THE FORMATION OF LONG-TERM STRATEGIES FOR COMBATING ECONOMIC CRIMES IS THE MOST IMPORTANT ELEMENT OF IMPROVING THE INTERNAL SECURITY OF OUR COUNTRY
Abstract and keywords
Abstract (English):
According to the author, after the entry into force of the Criminal code of the Russian Federation in the legislature made a large number of market bills repressive nature concerning in fixed economic relations. Finally, in Chapter 22 of the criminal code of Russia would found the new rules, the number of articles provided by new qualifying features, enhanced penalties for certain crimes. In the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, was first introduced a bill on decriminalization of a number of crimes in the sphere of eco-nomic activity, mitigation of punishment. From this it follows that the ideal is the formation of long-term economic strategy and compliance with it policies against economic pre-speeches, of course, taking into account quantitative and qualitative changes of the illegal acts of this kind.

Keywords:
the strategy for combating corruption, crime in the sphere of taxation, organized crime, crime prevention, economic activity
Text
Publication text (PDF): Read Download

В реалиях середины второго девятилетия XXI столетия необходимо, чтобы беспрерывное и бессистемное внесение изменений и дополнений в законодательство сменилось взвешенным и объективным подходом к его совершенствованию, сочетающим свойства социальной обусловленности, научной обоснованности и практической значимости [1, с. 65]. Для этого в обозримом будущем необходимо: - определение экономической стратегии и политики борьбы с экономическими преступлениями в долгосрочных программных документах; - создание при законодательных органах государственного консультационного совета из наиболее квалифицированных специалистов в области регулятивного и охранительного права с предоставлением права участвовать в разработке и сопровождении законопроектов вплоть до их принятия ; - одновременное принятие законов, регулирующих и охраняющих одни и те же общественные отношения в сфере экономической деятельности, в целях согласования бланкетных норм уголовного права с нормами иных отраслей законодательства; переход к либеральной модели уголовного права [2, с. 62]: - декриминализация массовых преступлений небольшой и средней тяжести (ст. 200 УК России), а также ряда деяний, с которыми можно бороться средствами административного права или экономическими мерами (ст. 171, 193 УК России и др.), соблюдение принципа экономии репрессии при моделировании санкций норм гл. 22 УК России (назначение лишения свободы на определенный срок и конфискации имущества только за тяжкие и особо тяжкие преступления, за остальные - наказаний, не связанных с лишением свободы: штраф и др.) [3, с. 272]; - в целях максимально широкого применения имущественных санкций в нормах Общей части УК России целесообразно предусмотреть возможность замены штрафа частичной или полной конфискацией имущества виновного в случае злостного уклонения от его уплаты [4, с. 121]. Самое пристальное внимание в вопросах обеспечения экономической составляющей внутренней безопасности следует уделять стратегии борьбы с коррупцией в России. Автор изучил влияние степени коррумпированности общества на уровень преступности в нем. В этих целях он подверг анализу данные международной неправительственной организации Трансперенси Интернэшнл (Transparency International), которая ежегодно изучает проблему коррупции в глобальных масштабах. Так вот, если сравнить результаты исследований этой организации о степени коррумпированности разных государствах мира с уровнем преступности в тех же странах, то обнаружится любопытная закономерность. Чем больше коррумпировано общество, тем меньше государством регистрируется преступлений. И наоборот, чем меньше граждане подвержены коррупции, тем выше в стране их проживания уровень преступности из расчета на 100 тыс. населения. К примеру, наименее коррумпированной страной мира признается сегодня Дания, где в сравнении с Россией восприятие коррупции населением ниже в 4,2 раза, хотя уровень регистрируемой преступности в указанной скандинавской стране выше российского в 4,9 раз [5, с. 47]. К профилактическим мерам противодействия коррупционной подверженности стадий уголовного расследования могут являться: усиление прокурорского надзора за расследованием преимущественно экономических и коррупционных преступлений, а также взаимодействие СМИ, правозащитных организаций и следственных органов (по результатам расследования фактов коррупции, прежде всего известных общественности). Приоритетное направление в борьбе с коррупцией имеющимися уголовно-правовыми средствами должно составлять реагирование на проявления организованного подкупа и продажности государственных служащих. Для определения состояния организованного подкупа, не показательны имеющиеся данные уголовной статистики, которые не фиксируют ни одного преступления «дача взятки», совершенного в составе организованных групп. Как правило, такие проявления высоко латентны, а раннее их предупреждение фактически предопределено быть несостоятельным, и, прежде всего потому, что для организованных преступных формирований важное направление в продвижении их интереса составляет подкуп государственных служащих, а чаще подкуп на корню большой их штатной численности. Очевидно поэтому, что за совершение взяточничества в составе организованной группы выявляются исключительно только те, кому инкриминируют преступление «получение взятки», притом, что уголовная статистика неполно отражает организованную составляющую взяточничества. В этой связи отмечается насущная необходимость наличия функций координирования деятельности по борьбе с коррупцией на всех уровнях государственных органов власти. Именно в этом будет заключаться основа совершенствования антикоррупционной деятельности на ближайшую перспективу. Не меньшего внимания в сфере обеспечения внутренней безопасности требует стратегия борьбы с преступностью в сфере налогообложения. По нашему мнению, первоочередной задачей борьбы с преступностью в сфере налогообложения должна стать новая государственная идеология. Без политики государства по изменению общественного сознания любые позитивные трансформации в экономике станут безрезультатными, даже если последние будут подкреплены нормативноправовыми актами об ответственности за нарушения налогового законодательства [6, с. 62]. В качестве составляющих такого направления государственной политики можно назвать: полное неприятие уклонения от уплаты налогов (сборов), как часть национальной идеи («платить налоги выгоднее, чем от них уклоняться»), политику приоритета общественных интересов над личными. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно отмечал, что сегодня необходимо мобилизовать интеллектуальные ресурсы общества и включить в работу общественные силы, которые ставят общенациональные интересы выше групповых, корпоративных и тем более личных. В условиях западных санкций крайне необходимо обеспечить информационную «прозрачность» расходной и доходной частей бюджетов всех уровней, параллельно необходимо проводить следующие изменения в социально-экономической политике, а именно: сокращение наличного денежного оборота; упорядочение деятельности оффшоров; дифференцированный подход к применению отсрочки (рассрочки) уплаты налогов (сборов). Жизненно важной является проводимая в последнее время налоговая реформа, позволяющая экономике развиваться без ущерба для предпринимателей. При этом недопустимой остается пагубная для бюджетов разных уровней практика реструктуризации задолженности крупных организаций-налогоплательщиков, поскольку нарушаются принципы законности (отсутствие законов о реструктуризации) и равенства всех перед законом. Стратегия борьбы с организованной преступностью в экономике страны, как условие успешного обеспечения внутренней безопасности, также требует самого пристального внимания. Различные виды и формы организованной преступности требуют от правоохранительных органов государства разработки и принятия разнообразных стратегических решений в сфере борьбы с этим опасным социальным явлением. В свою очередь наличие координации и синергетических связей между всевозможными организованными преступными группировками, направленных на решение некоторых общих для них целей и задач, обусловливают в борьбе с ними системный, комплексный и прогностический обоснованный подход [7, с. 93]. В структуру комплексного прогнозирования борьбы с организованной преступностью будет входить разработка концепции борьбы с преступностью, содержание которой должно охватывать в рационально-необходимом соотношении идеи «войны», «борьбы», «компромисса», «сотрудничества» с преступностью и др. Прогнозное обоснование новой или усовершенствованной концепции борьбы с организованной преступностью, в свою очередь, потребует новых методологических основ и подходов к ее разработке, как, впрочем, к разработке и всего комплексного прогноза [8, с. 52]. Учитывая, что стратегия борьбы с организованной преступностью затрагивает многообразные социально-правовые объекты жизнедеятельности людей, методологической основой рассматриваемого комплексного прогнозирования должны выступать объектно-центристская, и субъектноцентристская концепции мировоззрения. Идея такого «рефлексивного» подхода достаточно проста и, на наш взгляд, абсолютно верна. Все объекты анализируемой стратегии имеют два системных комплекса: объективный и субъективный. В уголовно-правовых конструкциях это - совокупность объективных и субъективных признаков, в криминологическом аспекте это - организованная преступность, ее виды и формы (объективность) и личность преступника (объективность + субъективность), в уголовной политике это - объективный законотворческий процесс и субъективная воля законодателя и т.д. Иными словами, методологическую основу комплексного прогнозирования борьбы с организованной преступностью будут (и должны) составлять общепринятые, традиционные методологические подходы (гносеологическая концепция), а также нетрадиционные, но научно обоснованные методологические инструментарии, которые будут дополнять основные и общепринятые. Комплексные прогнозы в стратегиях борьбы с организованной преступностью должны быть настолько системны, насколько возможны границы различных, но единых в своей основе отраслевых прогнозов. Речь идет о разумном соотношении таких видовых прогнозов, как криминологический, уголовно-правовой, пенитенциарный, уголовнополитический, уголовно-процессуальный, оперативнорозыскной, судебный и т.д. [9, с. 25] Все это требует дальнейшего совершенствования работы по формированию долгосрочной стратегии борьбы с экономическими преступлениями.
References

1. Kobec P. N. Sovershenstvovanie ugolovnogo zakonodatel'stva kak odno iz vazhneyshih povysheniya effektivnosti bor'by s prestupnost'yu. Sbornik nauchnyh statey po itogam nauchno-prakticheskogo seminara v Moskovskom universitete MVD Rossii, posvyaschennogo pamyati Zasluzhennogo deyatelya nauki R.F., d.yu.n., professora Yu.I. Lyapunova / Pod ob. Red. d.yu.n., prof. N.I. Vetrova i d.yu.n., prof. N.G. Kadnikova. - M.: Moskovskiy universitet MVD Rossii, 2007.

2. Kobec P. N. Sovershenstvovanie deystvuyuschego rossiyskogo zakonodatel'stva v oblasti naznacheniya ugolovnogo nakazaniya v usloviyah novogo tysyacheletiya. Gumanitarnye i kul'turno-istoricheskie aspekty razvitiya rossiyskogo obschestva. Sbornik nauchnyh trudov / Pod red. V.V. Galkina. Vyp 2. - Voronezh: Central'no-chernozemnoe knizhnoe izdatel'stvo, 2005.

3. Kobec P. N. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya ugolovnogo zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii v usloviyah vtorogo desyatiletiya XXI stoletiya. Yuridicheskiy pozitivizm i konkurenciya teorii prava: istoriya i sovremennost' (k 100-letiyu so dnya smerti G.F. Shershenevicha): materialy VI ezhegodnoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Ivanovo, 5-8 oktyabrya 2012 g.: v 3 ch./ otv. Red.: O.V. Kuz'mina, E.L. Poceluev. - Ivanovo: Ivan. Gos. un-t, 2012. - Ch.2.

4. Kobec P. N. Sovremennoe sostoyanie i problemy sovershenstvovaniya ugolovnogo zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. Sovremennoe sostoyanie i problemy ugolovnogo i ugolovno-processual'nogo prava, yuridicheskoy psihologii. Sekciya «Ugolovnoe pravo»: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konfer., Rossiya, g. Volgograd, 13-14 dek. 2012 g. /FGAOU «Volgograd. gos. un-t»: Izdatel'stvo VolGU, 2012.

5. Kobec P. N. O roli integracionnyh processov v sisteme rossiyskogo ugolovnogo zakonodatel'stva: problemy i resheniya. Sbornik nauchnyh trudov / Pod. red. doc. L.F. Kostrichenko. Vyp. 1. - Voronezh: Voronezhskiy CNTI - filial FGBU «REA» Minenergo Rossii, 2013.

6. Kobec P. N. Sovershenstvovanie ugolovnogo zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii za nalogovye prestupleniya. Aktual'nye voprosy yurisprudencii i yuridicheskogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah. Sbornik statey. / Pod red. Muhacheva V.A. Kirov: MFYuA i NA MVD RF, 2006.

7. Kobec P. N. O faktorah okazyvayuschih vozdeystvie na rost organizovannoy prestupnosti v Rossii. Sostoyanie i tendencii razvitiya organizovannoy prestupnosti v Rossiyskoy Federacii: Materialy kruglogo stola (Moskva, 14 noyabrya 2008 g.). - M.: VNII MVD Rossii, 2009.

8. Kobec P. N. O neobhodimosti regulyarnogo social'no-kriminologicheskogo monitoringa kriminal'noy situacii v Rossiyskoy Federacii. Obschestvo i pravo. Mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal. № 2 (48) 2014.

9. Kobec P. N. Analiz izmeneniy v ugolovnom zakonodatel'stve i ih rol' v bor'be s prestupnost'yu. Evolyuciya pravovoy nauki: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (23 iyunya 2014 g., g. Ufa). - Ufa: Aeterna, 2014.

Login or Create
* Forgot password?