Text (PDF):
Read
Download
В реалиях середины второго девятилетия XXI столетия необходимо, чтобы беспрерывное и бессистемное внесение изменений и дополнений в законодательство сменилось взвешенным и объективным подходом к его совершенствованию, сочетающим свойства социальной обусловленности, научной обоснованности и практической значимости [1, с. 65]. Для этого в обозримом будущем необходимо: - определение экономической стратегии и политики борьбы с экономическими преступлениями в долгосрочных программных документах; - создание при законодательных органах государственного консультационного совета из наиболее квалифицированных специалистов в области регулятивного и охранительного права с предоставлением права участвовать в разработке и сопровождении законопроектов вплоть до их принятия ; - одновременное принятие законов, регулирующих и охраняющих одни и те же общественные отношения в сфере экономической деятельности, в целях согласования бланкетных норм уголовного права с нормами иных отраслей законодательства; переход к либеральной модели уголовного права [2, с. 62]: - декриминализация массовых преступлений небольшой и средней тяжести (ст. 200 УК России), а также ряда деяний, с которыми можно бороться средствами административного права или экономическими мерами (ст. 171, 193 УК России и др.), соблюдение принципа экономии репрессии при моделировании санкций норм гл. 22 УК России (назначение лишения свободы на определенный срок и конфискации имущества только за тяжкие и особо тяжкие преступления, за остальные - наказаний, не связанных с лишением свободы: штраф и др.) [3, с. 272]; - в целях максимально широкого применения имущественных санкций в нормах Общей части УК России целесообразно предусмотреть возможность замены штрафа частичной или полной конфискацией имущества виновного в случае злостного уклонения от его уплаты [4, с. 121]. Самое пристальное внимание в вопросах обеспечения экономической составляющей внутренней безопасности следует уделять стратегии борьбы с коррупцией в России. Автор изучил влияние степени коррумпированности общества на уровень преступности в нем. В этих целях он подверг анализу данные международной неправительственной организации Трансперенси Интернэшнл (Transparency International), которая ежегодно изучает проблему коррупции в глобальных масштабах. Так вот, если сравнить результаты исследований этой организации о степени коррумпированности разных государствах мира с уровнем преступности в тех же странах, то обнаружится любопытная закономерность. Чем больше коррумпировано общество, тем меньше государством регистрируется преступлений. И наоборот, чем меньше граждане подвержены коррупции, тем выше в стране их проживания уровень преступности из расчета на 100 тыс. населения. К примеру, наименее коррумпированной страной мира признается сегодня Дания, где в сравнении с Россией восприятие коррупции населением ниже в 4,2 раза, хотя уровень регистрируемой преступности в указанной скандинавской стране выше российского в 4,9 раз [5, с. 47]. К профилактическим мерам противодействия коррупционной подверженности стадий уголовного расследования могут являться: усиление прокурорского надзора за расследованием преимущественно экономических и коррупционных преступлений, а также взаимодействие СМИ, правозащитных организаций и следственных органов (по результатам расследования фактов коррупции, прежде всего известных общественности). Приоритетное направление в борьбе с коррупцией имеющимися уголовно-правовыми средствами должно составлять реагирование на проявления организованного подкупа и продажности государственных служащих. Для определения состояния организованного подкупа, не показательны имеющиеся данные уголовной статистики, которые не фиксируют ни одного преступления «дача взятки», совершенного в составе организованных групп. Как правило, такие проявления высоко латентны, а раннее их предупреждение фактически предопределено быть несостоятельным, и, прежде всего потому, что для организованных преступных формирований важное направление в продвижении их интереса составляет подкуп государственных служащих, а чаще подкуп на корню большой их штатной численности. Очевидно поэтому, что за совершение взяточничества в составе организованной группы выявляются исключительно только те, кому инкриминируют преступление «получение взятки», притом, что уголовная статистика неполно отражает организованную составляющую взяточничества. В этой связи отмечается насущная необходимость наличия функций координирования деятельности по борьбе с коррупцией на всех уровнях государственных органов власти. Именно в этом будет заключаться основа совершенствования антикоррупционной деятельности на ближайшую перспективу. Не меньшего внимания в сфере обеспечения внутренней безопасности требует стратегия борьбы с преступностью в сфере налогообложения. По нашему мнению, первоочередной задачей борьбы с преступностью в сфере налогообложения должна стать новая государственная идеология. Без политики государства по изменению общественного сознания любые позитивные трансформации в экономике станут безрезультатными, даже если последние будут подкреплены нормативноправовыми актами об ответственности за нарушения налогового законодательства [6, с. 62]. В качестве составляющих такого направления государственной политики можно назвать: полное неприятие уклонения от уплаты налогов (сборов), как часть национальной идеи («платить налоги выгоднее, чем от них уклоняться»), политику приоритета общественных интересов над личными. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно отмечал, что сегодня необходимо мобилизовать интеллектуальные ресурсы общества и включить в работу общественные силы, которые ставят общенациональные интересы выше групповых, корпоративных и тем более личных. В условиях западных санкций крайне необходимо обеспечить информационную «прозрачность» расходной и доходной частей бюджетов всех уровней, параллельно необходимо проводить следующие изменения в социально-экономической политике, а именно: сокращение наличного денежного оборота; упорядочение деятельности оффшоров; дифференцированный подход к применению отсрочки (рассрочки) уплаты налогов (сборов). Жизненно важной является проводимая в последнее время налоговая реформа, позволяющая экономике развиваться без ущерба для предпринимателей. При этом недопустимой остается пагубная для бюджетов разных уровней практика реструктуризации задолженности крупных организаций-налогоплательщиков, поскольку нарушаются принципы законности (отсутствие законов о реструктуризации) и равенства всех перед законом. Стратегия борьбы с организованной преступностью в экономике страны, как условие успешного обеспечения внутренней безопасности, также требует самого пристального внимания. Различные виды и формы организованной преступности требуют от правоохранительных органов государства разработки и принятия разнообразных стратегических решений в сфере борьбы с этим опасным социальным явлением. В свою очередь наличие координации и синергетических связей между всевозможными организованными преступными группировками, направленных на решение некоторых общих для них целей и задач, обусловливают в борьбе с ними системный, комплексный и прогностический обоснованный подход [7, с. 93]. В структуру комплексного прогнозирования борьбы с организованной преступностью будет входить разработка концепции борьбы с преступностью, содержание которой должно охватывать в рационально-необходимом соотношении идеи «войны», «борьбы», «компромисса», «сотрудничества» с преступностью и др. Прогнозное обоснование новой или усовершенствованной концепции борьбы с организованной преступностью, в свою очередь, потребует новых методологических основ и подходов к ее разработке, как, впрочем, к разработке и всего комплексного прогноза [8, с. 52]. Учитывая, что стратегия борьбы с организованной преступностью затрагивает многообразные социально-правовые объекты жизнедеятельности людей, методологической основой рассматриваемого комплексного прогнозирования должны выступать объектно-центристская, и субъектноцентристская концепции мировоззрения. Идея такого «рефлексивного» подхода достаточно проста и, на наш взгляд, абсолютно верна. Все объекты анализируемой стратегии имеют два системных комплекса: объективный и субъективный. В уголовно-правовых конструкциях это - совокупность объективных и субъективных признаков, в криминологическом аспекте это - организованная преступность, ее виды и формы (объективность) и личность преступника (объективность + субъективность), в уголовной политике это - объективный законотворческий процесс и субъективная воля законодателя и т.д. Иными словами, методологическую основу комплексного прогнозирования борьбы с организованной преступностью будут (и должны) составлять общепринятые, традиционные методологические подходы (гносеологическая концепция), а также нетрадиционные, но научно обоснованные методологические инструментарии, которые будут дополнять основные и общепринятые. Комплексные прогнозы в стратегиях борьбы с организованной преступностью должны быть настолько системны, насколько возможны границы различных, но единых в своей основе отраслевых прогнозов. Речь идет о разумном соотношении таких видовых прогнозов, как криминологический, уголовно-правовой, пенитенциарный, уголовнополитический, уголовно-процессуальный, оперативнорозыскной, судебный и т.д. [9, с. 25] Все это требует дальнейшего совершенствования работы по формированию долгосрочной стратегии борьбы с экономическими преступлениями.