В 2015 году отмечается 70-я годовщина Ялтинской конференции «Большой Тройки», которая сыграла огромную непреходящую историческую роль во всей послевоенной истории. Она как одна из крупнейших международных конференций военного времени стала важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в борьбе против нацизма. Многие идеи, прозвучавшие во время конференции, были воплощены в жизнь и просуществовали не одно десятилетие. На конференции были выработаны основные принципы и механизмы, позволившие государствам и народам жить в мире и преодолевать весьма существенные различия во взглядах и противоречия в интересах по многим вопросам. Именно на этой конференции было определено будущее послевоенное устройство Европы и мира. Здесь была сформирована идеология Организации Объединенных Наций как организации, способной предотвратить попытки изменить установленные границы сфер влияния. В итоговом заявлении участников Ялтинской конференции было подчеркнуто, что общей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантии в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушать мир во всем мире[25]. В своем курсе на реализацию идей Ялты и глобальное сотрудничество с Москвой был наиболее последователен Ф. Рузвельт. Он в марте 1945 года на совместном заседании Палаты представителей, обращая свой взор в будущее, заявил: «Мир, который мы строим, не может быть американским или британским миром, русским, французским или китайским. Он не может быть миром больших или малых стран. Он должен быть миром, базирующимся на совместном усилии всех стран». И далее: «Здесь у американцев не может быть среднего решения, мы должны взять на себя ответственность за международное сотрудничество. Или мы будем нести ответственность за новый мировой конфликт». Однако это обращение Ф. Рузвельта не было услышано Конгрессом, который буквально через несколько дней принял решение не выделять кредиты Советскому Союзу для восстановления его промышленности. Несмотря на серьезные колебания и сомнения, Ф. Рузвельт все же до конца остался верен необходимости союза победителей для обеспечения глобального мира[13]. Идеи Ялты нашли свое воплощение в Уставе ООН, принятом 26 июня 1946 года на конференции в Сан-Франциско и легли в правовую основу сегодняшнего миропорядка, отвечавшего интересам всех государств мира. Важнейшими геополитическими итогами Ялтинской конференции стали: - ликвидация нестабильной европоцентричной модели мироустройства; - создание основы устойчивого многополярного мира; - возникновение в геополитической структуре мира двух устойчивых, взаимно уравновешивающих мировых полюса; - формирование геополитических систем на культурно-цивилизационной основе, определивших характер глобальной геополитической конкуренции на основе технологий т.н. «мягкой силы»; - доминирование на западном геополитическом ареале талассократии во главе с США, на восточном - теллурократии во главе СССР [6]; - появление новых геополитических и геоэкономических противоречий современности, которые определяли социально-политическую устойчивость США за счет нестабильности в других регионах планеты, в том числе и на евразийском пространстве. Однако Запад уже в 1945 году приступил к ревизии решений Ялтинской конференции. По личному распоряжению У. Черчилля в Великобритании была разработана операция «Немыслимое» (Operation Unthinkable). По плану этой операции 1 июля 1945 года британские и американские войска совместно с немецкими дивизиями СС и вермахта должны были внезапно, без объявления войны всей своей мощью обрушиться на советские войска, ничего подобного не ожидающих от своих «союзников». Их в дальнейшем должны были поддержать армии Польши и Венгрии. Используя свой огромный перевес в стратегической авиации, «союзники» планировали быстро выйти на рубеж Архангельск-Сталинград. При этом должны были погибнуть миллионы мирных советских людей, и уничтожены такие крупные советские города, как Москва, Ленинград, Владивосток, Мурманск. К 1 января 1946 года «союзники» должны были «очистить Европу» и продиктовать Советскому Союзу свои условия капитуляции[14]. Одновременно в США начали планировать атомные бомбардировки советских городов. Возросшая активность американцев у границ СССР стала отмечаться не только в Восточной Европе. Так, в Советской Союзе стали отмечать американские военно-подготовительные мероприятия на Аляске, воздушную и морскую разведку Чукотского полуострова и морской акватории, Северного морского пути. Участились случаи нарушения американскими судами государственной границы СССР. Начали курсировать у берегов Чукотки американские боевые корабли. Зачастили в небе над Анадырем и бухтой Провидения самолеты-разведчики с Аляски. Москва была вынуждена предпринять специальные меры по созданию на полуострове Чукотка противодесантных, оборонительных форпостов, по прикрытию основных морских баз на побережье Анадырского залива и бухты Провидения. Слишком были очевидными геополитические последствия для Советского Союза: потерять Чукотку - не удержать Камчатку, да и весь Дальний Восток. Тем более, что возле берегов Аляски и Чукотки начались непрерывные военные маневры американцев. В 1,5 - 2 раза по сравнению с довоенным временем выросло число шпионов и диверсантов, разоблаченных на советско-американской границе. Потому советским командованием спешно разрабатывалась специальная операция по защите своих восточных границ. Была развернута целая 14-ю ударная армия специального назначения. Штаб армии получил подробные оперативные топографические карты Аляски, Канады и Тихоокеанского побережья США[15]. Таким образом, военная коалиция СССР, США и Великобритании, к сожалению, стала распадаться, но ялтинские решения обеспечили фундамент послевоенного мироустройства на десятилетия вперед и продолжают оказывать свое влияние по сей день. Один из основных принципов Ялтинской конференции 1945 года - сохранить диалог во имя общего благополучия при любых разногласиях актуален и для парирования современных вызовов. Об этом говорил С. Нарышкин, Председатель Государственной Думы в феврале 2015 года на международной научной конференции «Ялта-45: прошлое, настоящее, будущее». Он выразил надежду, что мировое сообщество осознает необходимость переговорного процесса уже в ближайшее время. По его мнению, лидеры государств, которые являются основными международными акторами, вновь должны встретиться и договориться о «правилах игры» на основе фундамента ООН. В связи с этим С. Нарышкин выделил следующие уроки Ялтинской конференции, наиболее актуальные для современного мира: - недопустимость ревизии итогов Второй мировой войны; - необходимость сохранения и усиления системообразующей роли Организации Объединенных Наций и ее Совета Безопасности; - опасность блокового подхода к проблемам международной безопасности, включая создание американской системы противоракетной обороны в Европе, расширение НАТО, в целом ряде военных интервенции США в обход Совета Безопасности ООН; - обеспечение высокого уровня стратегического мышления у руководителей ведущих держав мира; - необходимость существенного обновления системы глобальной безопасности, в том числе на европейском пространстве; - значение открытого и честного диалога по обсуждению действительно актуальных проблем и реальных, а не мнимых угроз европейской безопасности; - отказ от провокаций и односторонних действий, совершаемых для воссоздания образа врага по указке Соединенных Штатов Америки; - взаимное доверие, как бы трудно оно ни давалось, и взаимная готовность следовать договоренностям, нормам международного права и безопасности; - умение мировых лидеров находить согласие по ключевым вопросам и компромисс - по остальным, несмотря на разность политических взглядов и конкуренцию национальных интересов; - желание народов объединяться в антивоенную коалицию, чтобы остановить агрессора и гарантировать долговременный мир; - оценка двусмысленных формулировок и противозаконных санкций в качестве балласта, мешающего движению вперед[17]. Все эти вышеперечисленные системные характеристики Ялты являются актуальной, как сегодня принято говорить, «дорожной картой» для современной мировой политики[22]. Не случайно, игнорирование и ревизия уроков Ялтинской конференции лидерами западных стран, по мнению С. Нарышкина, подготовили почву для майдана в Украине, поощрили те самые радикальной силы, которые в настоящее время разрушают одну из крупнейших стран европейского континента[17]. Действительно, в настоящее время Ялтинско- Потсдамская система мира является объектом ревизии и активных идеологических столкновений. В современном дискурсе встречается мнение о том, что Ялтинско-Потсдамский миропорядок полностью прекратил свое существование и субъектами мировой политики становятся региональные или глобальные экономические и культурно-цивилизационные сообщества, которые призваны реформировать не только Совет Безопасности, но и ООН в целом, в результате чего предлагается сформировать новый мировой порядок[1]. Как показывают современные геополитические процессы, такие заявления о Ялтинско-Потсдамских соглашениях как отживших свой век и предложения о принятии новых правил преследуют далеко идущие цели создания единого мирового правительства, введения единой мировой валюты, единых мировых законов[11]. Крах СССР разрушил биполярный мир, запустил процесс политической глобализации и создания однополярного мира - Нового мирового порядка с безраздельным господством талассократии во главе с США[10]. Но полностью отказаться от Ялтинско-Постдамской системы Запад пока в состоянии. Функционирует ООН, сохраняется, в целом, неизменность границ в Европе (за исключением Балкан) и на Дальнем Востоке, включая границы между СССР и Японией, КНДР и Республикой Корея, обеспечивается территориальная целостность КНР. Формирование в современных условиях нового формата мироустройства обязывает рассматривать в качестве субъектов глобальной геополитики не только одну сверхдержаву с сателлитами, но и другие государства, и наднациональные интеграционные союзы. Глобализация как всемирная унификация под диктовку одного полюса силы не состоялась, а отдельные национальные государства со многими вызовами не справляются, в связи с чем неизбежно появляется потребность переформатировать «однополярную глобализацию» в «многополярную» [21]. Именно в этом направлении двигается сейчас Евразийский союз, Китай, западный (например, Евросоюз) и исламский мир. Безусловно, в каждом «геополитическом материке», в каждом мире-экономике, по И. Валлерстайну, будут непохожие друг на друга оригинальные модели экономического и культурного развития. Здесь понадобится ялтинский опыт «Большой Тройки»: признавать право друг друга на существование, определить правила взаимодействия и механизмы их соблюдения[22]. Современная талассократия, опираясь на концепцию однополярного мира, стремится законсервировать постсоветское пространство в дезинтеграционном и конфронтационном состоянии. Геополитическая война США против многополярного мира на постсоветском пространстве - это война как против России, так и против самой Украины. На Украине полным ходом идет милитаризация общества и государства. Вырастают десятки блокпостов вокруг мирных городов, далеких от зоны боевых действий. В городах идут многочисленные «зачистки» и аресты. Быстрыми темпами растет численность Вооруженных сил. Активно поставляются военная техника, иностранные системы оружия, военный персонал НАТО[9]. «Оранжевая революция» на Украине сегодня становится «коричневой». Европа впервые после падения Третьего рейха столкнулась со столь масштабной попыткой реанимации фашизма. В «цветных революциях», как правило, главная ставка делается на soft power (мягкую силу) как неформальное средство латентного управления геополитическими объектами. В «коричневых» переворотах, как показывают украинские события, делается упор уже на сочетание soft power и hard power (жесткой силы). Hard power предполагает «гуманитарную» военную интервенцию, использование экономического, политического, военного, энергетического, сырьевого, продовольственного и иных форм насилия и шантажа. Взрывоопасное сочетание soft power и hard power назвается smart power (умная сила), которая использует в качестве тарана, как показывают украинские события, «восставшую толпу» из обывателей, националистически настроенной молодежи, безработных, маргинализированных, люмпенизированных, преступных элементов. Эта толпа прокладывает путь к захвату власти боевикам и олигархическим группировкам. Возрождение неонацизма на Украине с помощью США и ЕС обнажает неоколониальный статус Украины в современной глобальной геополитической системе и опасный в условиях обострения глобального кризиса восходящий тренд к фашизации Европы[7]. Всякая поддержка европейскими странами американских марионеток в Киеве есть оправдание антиукраинской бандеровщины, фашизма в геополитической войне США против не только РФ, но и всего мирового сообщества[8]. Не случайно, Председатель Европейской комиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер 8 марта 2015 года заявил о необходимости создания общеевропейской армии для сдерживания России. После создания общих вооружённых сил и Энергетического союза ЕС европейские страны лишатся всякого суверенитета. Геополитическим субъектом в Европе фактически останется одна Германия. Де факто идет речь о некой попытке реванша, восстановлении Германией потерянного суверенитета после Второй мировой войны, «мягком» захвате ею всей Европы и, прежде всего, старых союзников по мировым войнам[12]. В книге «ЕС: Правда о Четвертом Рейхе - Как Гитлер выиграл вторую мировую войну», написанной Дэниэлом Дж. Беддоузом в соавторстве с Фальвио Чиполлини, утверждается, что единственной страной, получающей от ЕС выгоду, является Германия - как и планировал Гитлер. Авторы считают, что мы живем в Четвертом Рейхе. Сознательно или нет, все, кто оказывают помощь и защищают Европейский Союз, поддерживают нацистское наследие, отмечают они[4]. Кстати, еще в 1943 году внутри СС полностью оформилась идея о конфедерации с формированием общеевропейских органов управления, созданием единой полиции и армии, введением единой общеевропейской валюты. Так что Европарламент, ПАСЕ, НАТО, евро появились не на пустом месте. Уроки Ялты свидетельствуют, что Запад вступает в переговоры только с сильными партнерами. С государствами с низким геополитическим статусом он, как и в XX веке, проводит прежнюю блоковую политику. Но сегодня, в отличие от СССР, экономические возможности РФ ограничены. В экономике доминируют прозападные бизнесмены, олигархи и связанные с ними «либеральное» управленцы. Возникла технологическая зависимость страны от геополитических соперников, и, прежде всего, в области высоких технологий, военно-технического оборудования. Новых образцов современного оружия мало, нет серийного их выпуска. Нет прежних союзников, того духовного стержня, какой был во времена Варшавского договора. Поэтому сегодня наши Вооруженные силы не смогут вести успешно полномасштабные длительные боевые действия с силами НАТО, блоком, который продолжает окружать страну новыми военными базами, постоянно наращивая военный контингент у наших границ[2]. Сегодня у самых границ России началась военная операция НАТО «Атлантическая решимость», которая весьма похожа на план «Барбаросса». В регион Балтийского моря прибывают дополнительные американские военные силы. Операция является самой значительной из проводившихся на территории стран Балтии и Восточной Европы. Польша, Украина и страны Балтии снова приобрели ту же самую роль интригах НАТО против России, как и в плане операции «Барбаросса» [16]. «Вероятно, уже слишком поздно, чтобы остановить эту войну. Война неизбежна, потому что доктрина Вашингтона в мировой гегемонии не допускает существование других сильных стран с независимой внешней политикой. Если «карточный домик американской экономики» не разрушится сам, то единственным способом, благодаря которому Россия и Китай смогут избежать войны, является принять господство Вашингтона», - уверяет Пол Крейг Робертс, известный американский политический и экономический обозреватель, бывший старший научный сотрудник Гуверовского института в Стэнфордском университете[18]. О неизбежности войны говорит и Д. Фридман, основатель и глава ведущей в США разведывательно-аналитической компании «Стратфор» (Stratfor), «теневого ЦРУ». Он в своей недавней речи в Чикагском совете по глобальным делам отметил, что Европа со своей европейской исключительностью вернётся к естественной ситуации - к войнам. Д. Фридман подчеркнул: «Главные интересы США на протяжении всего прошлого столетия, во время Первой, Второй и Холодной мировых войн концентрировались на отношениях между Россией и Германией. Ведь объединившись, они становятся единственной силой, представляющей для США жизненно важную угрозу. И наша главная задача - не допустить их союза». Далее он заявил: «Суть происходящего в том, что США строят санитарный кордон вокруг России. И Россия знает об этом. В любом случае мы вернулись к стартовой игре….. Так мы готовим «Intermarium» (Междуморье), территорию между Балтийским и Черным морями». Д. Фридман, ничуть не смущаясь, заключает: «Это аморально, цинично, но это работает». Таким образом, по его мнению, главное в геополитике США - держать Германию, значит и Евросоюз во вражде с Россией[23]. Дж. Фридман формулирует стратегическую задачу установления административного контроля над Россией путем её раздробления - федерализации. Он отмечает: «К западу от России Польша, Венгрия и Румыния попробуют вернуть регионы, потерянные когда-то в борьбе с русскими. Они попытаются присоединить Украину и Белоруссию. На юге РФ утратит способность контролировать Северный Кавказ, в Средней Азии начнется дестабилизация. На северо-западе Карелия попытается вернуться в состав Финляндии. На Дальнем Востоке начнут вести независимую политику приморские регионы, больше связанные с Японией, Китаем и США, чем с Москвой. Прочие регионы не обязательно будут искать автономии, но могут получить ее помимо своей воли. Основная идея: восстания против Москвы не будет, наоборот, слабеющая Москва оставит после себя вакуум. В этом вакууме будут существовать отдельные фрагменты бывшей Российской Федерации»[23]. Отсюда задача России в этой Большой Игре, геополитическом противоборстве при слабых стартовых условиях состоит в сохранении евразийского геополитического пространства, способного в дальнейшем приобрести черты единого государственного образования и стать центром силы на мировой арене. Но надежно единой как Украина, так и остальные бывшие союзные республики могут быть только в составе единого геополитического пространства России[19]. Добиться этого можно лишь на основе всеобъемлющей сверхмодернистской матрицы, представляющей собой идейно-смысловой синтез всех эпох российской истории и базирующейся на принципах братства народов, социальной справедливости и всестороннего развития человека. В сегодняшних условиях реализация данной стратегии является крайне необходимой и единственно возможной. Но осуществить ее в суровых реалиях XXI века окажется непросто. Для этого нужна длительная систематическая последовательная работа при тщательном учете местной специфики каждого конкретного региона постсоветского пространства. Это, в свою очередь, потребует масштабного и стремительного укрепления отечественных экспертных центров для сбора, переработки и анализа информации, формирования на этой основе новых элитно-властных групп и подразделений с обостренным чувством ответственности за судьбы страны [20]. Положение становится крайне серьезным, если еще учитывать неоднозначный состав и численность населения России. Поэтому геополитические вызовы и угрозы требуют изыскания качественно новых подходов к обеспечению военной безопасности России, стратегического сдерживания геополитических соперников[11].