Publication text
(PDF):
Read
Download
Международная экономическая интеграция - это хозяйственное и политическое объединение стран на основе глубоких социально- экономических взаимосвязей и разделения труда между странами. На международном уровне интеграция происходит на основе формирования и согласования их политической ситуации. В неразрывной связи между предприятиями и государством, в которой государству отводится одна из самых важных ролей. Это регулирование направлено на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами. Особое место занимает проведение совместной экономической, валютно- финансовой, социальной и внешней политики. Экономическая интеграция требует анализа всех секторов экономики. Одна из самых простых форм экономической интеграции это зона свободной торговли, которая включает ограничения между странами посредством таможенных пошлин. Создание свободно экономических зон - первостепенная задача, которая стоит перед нашим государством, для предусмотрения режима свободной таможенной зоны. В 1947 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений в послевоенный период, между 23 странами было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). С 1 января 1995 года правопреемницей ГАТТ становится Всемирная торговая организация (далее ВТО). 23 августа 2012 года Россия стала 156-м членом Всемирной торговой организации [1]. В связи с вступлением России в ВТО у нее появилась возможность отстаивать свои международные интересы и участвовать в разработке новых правил международной торговли. Исчезла необходимость в заключении с каждой страной множества договоров о торгово-экономическом сотрудничестве. Положительной стороной вступления Росси в ВТО является снижение таможенных пошлин. К следующей форме относится таможенный союз установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В этом случае межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем, чтобы обеспечить для стран одинаковые возможности в торговых отношениях. Таможенный союз дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы. Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечить его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики. Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с приведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон. Например, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам более широкий доступ ко всем ресурсам. Экономическое сближение стран в региональных рамках создает улучшенные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны третьих стран. Интеграционное взаимодействие позволяет странам-участницам решать наиболее острые социальные проблемы, такие как предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, развитие систем здравоохранение, социальное обеспечение. Взаимодействие национальных хозяйств развивается с разной степенью интенсивности, в разных масштабах. Поэтому нужно рассмотреть объективные факторы, обусловливающие этот процесс (рисунок 1). В России выработана стратегия внешнеэкономической деятельности, которая направлена на восстановление и развитие экспортного потенциала нашей страны и улучшение структуры экспорта, рационализацию импорта, повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке, преодоление неплатёжеспособности страны, улучшение положения страны в системе международного разделения труда расширение рынков сбыта российской продукции, достижение устойчивого экономического роста и повышение благосостояния населения. Осуществление перечисленных целей внешнеэкономической деятельности России затруднено рядом неблагоприятных факторов, такими как неконкурентоспособность продукции отечественных производителей; противодействием развитых стран Запада выходу на мировой рынок российских фирм с наукоемкой продукцией, способной составить конкуренцию зарубежным монополиям; огромным внешним долгом; неразвитостью финансовой, технической, информационной инфраструктуры; неурегулированностью торгово-экономических отношений с другими странами; неразвитостью валютного контроля и отсутствием иммиграционной политики, что весьма затрудняет борьбу с контрабандным вывозом капитала и «утечкой умов»; отсутствием таможенной границы, что наносит существенный ущерб национальным интересам России, дезинтеграцией экономического пространства России. Ряд регионов добились существенных льгот и особых прав в области регулирования внешней экономической деятельности, что привело к большим потерям федерального бюджета и ослаблению контроля за внешней торговлей. Присоединение России к ВТО поднимает вопрос о свободе торговли, интеграции в международные экономические процессы и либерализации внешнеэкономических связей, и влияние этих процессов на развития национальной экономики. Россия приняла общепризнанные правила международной торговли, получила возможности для защиты интересов своих компаний на внешних рынках. Одновременно были приняты обязательства по снижению тарифной защиты и ограничения по объему и инструментам поддержки ключевых секторов экономики. Сложившиеся современные явления экономического развития, когда США и страны ЕС ввели экономические санкции против России после референдума и присоединения Республики Крым дают основания полагать, что истинный характер экономических санкций имеет политические истоки. В этих условиях и чтобы не обострять экономическую ситуацию на внутреннем рынке, Россия предпринимает усилия по нейтрализации негативных последствий вводимых экономических санкций. В ответ на санкции запада Россия вводит запрет на ввоз импортной продукции. И в августе 2014 г. Президент России Владимир Путин подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Согласно президентскому указу, в течение года в Россию запрещен ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции против России или присоединились к таковым. Под действие эмбарго папали страны ЕС, США, Австралия, Канада и Норвегия. В список товаров на которые ввдятся ограничения входят молочные и мясные продукты, рыба, фруты, овощи [3, С.22]. Продовольственная безопасность затрагивает четыре аспекта: наличие, доступ, безопасное потребление и стабильность. В настоящее время в условиях временного запрета на импорт некоторых продоводьственных товаров из стран, применяющих санкции к России приведет к ухудшению продовольственной безопасности страны. Россия продолжает жить и развиваться в рамках Всемирной торговой организации. Присоединение к ВТО является только одним из факторов международной конкурентоспособности российского бизнеса. У каждого из секторов экономики - свои ограничения и риски развития, большая часть которых связана с результативностью их модернизации и степенью адаптации к реалиямрыночной экономики. Принципиальным условием получения положительных выгод от членства является защита своих прав в ВТО. Членство в ВТО дает нам основания и инструменты для оспаривания и отмены этих мер, если они противоречат правилам ВТО, нарушают режим наибольшего благоприятствования, предусмотренные обязательствами в ВТО условия доступа на рынки товаров и услуг или другие обязательства партнеров. Предстоит инициировать и выигрывать соответствующие споры, кроме того, предстоит отстаивать правомерность мер поддержки в тех спорах, которые будут инициированы партнерами. Вместе с тем Россия столкнулась с целым рядом мер, которые применяют ведущие торговые партнеры в отношении российской продукции и российских компаний по экономическим или политическим мотивам, что противоречит правилам ВТО. В этих условиях ухудшение условий хозяйствования и усиление конкуренции с иностранными производителями являются стимулом для повышения конкурентоспособности, но возникающие угрозы требуют комплекса действенных мер поддержки. Выделение факторов развития и последовательная реализация задач по повышению конкурентоспособности российских компаний в чувствительных секторах являются условиями их сохранения и развития. Введенные США и Евросоюзом антироссийские санкции и ответные защитные меры со стороны России с новой остротой подняли вопросы высокой зависимости ряда секторов российской экономики от импорта товаров и технологий. Вместе с тем они создали российским производителям окно возможностей для более активного импортозамещения. Российская экономика столкнулась снеобходимостью за два года совершить рывок в повышении конкурентоспособности и импортозамещении, на который ранее потребовались бы многие годы [2, С. 200]. Речь идет о формировании новой промышленной и аграрной политики, которая должна обеспечить прорыв в повышении эффективности производства и учитывать как новые появившиеся вызовы, так и преемственность с совершенным поворотом в пользу открытой, действующей по мировым правилам экономики. Причины замедлении экономики России можно сформировать в три группы факторов: структурные - исчерпание запасов рабочей силы и капитала; циклические - снижение цен на сырье и ужесточение монетарной и бюджетной политики мировыми центробанками; и форс-мажорные - переоценка геополитических рисков и санкции. При решении проблемы обеспечения национальной продовольственной безопасности серьезного внимания заслуживают вопросы самообеспечения страны основными видами продуктов питания, то есть удовлетворения потребности в них прежде всего путем внутренних поставок при минимальной зависимости от внешней торговли [4, С.53; 5, С.106]. Импортозамещение может рассматриваться как разновидность ускоренной индустриализации, нацеленной на преодоление социально-экономической и технико-технологической отсталости страны. Такая индустриализация представляет собой вынужденный ответ на внешние вызовы и, как показывает опыт, начинается раньше, чем полностью созревают для неё внутренние предпосылки. Сегодня перед Россией стоит задача реиндустриализации, причём императив такой реиндустриализации возник задолго до обострения конфронтации с Западом. События конца 2013 и всего 2014 гг. лишь обнажили необходимость такой реиндустриализации - Запад готов вести равноправные переговоры и политический торг только с теми странами, которые обладают реальной экономической мощью и способны быть самостоятельными субъектами мирового развития.