в постоянной боевой готовности. Беларусь участвует в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), присоединилась к Программе НАТО «Партнерство ради мира», является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и ряда других подобных международных организаций. В рамках Союзного государства совместно с Российской Федерацией сформирована и успешно функционирует Региональная группировка войск (РГВ), создан Центральный оперативный командный пункт по управлению силами и средствами ПВО двух государств, подразделения войск ВВС и ПВО ежедневно заступают на совместное боевое дежурство. Следует отметить, что Россия, как основной интеграционный партнер Беларуси и один из мировых лидеров по военно-стратегическому потенциалу, является основным гарантом ее безопасности. Анализ современной обстановки вынуждает скорректировать подходы к комплексному обеспечению национальной безопасности, в том числе в военной сфере. Вопросы национальной безопасности постоянно находятся в поле зрения руководства страны. Так 22 января 2016 г. на заседании Совета безопасности рассматривался вопрос о проекте новой Военной доктрины Республики Беларусь. В этой связи А. Г. Лукашенко сказал: «Мы с полным основанием можем публично подтвердить нашу миролюбивую политику и отсутствие враждебности к другим государствам … ». И далее: « … нам ничего чужого не надо, но метра своего не отдадим. Это не нами придумано»[26]. Он напомнил, что с момента утверждения действующей доктрины прошло полтора десятка лет, и за этот период обстановка в мире и вокруг Беларуси кардинально изменилась. В ближайшее время проект закона, предусматривающий утверждение Военной доктрины, будет внесен Президентом на рассмотрение в парламент. Беларусь - одна из стран-учредительниц ООН и ее член с 1945 г., поэтому она, активно сотрудничает с ее организациями (ПРООН, ЕЭК, ЮНЕСКО и др.), постоянно подтверждая свою приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека. Наша страна продолжает занимать активную позицию конструктивного сотрудничества с такими международными экономическими финансовыми организациями, как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и многими другими. Основные геополитические ориентиры Республики Беларусь включают тесное экономическое сотрудничество и внешнеполитическое партнерство с Россией и другими странами СНГ, взаимовыгодные связи с ЕС, поиск новых экономических партнеров, дальнейшее развитие экономического и иного сотрудничества с Китаем, странами Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америкой, Индией, Африкой. Но, на мой взгляд, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе приоритетной интеграционной площадкой для Беларуси будет все-таки являться тесное сотрудничество с партнерами в рамках ЕЭС, и прежде всего те преимущества и гарантии, которые не до конца реализованы в фундаменте Союзного государства Беларуси и России. Возможно, этот ресурс и станет главной движущей силой в объединительном процессе «интеграция интеграций». Таким образом, объективную роль политико- пространственного фактора в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь отражают геополитические контуры страны, которые складываются из совокупности качественных и количественных характеристик таких основных его компонентов, как географический, социально-политический, геоэкономический, геоинформационный, демографический, научно-технический, интеллектуальный и военно-политический потенциалы. Геополитические контуры позволяет оценить место и роль страны в системе международных отношений, выявить уровень защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Степень развития отдельных элементов геополитического положения по отношению друг к другу является непостоянной, и они могут, как взаимно дополнять, так и взаимно заменять друг друга, что является результатом постоянного воздействия на них политико-пространственного фактора. Вызовы XXI века, процессы глобализации и трансформации, современные геоэкономические тенденции меняют геополитическое положение стран и корректируют их геостратегию. Для Беларуси, как европейского государства, вхождение в цивилизованное евразийское пространство будет означать интеграцию в мировое сообщество. Произведенный анализ компонентов геополитического потенциала Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что уровень их развития является достаточным для проведения качественной перестройки во всех сферах жизнедеятельности общества с целью более интенсивного участия в процессах глобализации и ускорения процесса перехода к постиндустриальной экономике.
References

1. Vasilevich G. A. Konstituciya Respubliki Belarus' (nauchno-prakticheskiy kommentariy). - Minsk: Izdatel'stvo «Pravo i ekonomika», 2000. - 484 s.

2. Belarus': Gosudarstvo, upravlenie, chelovek: Nacional'nyy otchet o chelovecheskom razvitii 1998. - Minsk: «Belarus. nauka», 1998. - 156s.

3. Belarus': Gosudarstvo dlya cheloveka: Nacional'nyy otchet o chelovecheskom razvitii 1997. - Minsk: «Belarus. nauka», 1997. - 153s.

4. Shushkevich A. M. Vodnye resursy - konkurentnoe preimuschestvo Respubliki Belarus' //Ekonomicheskiy byulleten' NIEI Ministerstva ekonomiki Respubliki Belarus'. - Minsk, 2015. - № 5. - S. 61 - 68.

5. Lihacheva A. B. Problema presnoy vody kak strukturnyy faktor mirovoy ekonomiki //Ekonomicheskiy zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. - 2013. - №3. - S. 497 - 523.

6. Gosudarstva bez vyhoda k moryu [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http:// (Data obrascheniya 11.02.2016).

7. Transport i logistika Respubliki Belarus': Spravochnik. - Minsk: Centr «BAME - ekspeditor»,2015.- 237s.

8. Statisticheskiy ezhegodnik Respubliki Belarus' 2015 / Nacional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus'. - Minsk, 2015. - 504s.

9. Vsemirnaya geografiya. Evropa. Plotnost' naseleniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from (Data obrascheniya 08.02.2016).

10. Statisticheskiy sbornik. Perepis' naseleniya 2009. Nacional'nyy sostav Respubliki Belarus' / Nacional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus'. - Minsk, 2011. - Tom 3. - 484s.

11. Religiya i konfessii v Respublike Belarus' [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: URL: (Data obrascheniya 11.02.2016).

12. Strategiya Vsemirnogo banka dlya Belarusi [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: URL: (Data obrascheniya 13.02.2016).

13. Vybory Prezidenta Respubliki Belarus' [Elektronnyy resurs].- Rezhim dostupa: URL: http://belarus.by (Data obrascheniya 12.02.2016).

14. Vystuplenie Prezidenta Belarusi Aleksandra Lukashenko na plenarnom zasedanii Sammita OON po ustoychivomu razvitiyu. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://belta.by/president (Data obrascheniya 12.02.2016).

15. Andreev E. Nevidannye demograficheskie problemy za pelenoy raduzhnoy statistiki. Nedelya № 4[Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://bel.biz

16. Demograficheskiy ezhegodnik Respubliki Belarus'. 2015. // Nacional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus'. - 2015. - «Belarus. nauka». Minsk. - 397s.

17. Indeks razvitiya chelovecheskogo potenciala [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://gtmarket.ru (Data obrascheniya 14.02.2016).

18. Iz vystupleniya A. G. Lukashenko v Evraziyskom nacional'nom universitete im. L. N. Gumileva, Kazahstan, Astana, 25 maya 2011 goda [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: URL: (Data obrascheniya 13.02.2016).

19. Myasnikovich M. V. Aktual'nye voprosy mezhdunarodnogo ekonomicheskogo sotrudnichestva Respubliki Belarus'// Ekonomicheskiy byulleten'. NIEI Ministerstva ekonomiki RB. - Minsk, 2015. - № 12. - S. 6 - 16.

20. Gusakov V. G. Riski i ugrozy dlya stabil'nogo i dinamichnogo razvitiya ekonomiki Respubliki Belarus'// Ekonomicheskiy byulleten'. NIEI Ministerstva ekonomiki RB. - Minsk, 2015. - № 12. - S. 16 - 20.

21. Zaborovskiy A. M. Strukturnye preobrazovaniya ekonomiki Respubliki Belarus' v usloviyah neopredelennosti. // Ekonomicheskiy byulleten'. NIEI Ministerstva ekonomiki RB. - Minsk, 2015. - №12. - S. 20 - 27.

22. «Gollandskaya bolezn'» - sostoyanie ekonomiki, pri kotorom uvelichenie ob'emov dobychi i eksporta syr'ya privodyat k ukrepleniyu kursa nacional'noy valyuty i spadu promyshlennogo proizvodstva.

23. Krugman, Paul. The narrow moving band, the Dutch disease, and competitive consequences of mrs. Thatchers / Paul. Krugman (Electronic resource). - 1987. - Mode of access: http://www.eco.uc3m.es/ ~ desmet/trade/ KrugmanJDE1987.pdf/. - (Date of access 12.02.2016).

24. Nehorosheva L. N. Innovacionnye processy v usloviyah formirovaniya «novoy ekonomiki»: problemy i perspektivy [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: URL: http:// docviewer.yandex.ru. (Data obrascheniya 14.02.2016).

25. Kostromicheva E. V., Loyko A. A. Ekonomicheskaya bezopasnost' Respubliki Belarus': ugrozy i napravleniya ih minimizacii.// Ekonomicheskiy byulleten'. NIEI Ministerstva ekonomiki RB. - Minsk, 2015. - № 7. - S.61 - 69.

26. Vooruzhennye sily Belorussii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://newsruss.ru. (Data obrascheniya 15.02.2016).

27. Lukashenko odobril novuyu Voennuyu doktrinu Belarusi [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.belta.by/ president/view/lukashenko-odobril-novuju-voennuju-doktrinu-belarusi-178606-2016/ (Data obrascheniya 15.02.2016).

Login or Create
* Forgot password?