Publication text
(PDF):
Read
Download
С конца ХХ - начала ХХI в. в России наблюдается повышенный интерес к стратегическому планированию. Это нашло отражение в создании как общероссийских, так и региональных стратегий развития, которые выступили в качестве управленческой опоры влияния на социально-экономическое и общественно-политическое развитие территорий. На сегодняшний день основной проблемой стратегического планирования является отсутствие целостности системы на всех уровнях национальной экономики. Недостаточно проработанная нормативно-правовая база государственного стратегического планирования не позволяет обеспечить системный подход к разработке стратегических документов разного уровня и осуществлять дезагрегирование стратегических целей в оперативные [3, c.11]. Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики, сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности. Говоря о стратегическом планировании, прежде всего следует иметь ввиду систему стратегического планирования как механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения. Проведенный анализ практики регионального планирования конца 90-х гг. ХХ века - начала ХХI века показал, что: -- разработка программ на долго- и среднесрочный период велась от случая к случаю, чаще имели место краткосрочные и антикризисные программы; -- не обеспечивалось взаимодействие между стратегическим и оперативным планированием. Документы перспективного развития часто выступали не более чем декларации; -- прогнозно-плановые документы имели в основе достаточно слабую аналитическую составляющую, почти всегда отсутствовал анализ преимуществ и недостатков региона, его потенциала, внешних факторов, влияющих на его развитие; -- блоки целеполагания программных документов характеризовались слабой проработкой; -- параметры прогнозно-плановых документов на уровне регионов в большинстве случаев рассматривались вне контекста перспектив развития Федерации в целом. Как следствие, около трети региональных прогнозов, планов и программ, по оценке Мин- экономразвития РФ, составлялось с ошибками, принципиально искажающими параметры развития экономики; во многом как следствие этого - значительная часть планов и программ не реализовывалась [2, c.183]. Проблема неопределенности в методологическом подходе к управлению социально-экономическим развитием является одной из самых важных, поскольку данный подход лежит в основе процесса стратегического планирования. Представляется целесообразным утвердить такой подход на уровне регионального законодательства, что позволит устранить целый ряд трудностей, связанных с разработкой и согласованием стратегии развития региона. Разработка и утверждение единого методологического подхода к управлению социально-экономическим развитием и, соответственно, к стратегическому планированию на уровне региона позволит сформировать инструментарий макроэкономических, социологических, политических и иных изысканий, проведение которых непременно потребуется при разработке стратегии развития региона. Кроме того, появится преемственность в планово-отчетной документации, что сделает возможным сравнение фактических и плановых показателей [5, c.109-110]. Таким образом, существует необходимость разработки макета долгосрочной Стратегии субъекта Российской Федерации. Его главным назначением будет обеспечение методологического единства долгосрочных стратегий субъектов Российской Федерации на основе Закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации должна содержать: 1. Оценку достигнутых целей социально- экономического развития субъекта Российской Федерации; 2. Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития субъекта РФ. 3. Показатели достижения целей социально- экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации Стратегии; 4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии; 5. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии; 6. Информацию о государственных программах субъекта Российской Федерации, утверждаемых в целях реализации Стратегии. 7. Иные положения, определяемые законами субъекта Российской Федерации. Очень важным моментом в реализации Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ является разработка плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ. Такой план разрабатывается на основе положений Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ на период реализации Стратегии с учетом основных направлений деятельности Правительства РФ. Говоря о госпрограммах субъекта Российской Федерации следует подчеркнуть - они разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными Стратегией с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и стратегией социально-экономического развития макрорегионов, на период, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В том случае, если на федеральном уровне утверждена и реализуется государственная программа РФ, направленная на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, может быть разработана аналогичная государственная программа субъекта Российской Федерации. Необходимо отметить и о разработке схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации разрабатывается для обеспечения устойчивого социально-экономического развития субъекта РФ и основывается на положениях стратегии социально-экономического развития субъекта РФ, стратегии социально-экономического развития макрорегионов и отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации с учетом требований, определенных Градостроительным Кодексом Российской Федерации и схемами территориального планирования Российской Федерации. Характеристика проблем, на решение которых направлена Стратегия долгосрочного развития субъекта РФ Стратегия долгосрочного развития субъекта РФ должна содержать характеристику экономического и социального положения субъекта РФ, включающую в себя: 1. Общую информацию с данными о географическом положении, особенностях природных условий, численности и национальном составе населения, крупных населенных пунктах, основных видах экономической деятельности, энергетической обеспеченности, главных транспортных магистралях, запасах полезных ископаемых. 2. Анализ экономического и социального положения субъекта за предшествующий период по следующим направлениям: -- макроэкономика (объем и структура валового регионального продукта); -- виды экономической деятельности; -- финансы (бюджет и налоги, внебюджетные фонды, межбюджетные отношения, финансовое положение предприятий); -- инвестиции (факт, тенденции); -- внешнеэкономическая деятельность; -- торговля; -- уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум и потребительская корзина); -- демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение, распределение население по полу и возрасту); -- социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура и т.д., занятость, уровень преступности); -- жилищно-коммунальное хозяйство; -- состояние окружающей среды. Анализ современного экономического и социального положения субъекта РФ рекомендуется завершить характеристикой основных проблем, решение которых и должно составить основное содержание Стратегии социально-экономического развития. Особое внимание следует уделить институциональным и структурным проблемам, социальной сфере, межрегиональным связям с другими субъектами Российской Федерации. Для количественной оценки основных проблем, целесообразно применять оценки обеспеченности важнейшими ресурсами (финансовыми, трудовыми, топливно-энергетическими и т.д.), а также наличию энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры. Выявление основных проблем развития создает объективную системного построения целей и задач стратегии и позволяет распределить их по этапам стратегии. Особо следует уделить внимание анализу форм и путей воздействия процесса глобализации на экономику и социальную сферу субъекта Российской Федерации. Рассматривать влияние глобализации целесообразно отдельно в отношении трех классических рынков: -- рынка товаров (услуг); -- рынка капитала; -- рынка труда. При анализе влияния глобализации на рынок товаров (услуг) необходимо рассматривать следующие основные аспекты: -- Роль во внешнеэкономической деятельности предприятий субъекта РФ как поставщиков продукции (поставки сверхготовой продукции, услуг, производимых на территории субъекта (возможные показатели - количество выданных патентов, сертификатов соответствия, число производств, сертифицированным по стандартам международной организации по стандартизации (ISO) и др.)). Основные аспекты, которые необходимо рассмотреть при анализе процесса глобализации на рынке капитала, следующие: -- доля предприятий с иностранным капиталом; -- роль иностранных кредитных и финансовых учреждений региона (государственных и частных) в финансировании предприятий и проектов на территории субъекта Российской Федерации; -- роль финансовых и кредитных учреждений региона (как государственных, так и частных) в финансировании проектов и предприятий за рубежом. Анализ влияния глобализации на рынок труда целесообразно проводить подробно, осветив следующие моменты: -- миграция трудовых ресурсов; -- качественная характеристика миграционных потоков по квалификации и опыту работы; -- роль иностранных образовательных программ в развитии трудового потенциала субъекта Российской Федерации; -- если имеет место отток квалифицированных кадров, то необходимо оценить ущерб, который при этом наносится экономике субъекта Российской Федерации и выделить причины этого процесса. Кроме того, целесообразно дать обоснованную оценку деятельности консалтинговых и информационно-аналитических компаний, иностранных и российских некоммерческих организаций, легально действующих на территории субъекта Российской Федерации, и их роли в процессах миграции квалифицированных трудовых ресурсов, патентном и информационном сопровождении функционирования предприятий, а также в экономической и социальной глобализации в целом. Анализ различных вариантов в решении проблем субъекта Российской Федерации и описание основных рисков В качестве возможных базовых стратегических вариантов решения выделенных проблем в сфере экономического и социального развития субъекта Российской Федерации необходимо рассмотреть следующее: 1. Эволюционный (инерционный). Прямое пролонгирование основных параметров социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, имевших место в ретроспективе. Очевидно, что данный вариант предпочтителен, в случае, если на протяжении достаточно длительного периода времени имело место устойчивая позитивная динамика социально-экономического развития субъекта РФ по всем основным направлениям. В этом случае сохраняются приоритеты развития, пропорции ресурсного обеспечения различных мер, а также состав применяемых механизмов и инструментов. Возможные преимущества: обработанность механизмов поддержки, сложившаяся система управления, снижения издержек управления, наиболее заметный эффект в ближнесрочной перспективе и др. Возможные риски: падающая эффективность, вытеснение частных инвестиций, не расширение круга активных субъектов социально-экономического и инновационного развития, исчерпание ресурсного или технологического потенциала, сужение базы для долгосрочного развития и др. 2. Инфраструктурный - преимущественное развитие инфраструктурной базы субъекта Российской Федерации. Возможные преимущества: развитие инфраструктурного потенциала для долгосрочного развития, повышение инвестиционной привлекательности, формирование «институционального ядра» в социально-экономической сфере, реализация отдельных прорывных направлений научно-технического развития и др. Возможные риски: некорректность выбора направлений инвестиций, замораживание вложенных средств, на эффективность использования нового инфраструктурного потенциала и др. 3. Партнерский - развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение новых инвесторов, частного бизнеса к участию в стратегии в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений. Возможные преимущества: расширение круга инвестиционно-активных компаний, рост внебюджетного софинансирования, усиление координации мероприятий стратегии, рациональность выбора направлений развития и др. Возможные риски: «размывание» приоритетов развития, смещение целей субъектов реализации стратегии к ближней перспективе (3-6 лет), рост издержек (финансовых, временных) управления стратегией и др. 4. Комплексный - который включает элементы всех трех сформулированных выше базовых вариантов. Возможные преимущества: объединяет основные преимущества каждого сформулированных выше вариантов, а также возможные иные специфические преимущества. Возможные риски: как правило при реализации данного подхода риски носят системный характер, однако в отдельных случаях предоставляется возможным выделение конкретных несистемных рисков. При анализе вариантов (подходов) решения проблемы необходимо по каждому варианту выделить и обосновать его преимущества, а также связанные с ним риски, оценить уровень этих рисков. На основе проведенного анализа выделяется наиболее предпочтительный вариант. Оптимизация оперативного управления субъектом Российской Федерации Наибольшие усилия региональных властей и подавляющая часть расходов региональных бюджетов сосредоточены в оперативном управлении регионами. Недостаточность средств региональных бюджетов ведет к накаливанию проблем, связанных с ремонтом и профилактикой состояния многочисленных инженерных сетей, гидротехнических сооружений, объектов социальной инфраструктуры. Все это приводит к постоянно повторяющимся «непредвиденным обстоятельствам», а попросту к многочисленным авариям и катастрофам. В связи с этим в стратегии необходимо привести анализ всех возможных явлений, которые могут нарушить нормальный ход жизни региона и предусмотреть механизм профилактики их наступления. Анализ желательно проводить по следующим направлениям: -- состояние и тенденции национально-этнических и межконфессиональных отношений; -- уровень социальной напряженности в обществе; -- обеспечение экономической безопасности; -- обеспечение безопасности на промышленных гражданских и природных объектах; -- развитие систем жизнеобеспечения, функционирующих в условиях природных и техногенных катастроф. Анализ и подготовка мероприятий по совершенствованию оперативного управления регионом могут быть выполнены в соответствии с типовым макетом Стратегии социально-экономического развития. Таким образом, выделенные нами методологические и методические подходы к совершенствованию стратегического планирования субъекта РФ позволяют разработать систему принципов формирования стратегического плана развития субъекта РФ, выделить основные направления социально-экономического развития субъекта РФ, выявить научные подходы, применяемые при разработке стратегических решений; определить критерии и показатели, характеризующие эффективность стратегического планирования.