MOBILIZATION OF INDUSTRIAL IMPORT SUBSTITUTION - ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article touches upon questions of economic security, national economy of the country in general, in modern conditions. Concepts of economic security, national economy and its basic elements which are exposed to different factors of threats in the conditions of transformation of economic mechanisms, development of the market relations and expansion of integration channels are presented. Characteristics of the existing internal and external threats of economic security of the country are given. In the article the questions connected with food security and import substitution are considered, degree of the importance of providing economic security of business processes for achievement of a sustainable development of business is defined. The vector of more effective formation of the mechanism of economic security is defined.

Keywords:
economic security, external and internal economic threats, innovative development, mobilization resources, import substitution, national economy, intellectual potential, investments
Text
Text (PDF): Read Download

Во время Великой Отечественной войны мобилизационные ресурсы страны стали главным победоносным аргументом в борьбе с германским фашизмом. Наша страна устояла благодаря отчаянному бесстрашию и мужеству самых разных людей - от солдата до генерала, тружеников тыла, а также за счет активного мобилизационного развертывания экономики, как в довоенный период, так и в послевоенное время. В 21 веке, современное общество всесторонне подвержено рискам: влияние научно-технического прогресса на человека, изменение климата, возникновение новых заболеваний, появление геополитических центров экономического развития, техногенные катастрофы, дефицит энергоресурсов - все эти факторы перемещают роль государства в область экономической безопасности. В настоящее время объектом безопасности становится экономика государства на всех уровнях с ее задачами устойчивости, неуязвимости, баланса стратегической пользы и степенью определенного вреда, как неотъемлемой составляющей страны участника в международных рыночных отношениях и экономических связях. В России, Президентом РФ В.В Путиным определен долгосрочный вектор развития экономики РФ, Указ № 596 от 7 мая 2012 г. Президента РФ В. В Путина «О долгосрочной государственной экономической политике» [1]. В этом Указе экономическая безопасность определяется, как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики. Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает все стороны жизни государства, общества, экономики. Проблемы обеспечения экономической безопасности России, как важного условия ее возрождения, привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, экспертов, самых широких слоев народонаселения. Также под экономической безопасностью понимается такое состояние хозяйства и институтов власти, при котором обеспечивается подлинная защита национальных общенародных интересов от потенциальных угроз в целях преодоления кризиса, сохранения главных цивилизационных ценностей, природных богатств и основных производственных ресурсов, создание условий для устойчивого и социально направленного развития, поддержания политической стабильности и оборонной доктрины страны [3]. Большое значение для обеспечения экономической безопасности страны имеет ее промышленно-производственная составляющая. В итоге большого роста импорта машин и оборудования в Россию, сложилась ощутимая зависимость от заграничных поставок. Особенно существенна она по металлообрабатывающему, металлургическому и химическому оборудованию. Необходимо отечественное создание, станко-промышленной, технологической продукции высочайшего качества и в достаточном количестве. Если нет смысла и времени в изобретении велосипеда, можно использовать готовые технологии по франшизе в гражданском секторе промышленной индустрии. Однако технологическая составляющая экономической безопасности подразумевает такое положение научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Массовое внедрение инновационных технологий станет содействовать ускоренному переводу экономики на интенсивную модель развития, существенному изменению экспортно-импортной структуры русской экономики, ликвидации ее экономической зависимости от недружественных государств. Для нашей страны вызов глобализации означает необходимость перехода от энергосырьевого экспорта к сбалансированному участию по интеграции российского технологического потенциала в мировую экономику, экспорту наукоемкой продукции и услуг. Важной составляющей системы экономической безопасности является продовольственное импортозамещение, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечить народонаселение страны продовольствием, и собственным сельскохозяйственным сырьем [2]. Экономическая безопасность - это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства [4]. Основными задачами экономической безопасности являются: обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста, обуздание инфляции и безработицы, формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг, сокращение дефицита бюджета и государственного долга, обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения, поддержание устойчивости национальной валюты и т.п. [5]. Эти задачи определяют стратегию экономической безопасности как формирование и обоснование стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения проблем. В контексте экономической безопасности выделяют следующие составляющие: экономическую независимость; устойчивость и стабильность национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу. Экономическая независимость означает возможность осуществления государственного контроля над использованием национальных ресурсов, способность обеспечить национальные конкурентные преимущества для равноправного участия в международной торговле. Способность к саморазвитию национальной экономики страны, это принцип конкурентного пути развития малого и среднего бизнеса страны, его прогрессу, а также способность, в государственно-частном партнерстве реализовывать и защищать национальные интересы страны, создавая при этом благоприятный инвестиционно-инновационный климат, развивая интеллектуальный потенциал. Экономика, которая постоянно развивается, способна противостоять внутренним и внешним угрозам [6]. Угрозы экономической безопасности - такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни. Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества. Внешние угрозы - это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. В настоящее время необходима реализация эффективных антикризисных мер, которые позволят экономике страны активно развиваться, несмотря на сложные геополитические и внешние неблагоприятные общеэкономические факторы. Очевидно, что наиболее важными антикризисными мерами выступают: поддержка развития малого предпринимательства; создание условий для привлечения инвестиций; улучшение ситуации в социальной и трудовой сфере; сокращение необоснованных бюджетных расходов; организация производства, обеспечивающего замещение импортных товаров; увеличение удельного веса экспорта несырьевых товаров; развитие инноваций [2]. Конечно, в условиях кризиса особое значение имеет именно активизация инновационной деятельности. В современной экономике инновации, инновационная деятельность позволяют бизнесу завоевать конкурентные позиции, обеспечивать устойчивое финансовое развитие страны, так как способны гарантировать непрерывное обновление технической базы производства, выпуск новой, качественной конкурентоспособной продукции. Политика, направленная на инновационную активность, способствует развитию благоприятных экономических условий для формирования и становления наукоемких предприятий, связанных с освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений, имеющих стратегическое значение для всей страны. Основные направления государственной политики в области инноваций В. В. Путин в своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России» отметил, что, несмотря на определенные успехи, России пока не удалось уйти от энергосырьевого сценария развития. Подъем в энергетике роста добычи сырья сопровождается лишь частичной модернизацией экономики, что ведет к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за Россией роли сырьевого придатка мировой экономики. В дальнейшем это может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира и вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров, невозможность обеспечить ни безопасность и суверенитет страны, ни ее нормальное развитие [7]. Единственной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Темпы инновационного развития должны быть значительно выше сегодняшних темпов. Переход на инновационный путь развития связан, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Уже сегодня необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сфера образования должна стать базой для расширения научной деятельности. Надо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помогать им, успешно интегрироваться, в научную и инновационную среду, а главное обеспечить достойную материальную мотивацию, упредив «утечку мозгов». Составными структурными элементами экономической безопасности государства являются: человеческие ресурсы, промышленно-производственные, технологические, продовольственные, энергетические, управленческие и информационные элементы. Несомненно, главным элементом, обеспечивающим экономическую безопасность страны, являются человеческие ресурсы не только в количественном, но и в качественном их выражении. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти трудный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто встраиваться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Хочется верить, что проблемы экономической безопасности займут достойное место в системе национальной безопасности России. Хочется видеть Россию в приоритетном строю развитых стран.
References

1. Ukaz № 596 ot 7 maya 2012 g. Prezidenta RF V. V Putina «O dolgosrochnoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy politike». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/ (data obrascheniya 15.05.2015)

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27.01.2015 № 98-r «Ob utverzhdenii plana pervoocherednyh meropriyatiy po obespecheniyu ustoychivogo razvitiya ekonomiki i social'noy stabil'nosti v 2015 godu». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://government.ru/ (data obrascheniya 30.05.2015)

3. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa. http://economy-lib.com. data obrascheniya 14.06.2015)

4. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa. http://www.cfin.ru. (data obrascheniya 15.06.2015)

5. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa. http://bibliofond.ru (data obrascheniya 15.06.2015)

6. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa. http://edu.tltsu.ru (data obrascheniya 15.06.2015)

7. Nacional'naya innovacionnaya sistema i gosudarstvennaya innovacionnaya politika Rossiyskoy Federacii. Bazovyy doklad k obzoru OESR nacional'noy innovacionnoy sistemy RF. - M., 2009. - 210 s

Login or Create
* Forgot password?